Конспект урока "Действительные и страдательные причастия" 6 класс
Конспект урока "Действительные и страдательные причастия" 6 класс
В разработке конспекта урока использована технология проблемного обучения.В конце урока обучающимся предлагается тест на различение действительных и страдательных причастий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Действительные и страдательные причастия" 6 класс»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 17 города Белогорск»
Учитель русского языка и литературы Шевченко Наталья Васильевна.
Урок русского языка в 6 классе ( программа Разумовской М.М)
Урок по теме: « Действительные и страдательные причастия»
Цель: дать понятие о действительных и страдательных причастиях.
Задачи: формировать умение различать причастия разных групп; совершенствовать коммуникативные умения и навыки; прививать любовь к слову, интерес к русскому языку.
На уроке использована технология проблемного обучения; групповая форма работы.
Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка под редакцией Разумовской М.М.
Ход урока.
Психологический настрой:
-Здравствуйте ребята, сегодня вам предстоит познакомиться с одной из сложных тем в разделе «Причастие». Я вам желаю успешной работы и отличных отметок.
-Откройте тетради, запишите тему урока. (Слайд1)
- Что вы должны узнать на уроке, чему вы должны научиться ? ( ученики сами формулируют цель и задачу урока)
- Узнать, какие причастия называются страдательными и действительными.
-Научиться различать группы причастий.
Повторение:
- Какая часть речи называется причастием? (Слайд № 2)
-Действительно, причастие совмещает признаки глагола и прилагательного.
Но вот беда в моем сундучке все признаки перемешались. Я прошу
1 группу ребят распределить признаки в две колонки:
Причастие
Признаки глагола
Признаки прилагательного
Образец:
сверкающая
Несовершенный вид, настоящее время
И.п, ж.р.
2 группа
-С причастие связан еще один термин – причастный оборот.
-Дайте определение термину. Выполните задание по карточке №1.
Карточка №1
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите графически причастный оборот.
Кругом лежит сверкающий на солнце снег. Дремлют посеребренные деревья. Прижались к земле кусты, запорошенные снегом. За окном освещенным лунным светом падает пушистый снег.
3 группа
Группа продолжит работу с причастным оборотом. Вам нужно образовать причастия от глаголов, данных в скобках, и согласовать с определяемым словом.
Мы ступаем на тропинку,( прикрывать) кустами вереска. Это плывут сотни и тысячи испуганных рыб, спасать) от преследования. Цветы ( замерзнуть)за ночь, постепенно оживали.
4 группа
Вы, ребята, займетесь редактированием текста. Задание называется «Улыбнемся ошибке».
Росшие у ручья уже расцвели незабудки. Солнце, показавшаяся из-за тучь, уже осветило лес.Остров озаренный сонцем пышно и ярко сиял
Объяснение нового материала.
Молодцы, вы хорошо потрудились. Переходим к новому материалу.
Вы уже знаете, что причастия делятся на действительные и страдательные. Каковы же их различия?
-Я предлагаю вам это выяснить самостоятельно. Возьмите карточку №2. Сравните группы причастий. Обратите внимание на суффиксы, на названия групп, соотнесите причастие с определяемым словом.
Они сами производят действие, поэтому очень шипят (наличие шипящей) от удовольствия.
Страдательные –ЕМ, ИМ, ОМ, ЕНН, НН, Т. Страдают от того, что на них оказывается действие.
(Слайд № 4)
-Запишите суффиксы в тетради и запомните.
- Представьте, что ваш одноклассник заболел и пропустил урок, вам нужно рассказать ему правило, составьте алгоритм ответа, чтобы не забыть важную информацию.
Проверка по слайду №5
Закрепление: Слайд №5
Распределите причастия по группам.
Выделенное слово
Расколотый орех
Забиваемый гвоздь
Размешанный раствор
Хохочущий ученик
Сомневающийся читатель
Выросший цветок
Залаявшая собака
Погрузившийся в воду.
Рассмотрите иллюстрацию (Слайд № 6)
Составьте словосочетания с причастиями разных групп, характеризующие действия героев рисунка.
Индивидуальное задание.
2 ученика пишут сочинение миниатюру по рисунку.
2 ученика работают у доски, распределяют причастия по группам.
Проверочный тест ( работают сигналы)
1. Суффикс ущ-ющ принадлежит …… причастиям
2. Причастия улыбающийся является ….
3.Формула тот, которого принадлежит….
4. Суффикс енн, нн, т признак….причастий
5. Прочитанная-это….причастие
6. Действие производит сам предмет, значит это…
7. Формула тот, который принадлежит…
8. Если предмет подвергается действию другого предмета, то это…
9. Причастие отмытый является..
10. Причастие уснувший является…
Д/З. Придумать сказку о жизни Действительных и Страдательных причастий.