Конспект открытого урока по русскому языку
Власова Наталья Александровна
учитель русского язык и литературы
МОБУ «Бережковскя основная
общеобразовательная школа»
Класс: 7
Тема урока: «Наречие. Повторение изученного»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок повторения и систематизации знаний
УМК: под редакцией Т.А. Ладыженской
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями, оценочные листы.
Педагогические цели (цели урока для учителя):
Обучающие:
- организация учебной деятельности, направленной на формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи;
- создание условий для формирования у учащихся практического умения находить в тексте наречия, определять его грамматические признаки и синтаксическую функцию.
Развивающие:
- способствовать формированию у учащихся опыта самостоятельной постановки целей учебной деятельности под руководством учителя (регулятивные УУД).
- развитие умений анализа и синтеза, логического мышления
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности в организации и осуществлении своей учебной деятельности.
Задачи урока (для учителя):
- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения основных морфологических признаков и значения наречия;
- организовать понимание учащимися последовательности шагов алгоритма по нахождению наречий в тексте;
- организовать тренинг по отработке умения находить в тексте наречия и слова, от которых они зависят, задавать вопросы, определять их значение и роль в предложении и речи;
- организовать контроль действий учащихся;
- организовать рефлексивную оценку.
Учебные цели (цели урока для учащихся):
-повторить определение и значение понятия наречие;
- научиться находить наречие в речи и отличать его от других частей речи, определять его синтаксическую роль;
- научиться доказывать, что найденные слова – наречия.
Задачи урока (для ученика):
-учиться ставить учебные цели и задачи;
- учиться самостоятельно формулировать выводы по ходу своей исследовательской работы;
- познакомиться с алгоритмом действий по нахождению наречий в тексте и определению их морфологических признаков и синтаксической роли;
- потренироваться в самостоятельных действиях по данному алгоритму;
- проконтролировать себя;
- делать рефлексивную оценку
Формируемые УУД: познавательные , регулятивные, личностные, коммуникативные
Познавательные
• построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи
Регулятивные
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на уроке;
• формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели
Коммуникативные
• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
• построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
Учащиеся получат возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литература | Фронтальная Индивидуальная Парная | Мультимедийный проектор. Классная доска Раздаточный материал Листы самооценки |
Ход урока
Организационный этап
Эмоциональный настрой
Ребята, вы волнуетесь, я тоже очень волнуюсь. Поэтому я вас очень попрошу помочь мне провести сегодняшний урок.
И мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:
(Слайд 2)
-активно
-превосходно
-плодотворно
-успешно
-удачно
- Ребята, что объединяет все эти слова?
Ответ учащихся: Все эти слова являются наречиями.
Я очень рада, что вы их сразу узнали. Наверное, и примеры можете привести? Давайте сделаем это вместе. А чтобы было интереснее, воспользуемся антонимами.
Можно говорить тихо, а можно_____________, можно прыгать высоко, а можно ______________, можно идти медленно, а можно______________, можно находиться далеко, а можно _______________.
Ребята, все уверены в том, что наречия для нас загадкой уже не являются? Предлагаю сегодня поработать над тем, чтобы обобщить наши знания о наречиях и еще раз вспомнить о признаках наречия, о его роли в предложении, попробуем быстро и безошибочно распознавать наречия в тексте. Согласны?
Итак, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Ответы учащихся могут быть разными.
Да вы большие молодцы, сегодня мы будем говорить о наречии.
Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока.
(Слайд 3)
Как сказал великий русский писатель М. Горький
Русский язык необыкновенно богат
наречиями, которые делают нашу
речь точной, образной, выразительной.
М.Горький
Вот под таким девизом и пройдет наш урок.
(Слайд 4)
Сегодня мы начнем взбираться на вершину под названием «Наречие». Для того, чтобы ее достичь, нам с вами предстоит преодолеть несколько ступенек.
У каждого из вас лежит лист самооценки. По мере продвижения к вершине вы сами будете оценивать свои знания на каждой из ступеней по пятибалльной системе.
Лист самооценки _________________________________________
1. Наречие как часть речи | 2. Работа с текстом | ИТОГО |
| | |
2. Этап повторения изученного
Неслучайно я начала наш урок с ряда слов, и вы мне отвели, что все это наречия.
(Слайд 5)
Итак, первая ступень – Наречие как часть речи.
- Что такое наречие?
Ответ учащихся: Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия.
Ребята, вы хорошо знаете, на какие вопросы отвечает наречие. Давайте вспомним.
Перед вами слайд и лист с заданием №1. Вы должны выбрать правильный вопрос и поставить его от главного к зависимому слову - наречию.
(Слайд 6)
Прочитать ___________вслух почему?
Оказаться __________ рядом сколько?
Идти ______________ вперёд откуда?
Упал ______________ сверху как?
Приехал ___________ вчера когда?
Сказал _____________ сгоряча куда?
Обманул____________ назло где?
Отдал ______________ много зачем?
Теперь давайте проверим (проверка по цепочке и открытие слайда с правильным вариантом пошагово)
- Кто справился самостоятельно и верно до проверки с заданием №1?
- А кто вообще не справился с заданием?
