Тема урока: Деепричастие( повторение изученного).
Цели урока: 1.Обучающая:
- закрепить знания о функции деепричастий в целях создания у школьников мотивации для употребления деепричастий в собственной речи;
- сформировать представление о деепричастии как особой форме глагола;
- совершенствовать умения и навыки чтения с целью самостоятельного извлечения научной информации из учебника, выделения важных смысловых фрагментов;
- обеспечить ускорение темпа работы учеников с целью закрепления понятия о деепричастии;
- активизировать орфографические и пунктуационные правила и провести их закрепление.
2. Развивающая:
- развивать у школьников умения применять сформированные обобщенные понятия «часть речи» и «морфологические признаки частей речи» для анализа изученных ранее частей речи;
- развивать речь школьников через совершенствования умений самостоятельно строить научные определения;
3. Воспитательная:
- продолжать знакомить с нормами литературного языка, с правильным употреблением деепричастий в предложениях;
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование урока:
- Компьютерная презентация;
- Дидактический материал (стихотворные тексты, тестовые задания.)
- Графики, таблицы.
- Информация сборника «Нормы литературного языка».
- Репродукции.
- Файловый материал.
Метод: частично-поисковый
Форма :нестандартный урок
Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
Межпредметная связь: изобразительное искусство, география, ИНН.
Компетенции формируемые на уроке:учебно-познавательные, коммуникативные
Ход урока
- Организационный момент: активизация учащихся к уроку.
- Сообщить тему и цель урока учащимся.
- Вступительное слово учителя Усеиновой Р.Б:
В царстве МОРФОЛОГИИ,
Станице ФИЛОЛОГИИ,
У глагола и наречия
Возникли противоречия.
Мы в них примем участие
И вспомним деепричастие.
Класс разбивается на две группы «ГРАММАТИКА» и «ОРФОГРАФИЯ».( Ученики вы бирают лепестки цветка и по цвету лепестков распределяются в группы)
Наша первая страничка называется «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».(название вывешивается на доске). Игра называется «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ». Я буду начинать предложения, а вы заканчивать:
1.Деепричастие-это…
2.Деепричастие отвечает на вопросы…
3.Деепричастие несовершенного вида образуется…
4.Деепричастие совершенного вида образуется…
5.Деепричастным оборотом называется…
6. Не с деепричастиями пишется…
7. Деепричастный оборот на письме…
8. Синтаксическая роль деепричастия…
Повторили теорию и можно переходить к следующей страничке. Каждый человек, предмет, явление имеет свою историю. Объект нашего изучения- деепричастие.
Следующая страничка нашего урока – «ИСТОРИЧЕСКАЯ».
Шахризода: Вопрос о частях речи занимает умы всех ученых с древних времен. Исследованием в этой области в русской лингвистике занимались Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей Александрович Шахматов. Вопрос о времени возникновения деепричастий в русском языке является одним из дискуссионных. Возможно, что оно существовало в 14 веке. По мнению А.Шахматова, формирование деепричастия относится к 18веку. Сходные глагольные формы существуют в русском, латинском, французском языках.
Наша следующая страничка «ТВОРЧЕСКАЯ».
Устная работа по картине «Зима». Учащиеся составляют предложения, используя деепричастия.
Работа по составлению пословиц:
На таблице дано начало пословиц, представители команд должны найти конец пословиц и собрать целую фразу. Учащиеся групп списывают пословицы в тетради, раскрывая скобки.
(НЕ) ЗНАЯ БРОДУ, ( НЕ ) СУЙСЯ В ВОДУ.
( НЕ ) УБИВ МЕДВЕДЯ, ШКУРЫ (НЕ) ПРОДАЮТ.
(НЕ) ПОГЛЯДЕВ НА ПИРОГ, (НЕ) ГОВОРИ, ЧТО (НЕ ) СЫТ.
(НЕ ) ПОКЛОНЯСЬ ДО ЗЕМЛИ, ГРИБКА НЕ ПОДНИМЕШЬ.
( НЕ ) РАБОТАЯ, СЫТ (НЕ) БУДЕШЬ.
Учитель: Казалось бы для чего нужны деепричастия? Ведь есть глаголы. Однако наша речь без деепричастий утратила бы красоту, образность и выразительность.
Восстановим предложения :
«Вот север тучи …….Дохнул, завыл
И вот сама идет Волшебница-зима.»
«Буря мглою небо кроет. Вихри снежные ……
«Царь велит своим боярам , Времени ……… даром
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.»
«Улыбкой ясною природа, сквозь сон встречает утро года;…….блещут небеса.
Наша следующая страничка «ИГРОВАЯ.»
На плакате написаны буквы. Из каждой строчки следует как можно скорее исключить буквы, которые повторяются. Записать полученные слова, выделить суффиксы.
1.К Н А Е У Ю Б А И К В Ю
2.Н Ж Э К Э Е Ж Ф Г О Д И К У Ф Я И
3.Н Й Е Д У З В И Г Й А Я З С Ь Ю
4.С Н Ю Е В З И Ю Р А П П Я С
( Не убив, негодуя, не двигаясь, невзирая )
Учитель: Слова какой части речи получились у вас? Объясните правописание не с деепричастиями.
Следующая наша страничка «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ»
Воспитательная беседа на экологическую тему. « Проблемы Аральского моря »
Чтение стихотворения Роберта Сноуди «Лодорский водопад.»
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, скользя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь ,звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь,меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре !
Работа по тексту. Ответы на вопросы:
1.С какой целью автор выбирает такую форму расположения текста ?
2.Какие звуки преобладают в стихотворении ?
3.Какие части речи использует поэт ?
4.Какую звукопись помогает передать падение воды с уступа вниз ?
Наша заключительная станция «РЕДАКТИРОВАНИЕ.»
Деепричастие великий шутник.
Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.
Войдя в автобус ,неожиданно пошел снег.
Конкурс капитанов. Дается текст, где пропущены орфограммы и знаки препинания
Капитаны команд должны восстановить текст.
- На д.вичник с.бираясь
Вот царица нар.жаясь
Перед зерк.льцем своим
Пер.молвилася с ним.
Онегин (вновь займуся им)
Уб.в на по.динке друга
Д.жив без цели без тру.ов
До двадцати п.ти годов…
ВЫВОД ПО УРОКУ :
Пролетел и наш урок,
Скоро прозвенит звонок.
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь,
Говорили улыбаясь,
Отвечали не теряясь,
В работе приняли активное участие,
Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ.
Задание на дом:
написать сочинение «Как я помогаю маме.»