kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Деепричастие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                     Тема урока: Деепричастие( повторение изученного).

  Цели урока:               1.Обучающая:

  1. закрепить знания о функции деепричастий в целях создания у школьников мотивации для употребления деепричастий в собственной речи;
  2.  сформировать представление о деепричастии как особой форме глагола;
  3. совершенствовать умения и навыки чтения с целью самостоятельного извлечения научной информации из учебника, выделения важных смысловых фрагментов;
  4. обеспечить ускорение темпа работы учеников с целью закрепления понятия о деепричастии;
  5.  активизировать орфографические и пунктуационные правила и провести их закрепление.

                                               2. Развивающая:

  1. развивать у школьников умения применять сформированные обобщенные понятия «часть речи» и «морфологические признаки частей речи» для анализа изученных ранее частей речи;
  2. развивать речь школьников через совершенствования умений самостоятельно строить научные определения;

                                   3. Воспитательная:

  1. продолжать знакомить с нормами литературного языка, с правильным употреблением деепричастий в предложениях;
  2. развивать коммуникативные навыки;
  3. воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование урока:

  1. Компьютерная презентация;
  2. Дидактический материал (стихотворные тексты, тестовые задания.)
  3. Графики, таблицы.
  4. Информация сборника «Нормы литературного языка».
  5. Репродукции.
  6. Файловый материал.

 

Метод: частично-поисковый

Форма :нестандартный урок

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Межпредметная связь: изобразительное искусство, география, ИНН.

Компетенции формируемые на уроке:учебно-познавательные, коммуникативные

                                               Ход урока

  1. Организационный момент: активизация учащихся к уроку.
  2. Сообщить тему и цель урока учащимся.
  3. Вступительное слово учителя Усеиновой Р.Б:

        В царстве МОРФОЛОГИИ,

        Станице    ФИЛОЛОГИИ,

         У глагола и наречия

         Возникли противоречия.

         Мы в них примем участие

         И вспомним деепричастие.

Класс разбивается на две группы «ГРАММАТИКА» и «ОРФОГРАФИЯ».( Ученики вы бирают лепестки цветка и по цвету лепестков распределяются в группы)

Наша первая страничка называется «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».(название вывешивается на доске). Игра называется «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ». Я буду начинать предложения, а вы заканчивать:

1.Деепричастие-это…

2.Деепричастие отвечает на вопросы…

3.Деепричастие несовершенного вида образуется…

4.Деепричастие совершенного вида образуется…

5.Деепричастным оборотом называется…

6. Не с деепричастиями пишется…

7. Деепричастный оборот на письме…

8. Синтаксическая роль деепричастия…

Повторили теорию и можно переходить к следующей страничке. Каждый человек, предмет, явление имеет свою историю. Объект нашего  изучения- деепричастие.

Следующая страничка нашего урока – «ИСТОРИЧЕСКАЯ».

Шахризода: Вопрос о частях речи занимает умы всех ученых с древних времен. Исследованием в этой области в русской лингвистике занимались Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей Александрович Шахматов. Вопрос о времени возникновения деепричастий в русском языке  является одним из дискуссионных. Возможно, что оно существовало в 14 веке. По мнению А.Шахматова, формирование деепричастия относится к 18веку. Сходные глагольные формы существуют  в русском, латинском, французском языках.

Наша следующая страничка «ТВОРЧЕСКАЯ».

Устная работа по картине  «Зима». Учащиеся составляют предложения, используя деепричастия.                

Работа по составлению пословиц:

На таблице дано начало пословиц, представители команд должны  найти конец пословиц  и собрать целую фразу.  Учащиеся групп списывают пословицы в тетради, раскрывая скобки.

(НЕ) ЗНАЯ БРОДУ, ( НЕ ) СУЙСЯ В ВОДУ.

( НЕ ) УБИВ МЕДВЕДЯ, ШКУРЫ  (НЕ) ПРОДАЮТ.

(НЕ) ПОГЛЯДЕВ НА ПИРОГ, (НЕ) ГОВОРИ, ЧТО (НЕ ) СЫТ.

(НЕ ) ПОКЛОНЯСЬ ДО ЗЕМЛИ, ГРИБКА НЕ ПОДНИМЕШЬ.

( НЕ ) РАБОТАЯ, СЫТ (НЕ) БУДЕШЬ.

Учитель: Казалось бы для чего нужны деепричастия? Ведь есть глаголы. Однако наша речь без деепричастий утратила бы красоту, образность и выразительность.

Восстановим предложения :

«Вот  север тучи …….Дохнул, завыл

И вот сама идет Волшебница-зима.»

«Буря мглою небо кроет. Вихри снежные ……

«Царь велит своим боярам , Времени ……… даром

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод.»

«Улыбкой ясною природа, сквозь сон встречает  утро года;…….блещут небеса.

Наша следующая страничка «ИГРОВАЯ.»

