Парамонова Софья Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 13» г. Нефтеюганска
Предмет: русский язык Класс: 3 (система Л.В.Занкова)
Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Цели деятельности педагога:
-через наблюдения и исследовательскую работу учащихся выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода имён существительных;
-познакомить с новой орфограммой «Мягкий знак (ь) после букв шипящих согласных на конце существительных»;
-составить алгоритм написания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных;
-содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Планируемые результаты образования:
Личностные: чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи, осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные (УУД):
определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств её осуществления, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение.
Предметные: писать ь после шипящих на конце имён существительных женского рода; не писать ь после шипящих на конце имён существительных мужского рода;
группировать имена существительные в зависимости от их принадлежности к определенному роду.
Учебник «Русский язык» А.В.Полякова. 3 кл.(2часть 1-4). Орфографический словарь.
Карточки с заданиями для исследовательской работы в группах.
Опорные карточки со словами «дочь», «глушь».
Индивидуальные карточки для самостоятельной работы.
Листы с изображением руки, цветка.
№ п/ п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы работы |
1 | Организационный момент | 1.Мотивация на урок. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ну-ка, проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? (Приветствие, ребята занимают свои места) Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? | | |
| | 2.Упражнения для мозговой гимнастики. -Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову на грудь. Продолжайте ровно дышать. Покачайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди. Откройте глаза. Вы спокойны. Настроение хорошее. Тогда вперёд! -Запишите в тетрадь число, классная работа, выделите орфограммы. | Запись в тетрадь числа, классная работа, выделение орфограмм. | Самостоятель-ная работа. |
2. | Актуализация опорных знаний. | а) (На экране запись) Ш Щ Ч Ж -Что вы можете сказать об этих буквах? --Запишите их в две группы. | -Эти буквы обозначают шипящие звуки. Их можно разделить на две группы. Одна группа, обозначающие твёрдые согласные Ш, Ж. Вторая - мягкие Щ, Ч. | Фронтальная работа. Самостоятель-ная работа. |
| | б) На экране слова : пал.то, вороб.и, тетрад., в.юга, друз.я, роял.. -Прочитайте слова. -Что вы можете сказать о них? -По какому признаку можно разделить слова на две группы? - Запишите их в два столбика. -Выделите орфограммы. -Обменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу на экране. Если правильно выполнено, на полях поставьте знак «плюс», если с ошибками «минус». | - Все слова - имена существительные, так как отвечают на вопросы кто? или что?, обозначают предмет, явления природы и сообщество людей. -В словах первой группы мягкий знак обозначает мягкость согласного, второй - разделительный мягкий знак. | Фронтальная работа. Самостоятель-ная работа. |
3. | Постановка проблемы. | а)-Предлагаю слово «НОЧЬ». -К какой бы группе вы отнесли данное слово? Исследуйте это слово. б)- А теперь в слове «НОЧЬ» я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце слова. -Куда отнесём данное слово? б) Аналогичная работа со словом «МЫШЬ». -Какую задачу нам надо сегодня решить? -Назовите тему урока. -Вы сейчас выступите в роли исследователей. -Какими качествами должен обладать исследователь? | - В этом слове на конце согласный, шипящий, мягкий, после него пишется мягкий знак, значит можно отнести к первой группе. - -Звук произносится так, как и с мягким знаком на конце. -Мягкий знак как и не нужен, но он есть, значит, слово нельзя отнести ни к одной группе. -Отнесём его в третью группу. -Звук Ш- шипящий, твёрдый, а мягкий знак здесь также пишется, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе, значит отнесём его к третьей группе. -Мы должны узнать, почему в одном случае у существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак, а в других –нет. -Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | Фронтальная работа. |
