Тема: Определение.
Цели:
Образовательные: формировать умение находить определения в тексте, правильно задавать к ним вопросы, верно графически их обозначать, использовать определения в своей речи; определять части речи, выделять основу предложения и определение.
Развивающие: способность контролировать свою речь в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные: воспитывать: понимание важности образования; положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; интерес к предмету, любовь к слову, родному языку.
Планируемые образовательные результаты.
Знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Объявление темы и целей урока. Настрой учащихся на урок.
2.Повторение изученного по теме.
Сегодня у нас третий урок по теме «Определение». Давайте повторим все изученное по теме.
1) И начнем мы с кластера. Сейчас мы на дерево «Определение» будем добавлять листочки. Берем только те, которые относятся к теме.
Это второстепенный член предложения.
Это главный член предложения.
Отвечает на вопросы какой? чей?
Отвечает на вопросы кто? что?
Отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Подчеркивается волнистой чертой.
Подчеркивается одной чертой.
Подчеркивается двумя чертами.
Выражается прилагательным.
Выражается существительным.
Выражается глаголом.
Относится к существительному.
Относится к глаголу.
Обозначает признак предмета.
Обозначает действие предмета.
Сделаем вывод: определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
2) Игра «Крестики-нолики»
Работа в табличках. (Таблички заготовить заранее)
1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения, называется синтаксис.
2. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения, называется синтаксис.
2. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3. Определение - это главный член предложения.
4. Односоставные предложения-предложения с одним главным членом.
5. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.
6. Словосочетание используется в речи только в составе предложения.
7. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
8. Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.
9. Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.
10. Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | 0 | 0 | + | 0 | + | + | 0 | + | 0 |
Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.
3. Объяснение нового материала.
- Давайте попробуем написать алгоритм действий, как находить определение в предложении и словосочетании.
Алгоритм действий
1. Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.
2. Поставлю от них вопрос какой? чей?
3. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
4. Если есть, значит, это определение.
5. Подчеркну определение волнистой линией.
Пример. Поздней осенью на землю ложатся желтые листья.
4. Закрепление.
1) Работа по карточкам. Учащиеся выбирают карточку, относящуюся к творчеству А. С. Пушкина, записывают словосочетание на доске и подчеркивают в них слова, которые отвечают на вопросы какой? чей?
Золотая рыбка, мёртвая царевна, прекрасная царевна – Лебедь, золотой петушок, могучий князь Гвидон, Царское Село, жадная старуха, старательный Балда, арбузные семечки, старый гвоздь, мудрый крестьянин, спящая царевна, волшебная корчажка, родной дом.
2) Творческое задание.
Прочитайте текст.
Наступила осень. В лесу деревья уже потеряли листву. Только берёзки сохранили листочки. Изредка лучи солнца озаряют лес.
- Можно ли эти предложения назвать текстом?
- Красивый текст? - Почему?
- Ваша задача - подобрать к существительным определения.
Наступила (какая?) осень. В лесу деревья уже потеряли (чью?) листву. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.
После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)
После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)
3) Синквейн.
Синквейн – творческая работа, которая имеет форму короткого стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, написанных по следующим правилам.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
5 строка – заключение в форме одного существительного, ассоциирующегося с первым словом.
4) Тесты.
1. Определение обозначает а) предмет; б) признак предмета; в) действие предмета.
2. На вопрос какой? чей? отвечает а) подлежащее; б) дополнение; в) определение.
3. Чаще всего определения бывают выражены а) им. прилагательным и местоимением; б) им. существительным и наречием; в) местоимением и глаголом.
4. Определение подчёркивают а) пунктиром; б) волнистой чертой; в) двумя чертами.
5. Сколько определений в предложении? Мой хороший знакомый пришел со своими симпатичными детьми. а) 4; б) 5; в) 6.
Взаимопроверка. Ответы:1-Б, 2-В, 3-А, 4-Б, 5-А.
5. Задание на дом: подобрать как можно больше определений к словам школа и осень.
- До свидания!
Литература.
1. В. И. Зеленина, М. Э. Рожнова. Русский язык 5 класс. Ташкент, «Узбекистан», 2015.
2. М. Э. Рожнова, В. И. Зеленина. Русский язык 5 класс. Книга для учителя. Ташкент, «Узбекистан», 2003.
3. Л. М. Константинова, В. И. Зеленина. Русский язык. Диктанты и изложения 5 класс. Ташкент, «Niso Poligraf», 2015.