Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема: Сложное предложение
Лексическая тема: Шокан Валиханов
Цели:
Обучающая: формирование и закрепление знаний учащихся о сложных предложениях.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, памяти, восприятия, умение употреблять сложные предложения в устной и письменной речи.
Воспитывающая: воспитывать в учащихся интерес к предмету и к творчеству Чокана Валиханова.
Вид урока: комбинированный
Форма урока: групповая
Метод урока: частично-поисковый
Наглядность: флипчарты, звездочки для оценивания, словари(толковый и орфоэпический), формат А3, маркеры
Межпредметная связь: литература, казахский язык, история, география.
Вид технологии: технология семи модулей, критическое мышление.
Приемы: беседа, работа с учебником, с дополнительными ресурсами
Содержание урока
І. Организационный этап
II. Проверка д/з
ІІІ. Этап всесторонней проверки знаний
IV. Изучение новой темы
V. Закрепление
VI. Обобщение
VII. Информация о домашнем задании
VIII. Подведение итогов (выставление оценок)
Ход урока
Учащиеся класса разделены на 2 группы.Для оценивания ответов используются звездочки -оценки: «5»-зеленые, «4»-желтые, «3»-красные ( инструктаж).
1.Организационный момент
Цель: дать психологический настрой к предстоящему уроку.
1. Приветствие
2. Определение отсутствующих, причины отсутствия
3. Подготовка к уроку
4. Организация внимания
Известно, большие победы начинаются с маленького урока в школе, на котором соблюдаются определенные правила. Сегодняшними золотыми правилами нашего урока стали слова:
/вместе произносят/:
- Быть активными
- Быть терпеливыми
- Быть внимательными
- Нет места насмешкам
- Не критиковать
- Уважение к выступающему
- Правило поднятой руки
- Соблюдение всех правил
- Проверка д/з:
составить предложения с ОЧП (творческая работа).
3. Этап всесторонней проверки знаний
Правило: однородные члены предложения
Оформление тетрадей
Орфоэпический диктант : красивее, звонит, экспедиция, метеор, творчество, культура.
Ребята, чтобы проверить как правильно произносятся слова, можно обратиться орфоэпическому словарю русского языка.(показываю словарь)
4.Изучение новой темы
ТЕМА: Сложное предложение.
Стратегия ЗХУ
Знаю
Хочу узнать
Узнал
- Что такое сложное предложение;
- как соединяются;
- знаки препинания.
Объявление цели урока
Цель нашего урока:
1.Узнать, что такое сложное предложение;
2. при помощи каких союзов соединяются простые предложения в составе сложного;
3. какие знаки препинания ставятся.
Работа с учебником при изучении темы
1 группа: сложное предложение с союзами а,и, но.
2 группа: сложное предложение с союзами что, когда, потому что, чтобы.
Защита презентаций (у доски). Работа со словарем
Учащиеся каждой группы пересказывают текст
Работа с текстом:
1 группа: Упражнение 335 стр.170
2 группа: упражнение342 стр. 173
Слайд: портрет Ч. Валиханова
Словарная работа: экспедиция,этногенез,этнограф, метеор.
Слово учителя: интересные факты из жизни. Шокан Уалиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, Шокан – прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 года в урочище Кушмурун Кокшетауской (ныне – Северо-Казахстанская) области, в семье старшего султана – правителя Шынгыса Уалиханова После получения первоначального обучения в ауле Шокан в 1847-1853 годах учился в Сибирском кадетском корпусе в г. Омске.. Умер Шокан Уалиханов очень рано, в возрасте 30 лет.
В селе Шокан имеется поистине уникальный музей, построенный в 1985 году, в котором собрано множество экспонатов о деятельности Чокана, копии оригиналов его записей и писем друзей и современников, отражающие многогранность его таланта.
На вершине высокого холма рядом с музеем возвышается величественный бронзовый памятник, отлитый в Санкт-Петербурге в 1979 году.
5. Закрепление
Выполнение заданий. Найти грамматические основы и выделить союзы.
Наступил вечер, и мы вернулись домой. Шокан Уалиханов мечтал заниматься восточными языками, а друг детства Григорий Потанин хотел стать биологом. Когда наступил вечер, мы вернулись домой.Мы думали, что концерт для ветеранов будет завтра.
Игра ДА, НЕТ
1.Простое предложение состоит из двух грамматических основ.
2. Грамматическая основа- это подлежащее и дополнение.
3.Сложное предложение состоит из двух или трех простых предложений.
4. В сложном предложении простые предложения соединяются предлогами.
6. Обобщение Что нового мы узнали?Добились ли мы цели?
Заполнение таблицы ЗХУ.
Синквейн:
А теперь, ребята, составим синквейн к слову «ученый»
Ученый
Отважный, активный
Путешествует, изучает, участвует
Ученому Валиханову принадлежат труды по географии, истории, этнографии.
Метеор.
7. Информация о д/з: выучить правила, упражнение 347 стр. 177 (инструктаж)
8. Подведение итогов: выставление оценок в журнал и дневники (учащиеся сами оценивают друг друга).