4. | Физкультминутка. | Чтобы быть внимательными и здоровыми проведём физкультминутку. Если я буду произносить существи-тельные женского рода, приседают девочки, а если мужского - мальчики. Называю слова: ключ, дочь, нож, печь, падеж, речь, этаж, помощь, камыш, ночь, ёрш, полночь, вещь, ёж. | | |
5. | Открытие детьми нового знания. а) исследование слов б) обсуждение в) выводы г)введение орфограм-мы и её обозначение. д) составление алго-ритма. | -А сейчас занимайте свои места, возьмите карточку№1, внимательно читайте инструкцию к заданию и шаг за шагом её выполняйте. Задания на карточке. 1.Прочитайте слова: ЁЖ, КЛЮЧ, ПЕЧЬ, ПОМОЩЬ, ТИШЬ, НОЖ. 2.Определи, к какой части речи они относятся. 3.Какие звуки слышатся на конце слов? 4.Определи род данных слов. 5.Раздели слова по родовому признаку (ж.р., м.р.). 6.Запиши слова в два столбика. 7.Наблюдай, когда пишется мягкий знак, а когда не пишется. 8. Сделай вывод. -Какую роль играет мягкий знак у существительных после шипящих на конце. После ответа детей вопросительный знак около слов НОЧЬ, МЫШЬ убираю. -Сверьте с учебником, к такому ли мы пришли выводу? -С какой новой орфограммой познакоми-лись? -Научимся её обозначать графически на письме. - Букву шипящего подчеркнём двумя чертами, она сигналит, будь внимате-лен, а орфограмму – одной. Мягкий знак на конце существительных с шипящими род ж м ь - | Защита предложений и выводов у доски представителями нескольких пар. В ходе обсуждения происходит открытие нового знания - мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных только женского рода. -Указывает на женский род имён су-ществительных с шипящими на конце. Чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой в учебнике. Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | Работа в парах. Фронтальная работа. |
6. | Закрепление а) проговаривание в устной форме с записью в тетради и на доске. Физкультминутка. б) работа по карточкам | а) Запись на доске. Известный скрипач(?). Вкусный борщ(?). Золотая брош(?). Нужная вещ(?). Пробежала дрож(?). Блеснул луч(?). -Что помогло вам в определении рода имён существительных? -А если трудно определить род существительных, как мы будем поступать? -Найдите в словаре слово «ЛАНДЫШ». Упражнения для глаз по тренажёру. У вас, ребята, на партах лежат цветы. Они необычные. На обратной сто-роне, на карточке записаны задания. (Карточки вставлены в прорези.) Если вы правильно выполните задания, цветы никогда не завянут. Постарайтесь, пожалуйста. Карточка № 2. 1.Спиши, вставляя, где надо мягкий знак. 2.Подчеркни орфограмму. Ноч., нож., товарищ., молодёж., малыш., врач., борщ., ёрш., печ., мыш., помощ., глуш.. 3. Составь предложение одним из слов. - Проверьте себя по образцу на эк-ране. -Если правильно выполнено, на полях поставьте знак «плюс», если с ошибками «минус». | Ученики по очереди выходят, комментируют, вставляют орфограмму, подчёркивают её. -Имена прилагательные. -Окончания -ая - ж.р., -ый - м.р. -А ещё глагол прошедшего времени. Окончание -а - ж.р., нулевое -м.р.. -Обратимся к «Орфографическому словарю». - Слово «ЛАНДЫШ» мужского рода, значит, мягкий знак писать не надо. | Фронтальная работа. Самостоятель-ная работа. |
7. | Итог урока. | - Какое открытие вы сегодня сделали? -Где пригодится это открытие? -Кто не ошибался в определении и написании орфограммы? - Кому ещё надо поработать? -Игра «Да, нет». Если я произношу существительное, на конце которого надо писать мягкий знак, вы говорите «да», если не надо - «нет». -Рожь, печь, камыш, мяч, плащ, вещь. | | Фронтальная работа. |
8. | Домашнее задание. | -Повторить алгоритм. С.103. Упр. 487, 488. Посмотрите и выберите то, которое вам нравится. -Наш урок подходит к концу. Что обычно говорят на прощание? -Наш урок подходит к концу. Что обычно говорят на прощание? -До свидания, до скорой встречи, спа-сибо, обмениваются рукопожатиями, прикасаясь, друг к другу ладонями. На экране словарные слова «до свидания», «спасибо», «ладонь». -На парте у вас лежат листочки с изо-бражением ваших ладошек. Запишите на них словарные слова и обменяйтесь. Проверьте записанные слова. Пусть тепло ваших сердец передаётся через ладошки, и пожелайте друг другу всего хорошего. -Урок закончен. Спасибо. | | |
Самоанализ урока по теме: «Мягкий знак после букв шипящих согласных на конце имён существительных» в 3 А классе по РО Л.В. Занкова.
