4. | Основная часть | Посмотрите на слайд (4). Давайте в каждом предложении найдем основу. Начнем с первого. Какое это предложение? (сложное) Где заканчивается первая основа? (после слова шумят) Где начинается граница второй части сложного предложения? (после союза но). Что вы заметили? (части разделены союзом но, перед ним всегда ставится запятая), Смотрим на второе предложение. Какое оно? Где границы первой части сл. предл.? Второй? Что заметили? (разделены союзом а, перед ним всегда ставится зпт) Посмотрим на третье предложение. Что сразу заметили в нем особенного? (что перед союзом и стоит зпт) Давайте разберемся, почему так. Сколько основ? Какая первая? Вторая? Границы? Чем разделены? (зпт и союзом и). Какой можем сделать вывод? (в сложном предложении, если его части соединяются союзом и, то перед ним ставится зпт). Теперь внимательно посмотрите на 4 предложение. Что вы можете о нем сказать? (оно сложное, две ГО, разделены только запятой). Значит, какое правило мы можем сформулировать? (В сложных предложениях его части разделяются союзами и, а, но (если они есть) и на письме всегда ставится зпт). Откройте учебник на странице 64 , найдите там упр. 66. Прочитайте задание. Давайте выполним это упражнение в тетради. Кто выбрал первую строфу? Вторую? Третью? Выйдите к доске, начертите схемы, которые у вас получились. Объясните, почему вы составили их именно так? Физминутка. А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять! Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело! Теперь я предлагаю вам закрепить все, что вы сегодня узнали, поэтому возьмите листочки, лежащие у вас на партах, сейчас мы будем работать в парах. Посмотрите на доску. Вам, в паре, нужно закончить эти предложения и составить алгоритм (инструкцию) по работе со сложным предложением. На листочках можете записывать только концовку. | Определять наличие в слове изучаемых орфограмм Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | Выделять сложные предложения Выделять сложные предложения | К: оформлять свои мысли в устной речи. П:ориентироваться в учебнике | | Фронталная Индивидуальная Работе в паре | Слайд 4 , 5 У Ч Е Б Н И К Тетрадь листы |