Хорошо. А теперь вспомните, каким членом предложения чаще всего является наречие?
Ответ учащихся: В предложении чаще всего наречие является обстоятельством.
(Слайд 7)
Задание: запишем предложение, в предложении есть наречие - нетерпеливо
Я нетерпеливо брожу по берегу небольшой степной речки.
- Найдите слово, к которому оно относится.
Ответ учащихся: к глаголу брожу.
- Задайте от него вопрос к наречию.
Ответ учащихся: брожу (как?) нетерпеливо.
- Определите, каким членом предложения является наречие.
Ответ учащихся: обстоятельство.
(по мере ответов учащихся открытие слайда с правильным вариантом пошагово)
(Слайд 8)
Обобщим:
Наречие – это………
Отвечают на вопросы……….
В предложении являются………..
Оцените свою работу в листе на первой ступеньке.
Выставление оценки в лист самооценки.
(Слайд 9)
2-я ступень – работа с текстом
Теперь переходим на вторую ступень, на которой мы с вами будем находить наречия в тексте и доказывать, что данное слово относится к классу наречий.
В 6 классе вы познакомились с творчеством Виктора Астафьева и его произведением «Васюткино озеро»
(Слайд 10)
Работать мы будем с отрывком из этого произведения.
(Слайд 11)
Учитель читает отрывок.
Мальчик брел по тайге, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним берег Енисея. У Васютки даже дух захватило - так красива и широка была его родная река. А раньше она ему казалась обыкновенной.
От радости Васютка очнулся и огляделся вокруг. Но никого нигде не было, и он стал решать, вверх или вниз идти по Енисею.
Тянутся берега навстречу друг другу, хотят сомкнуться и теряются в просторе.
Вот идет пароход. Долго ждать его.
Задание:
- найти в данном отрывке наречия и выписать их в столбик
(по мере ответов учащихся открытие Слайдов 12 – 19 с правильными вариантами пошагово)
- докажите, что выписанные слова являются наречием
По ходу доказательства ребята записывают рядом с наречием слово, к которому оно относится и вопрос в скобках.
Первое словосочетание разбирается совместно с учителем
Неожиданно расступился (как?)
Следующее наречие – 1 ученик у доски
Раньше казалась (когда?)
Следующие наречия самостоятельно с последующей проверкой (комментирование с места)
Вокруг огляделся (где?)
Нигде не было (где?)
Вверх идти (куда?)
Вниз идти (куда?)
Навстречу тянутся (куда?)
Долго ждать (сколько?)
Ребята, вернемся к листу оценивания и попробуем во вторую графу поставить ту отметку, которую вы полагаете сами себе поставить. Вот и посмотрите, каково учителю оценивать вашу работу. Вдруг кому-нибудь понравится, и в будущем в выборе профессии вы остановитесь на профессии учителя
3 этап. Домашнее задание
Возьмите карточки, с домашним заданием.
(Слайд 20)
Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ________ двигалась с запада на восток. ________ подул ветер. Молодая березка ________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _________ заметались птицы.
Был полдень, сильно палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая грозно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка тотчас затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, неожиданно раздался первый удар грома. Спеша укрыться, испуганно заметались птицы.
Я намеренно оставила вам пустые строчки, не давая вспомогательного материала. При выполнении домашнего задания вы можете воспользоваться дополнительной литературой, например, словарем.
4 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия
(Слайд 21)
Ребята, 2 ступеньки мы прошли и попали на вершину, и давайте мы подведем итог нашего урока, используя в ответе наречия.
(Слайд 22)
Например, урок прошел интересно, великолепно, роскошно, превосходно; мы работали …., вяло (некоторые могут посмотреть на себя так).
- А совпали ли наши планы в начале урока с результатом?
Я вам даю свою оценку нашего урока - Вы мне страшно помогли, замечательно взаимодействовали со мной, вы активно пользуетесь наречиями в своей речи.
Найдите-ка в моей речи наречия.
- Почему мы так замечательно оценили наш урок, что мы сделали?
Ответы учащихся: мы повторили, что такое наречие, на какие вопросы наречие отвечает, каким членом предложения является, находили наречия в тексте.
Вывод: все, что мы с вами спланировали, в течение урока успешно реализовали, мы молодцы. Вот поэтому я вас благодарю.
Собрать листы самооценки. Выставление отметок в дневники учащихся и классный журнал.
Дополнительные (резервные) задания.
Спишите текст. Выделите наречия, укажите вопросы, на которые они отвечают.
Снова мы находимся в лесу. Хочется внимательно присмотреться к жизни природы. Вон в густых ветвях ели издалека темнеет чье-то гнездо. Постарайтесь осторожно подобраться к нему, чтобы не испугать его обитателей. Гнездо большое, шарообразное, какое -то лохматое. Это гнездо сороки. Обычно чуткие сороки не подпускают близко, но сегодня они молчат. Значит, гнездо пустое.
Попробуйте слегка постучать по стволу. Из гнезда проворно выскочил рыжий зверек. Это белка заняла сорочье гнездо. Она беспокойно прыгает по сучьям вверх и вниз. Сейчас у нее в гнезде сидят бельчата. Не будем их тревожить!
11