В соответствии с рабочей программой по русскому языку для 3класса начальной школы по учебнику Л.В. Поляковой. - это последний урок по теме «Имя существительное».
Тип урока- открытие новых знаний.
Цели деятельности педагога:
-через наблюдения и исследовательскую работу учащихся выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода имён существительных;
-познакомить с новой орфограммой «Мягкий знак (ь) после букв шипящих согласных на конце существительных»;
-составить алгоритм написания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных;
-развивать речь, мышление, навыки самоконтроля;
-содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Планируемые результаты образования:
Личностные: чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи, осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные (УУД):
определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств её осуществления, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение.
Предметные: писать ь после шипящих на конце имён существительных женского рода; не писать ь после шипящих на конце имён существительных мужского рода;
группировать имена существительные в зависимости от их принадлежности к определенному роду.
Урок проводился с обучающиеся класса, потенциал которого средний, среди них один инвалид, часто болеющих -трое, один с нарушением моторики. Большая часть детей - визуалы( воспринимают учебный материал глазами). Они обладают наглядно- образным типом памяти, т.е. особенно хорошо запоминают наглядные образы надолго и легко воспроизводят тот учебный материал, который преподносится нестандартно и конкретно. При составлении урока были учтены психолого-педагогические особенности класса и использованы в качестве наглядного материала презентация, карточки, игровые моменты.
Для реализации поставленных задач я использовала методы: -коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога; -познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; -преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике.
В процессе подготовки к уроку я опиралась на принципы здоровьесберегающей педагогики: доступности; научности; проблемности; наглядности, от которого зависит эффективность обучения;
-принцип сознательности и активности с целью формирования устойчивого внимания и осмысленного отношения к учебной задаче;
-принцип оздоровительной направленности.
Все этапы урока были направлены на достижение цели и задач с учётом особенностей класса. При проведении организационного момента была визуально проверена подготовка детей к уроку, был создан психологический настрой на урок, позволяющий создать комфортную обстановку для работы.
Образовательная задача являлась стержневой на протяжении всего урока. При актуализации знаний детям была предложена учебная задача, практическое решение которой требовало самостоятельного использования ранее сформированных умений и навыков по теме урока и систематизации того, что им уже известно и что неизвестно. Создана проблемная ситуация через преднамеренное столкновение достигнутого учащимися уровня знаний с научным фактом, для объяснения которого у детей не хватило знаний и жизненного опыта. В ходе мини-исследования в парах произошло открытие новой закономерности. Знания не передавались учащимся в готовом виде, а приобретались ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Создан алгоритм действий для правильного написания орфограммы, графическое её изображение. В процессе урока учащиеся практиковались в применении новых знаний. В результате ученики овладели новыми учебными операциями по постановке мягкого знака в именах существительных женского рода на конце после букв согласного шипящего.
Развитие учащихся прослеживалось на всех этапах урока. Учащиеся получили новые знания, анализировали и классифицировали учебный материал, учились обобщать.
Коммуникативность учащихся проявлялась в умении вести диалог, рассуждать, активно взаимодействовать в паре с товарищами.
Отметки за уроки не выставляются, дети отмечают только успешность в изучении темы, выявляя причину ошибок. Рефлексия проведена в форме вопросов, ответов и игры.
Я считаю, что поставленные мною задачи достигнуты, план реализован. Думаю, что данный урок надолго сохранится в памяти учеников, и завтра они будут готовы совершать новые открытия на уроках русского языка.