На плакате написаны буквы. Из каждой строчки   следует как можно скорее исключить    буквы, которые повторяются. Записать полученные слова, выделить суффиксы.

       1.К Н А Е У Ю Б А И К В Ю

       2.Н Ж Э К Э Е Ж Ф Г О Д И К У Ф Я И

       3.Н Й Е Д У З В И Г Й А Я З С Ь Ю

       4.С Н Ю Е В З И Ю Р А П П Я С

( Не убив,  негодуя, не двигаясь, невзирая )

Учитель: Слова какой части речи получились у вас? Объясните правописание не с деепричастиями.

Следующая наша страничка «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ»

     

Воспитательная беседа на экологическую тему. « Проблемы Аральского моря »

Чтение стихотворения Роберта Сноуди «Лодорский водопад.»

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и  встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, скользя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь ,звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь,меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь  и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре !

 

Работа по тексту. Ответы на вопросы:

1.С какой целью автор  выбирает такую форму расположения текста ?

2.Какие звуки преобладают в стихотворении ?

3.Какие части речи использует поэт ?

4.Какую звукопись помогает передать падение воды с уступа вниз ?

 

 Наша заключительная станция «РЕДАКТИРОВАНИЕ.»

Деепричастие великий шутник.

 

Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.

Войдя в автобус    ,неожиданно пошел снег.

Конкурс капитанов. Дается текст, где пропущены орфограммы и знаки препинания

Капитаны команд должны восстановить текст.

  1. На д.вичник с.бираясь

Вот царица нар.жаясь

Перед   зерк.льцем своим

Пер.молвилася с ним.

  

Онегин (вновь займуся им)

Уб.в на по.динке друга

Д.жив без цели без тру.ов

До двадцати п.ти годов…

 

ВЫВОД ПО УРОКУ :

Пролетел и наш урок,

Скоро прозвенит звонок.

Все трудились, не ленясь,

Не медля и не торопясь,

Говорили улыбаясь,

Отвечали не теряясь,

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ.

 

Задание на дом:

написать сочинение «Как я помогаю маме.»                                        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Деепричастие"»

Тема урока: Деепричастие( повторение изученного).

Цели урока: 1.Обучающая:

  • закрепить знания о функции деепричастий в целях создания у школьников мотивации для употребления деепричастий в собственной речи;

  • сформировать представление о деепричастии как особой форме глагола;

  • совершенствовать умения и навыки чтения с целью самостоятельного извлечения научной информации из учебника, выделения важных смысловых фрагментов;

  • обеспечить ускорение темпа работы учеников с целью закрепления понятия о деепричастии;

  • активизировать орфографические и пунктуационные правила и провести их закрепление.

2. Развивающая:

  • развивать у школьников умения применять сформированные обобщенные понятия «часть речи» и «морфологические признаки частей речи» для анализа изученных ранее частей речи;

  • развивать речь школьников через совершенствования умений самостоятельно строить научные определения;

3. Воспитательная:

  • продолжать знакомить с нормами литературного языка, с правильным употреблением деепричастий в предложениях;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование урока:

  • Компьютерная презентация;

  • Дидактический материал (стихотворные тексты, тестовые задания.)

  • Графики, таблицы.

  • Информация сборника «Нормы литературного языка».

  • Репродукции.

  • Файловый материал.



Метод: частично-поисковый

Форма :нестандартный урок

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Межпредметная связь: изобразительное искусство, география, ИНН.

Компетенции формируемые на уроке:учебно-познавательные, коммуникативные

Ход урока

  1. Организационный момент: активизация учащихся к уроку.

  2. Сообщить тему и цель урока учащимся.

  3. Вступительное слово учителя Усеиновой Р.Б:

В царстве МОРФОЛОГИИ,

Станице ФИЛОЛОГИИ,

У глагола и наречия

Возникли противоречия.

Мы в них примем участие

И вспомним деепричастие.

Класс разбивается на две группы «ГРАММАТИКА» и «ОРФОГРАФИЯ».( Ученики вы бирают лепестки цветка и по цвету лепестков распределяются в группы)

Наша первая страничка называется «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».(название вывешивается на доске). Игра называется «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ». Я буду начинать предложения , а вы заканчивать:















1.Деепричастие-это…

2.Деепричастие отвечает на вопросы…

3.Деепричастие несовершенного вида образуется…

4.Деепричастие совершенного вида образуется…

5.Деепричастным оборотом называется…

6. Не с деепричастиями пишется…

7. Деепричастный оборот на письме…

8. Синтаксическая роль деепричастия…





Повторили теорию и можно переходить к следующей страничке. Каждый человек, предмет, явление имеет свою историю. Объект нашего изучения- деепричастие.

Следующая страничка нашего урока – «ИСТОРИЧЕСКАЯ».

Шахризода: Вопрос о частях речи занимает умы всех ученых с древних времен. Исследованием в этой области в русской лингвистике занимались Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей Александрович Шахматов. Вопрос о времени возникновения деепричастий в русском языке является одним из дискуссионных. Возможно, что оно существовало в 14 веке. По мнению А.Шахматова, формирование деепричастия относится к 18веку. Сходные глагольные формы существуют в русском, латинском, французском языках.

Наша следующая страничка «ТВОРЧЕСКАЯ».

Устная работа по картине «Зима». Учащиеся составляют предложения, используя деепричастия.





Работа по составлению пословиц:



На таблице дано начало пословиц, представители команд должны найти конец пословиц и собрать целую фразу. Учащиеся групп списывают пословицы в тетради, раскрывая скобки.

(НЕ) ЗНАЯ БРОДУ, ( НЕ ) СУЙСЯ В ВОДУ.

( НЕ ) УБИВ МЕДВЕДЯ, ШКУРЫ (НЕ) ПРОДАЮТ.

(НЕ) ПОГЛЯДЕВ НА ПИРОГ, (НЕ) ГОВОРИ, ЧТО (НЕ ) СЫТ.

(НЕ ) ПОКЛОНЯСЬ ДО ЗЕМЛИ, ГРИБКА НЕ ПОДНИМЕШЬ.

( НЕ ) РАБОТАЯ, СЫТ (НЕ) БУДЕШЬ.



Учитель: Казалось бы для чего нужны деепричастия? Ведь есть глаголы. Однако наша речь без деепричастий утратила бы красоту, образность и выразительность.

Восстановим предложения :



«Вот север тучи ……..Дохнул, завыл

И вот сама идет Волшебница-зима.»



«Буря мглою небо кроет. Вихри снежные ……



«Царь велит своим боярам , Времени ……… даром

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод.»



«Улыбкой ясною природа, сквозь сон встречает утро года;……..блещут небеса.



Наша следующая страничка «ИГРОВАЯ.»



На плакате написаны буквы. Из каждой строчки следует как можно скорее исключить буквы, которые повторяются. Записать полученные слова, выделить суффиксы.



1.К Н А Е У Ю Б А И К В Ю

2.Н Ж Э К Э Е Ж Ф Г О Д И К У Ф Я И

3.Н Й Е Д У З В И Г Й А Я З С Ь Ю

4.С Н Ю Е В З И Ю Р А П П Я С



( Не убив, негодуя, не двигаясь, невзирая )



Учитель: Слова какой части речи получились у вас? Объясните правописание не с деепричастиями.



Следующая наша страничка «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ»









Воспитательная беседа на экологическую тему. « Проблемы Аральского моря »







Чтение стихотворения Роберта Сноуди «Лодорский водопад.»



Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздуваясь,

Мелькая , шурша ,

Резвясь и спеша,

Скользя , обнимаясь ,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь , бунтуя , скользя ,

Играя , дробясь , шелестя ,

Блистая , взлетая , шатаясь ,

Сплетаясь ,звеня , клокоча,

Морщинясь , волнуясь , катаясь ,

Бросаясь ,меняясь , воркуя , шумя ,

Взметаясь и пенясь , ликуя , гремя ,

Дрожа , разливаясь , смеясь и болтая ,

Катясь , извиваясь , стремясь , вырастая ,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре

Так падают бурные воды в сверкающем , быстром Лодоре !





Работа по тексту. Ответы на вопросы:



1.С какой целью автор выбирает такую форму расположения текста ?

2.Какие звуки преобладают в стихотворении ?

3.Какие части речи использует поэт ?

4.Какую звукопись помогает передать падение воды с уступа вниз ?



Наша заключительная станция «РЕДАКТИРОВАНИЕ.»

Деепричастие великий шутник.





Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.

Войдя в автобус ,неожиданно пошел снег.



Конкурс капитанов. Дается текст, где пропущены орфограммы и знаки препинания



Капитаны команд должны восстановить текст.

  1. На д..вичник с..бираясь

Вот царица нар..жаясь

Перед зерк..льцем своим

Пер..молвилася с ним.

Онегин (вновь займуся им)

Уб..в на по..динке друга

Д..жив без цели без тру..ов

До двадцати п..ти годов…



ВЫВОД ПО УРОКУ :



Пролетел и наш урок,

Скоро прозвенит звонок.

Все трудились, не ленясь,

Не медля и не торопясь,

Говорили улыбаясь,

Отвечали не теряясь,

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ.



Задание на дом:

написать сочинение «Как я помогаю маме.»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Деепричастие"

Автор: Усеинова Роза Бекировна

Дата: 30.11.2020

Номер свидетельства: 564962

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по теме: "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "146404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419171632"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока по теме: Деепричастие как особая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-tiemie-dieieprichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "239743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444844449"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) ""Синтаксическая роль деепричастий" конспект урока"
    ["seo_title"] => string(49) "sintaksichieskaiaroldieieprichastiikonspiekturoka"
    ["file_id"] => string(6) "293445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455471397"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Портрет деепричастия" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-portriet-dieieprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "139902"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417813659"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства