- Ребята, прочитайте девиз нашего урока: Слайд 1. Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться! В жизни это пригодиться! - Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте кроссворд. ( Учитель читает по одной загадке – отгадки появляются на слайдах). Слайд 2 1. Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно …. 2. Отгадай, что за вещица – Острый клювик, а не птица, Этим клювиком она Сеет, сеет семена Не на поле, не на грядке- На листах твоей тетрадки. 3. Чтоб на праздник сделать маски Нам потребуются ….. 4. Мы ходим ночью, Ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час. А вы друзья, не бейте нас! 5. Аз + буки 6. Страну чудес откроем мы И встретимся с героями В строчках, на листочка, Где станции на точках. 7. Люблю я прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Всем я помогаю. - Какое слово получилось? - На доске карточки со словами. - Ребята прочитайте их. ( Спрашиваю по 1 ученику) - Подумайте и назовите лишнее слово. -Объясните почему оно не подходит к этим словам? -А что мы понимаем под словом язык? -Соединим получившееся слово из кроссворда и лишнее слово. Что мы получим? - А что такое русский язык? «Язык мал, а великим делом ворочает» - обладает большой силой. -Посмотрите на обложку нашего учебника, там тоже написано Русский язык. - Предположите, что же мы будем изучать на этом уроке - Кто написал этот учебник? - Давайте внимательно рассмотрим наш учебник. - На стр. 3 авторы написали обращение к первоклассникам. Дома с родителями прочитайте его. - На стр. 4, как в других наших учебниках, показаны условные обозначения, которые помогут нам правильно ориентироваться в заданиях. - Ребята, мы сегодня будем изучать с вами очень важный вопрос, но для начала проведём эксперимент (опыт) -Для эксперимента мне понадобится по 4 человека с каждого ряда (учитель назначает). У каждой группы карточки – названия; актёры, художники, музыканты. - Внимание! Задание для актёров: инсценируйте фразу: « Ой, зуб болит!» - решайте кто это будет делать. И фразу: «Ура, каникулы!» Задание для художников: У меня есть необычная коробочка и в ней находятся различные схемы и знаки. Вам нужно объяснить, что они обозначают ( Всему классу не показывать) Задание для музыкантов: Немаловажное задание. У меня есть корзина с музыкальными инструментами. Задание я вам прошепчу на ушко ( нужно сыграть мелодию «В лесу родилась ёлочка». - Готовы? 1 команда – покажите: «Ой, зуб болит!» «Ура, каникулы!» - А теперь я на ушко дам задание: « Ну-ка щуку поймайте!» - Вы понимаете, что показывают ребята? Они показывают жестами, мимикой, движениями. Тяжело понять, потому что словами не объясняют. Они не сопровождают свои действия речью, не используют язык речи. - Молодцы! - Послушаем художников - Что обозначают эти знаки? -Откуда я принесла эти знаки? Где их место ? -Я вам об этом не говорила и ребята не могут узнать, где расположены эти учреждения. - Художники очень часто в своих изображениях используют язык знаков и рисунков. -Молодцы! - А теперь послушаем музыкантов. Вы понимаете, что за мелодию играют дети? - Итак, давайте обобщим, почему нам не всегда было понятно, что изображали и показывали ребята? - Значит, речь обладает магической силой. -Хотите вы подробнее узнать об этом? Тогда сформулируйте цель нашего урока. И тема нашего урока «Наша речь» - А что такое речь? -Где мы можем узнать точное значение этого слова? - Дежурный по словарю прочитает значение слова речь . -Автор этого слова В. Даль собрал много пословиц о речи. « Хорошую речь приятно слушать» « Сказал, как узлом завязал» А теперь внимание! -У вас на партах лежат зелёные карточки. Поработайте в паре и подчеркните простым карандашом слова, которые мы можем отнести к нашей речи. -Какая пара справилась с этим заданием? - На доске тоже есть карточки со словами. Выберите нужные. ( одна пара выбирает правильные карточки ) -Итак, мы установили, что относится к речи. -Учёные называют их видами речи. -Сейчас мы поработаем с ними. - А теперь будьте повнимательнее. Я подготовила необыкновенно красивый текст ( Учитель читает текст вслух) Весна. Бегут ручейки. Тает снежок. Открыл синие глазки подснежник. -О чём этот текст?- Как вы думаете, почему я выбрала этот текст? - С помощью каких слов автор рисует нам картину весны, как художник? - Как вы понимаете выражение «открыл глазки подснежник» - Когда я читала текст, что вы делали?- Какой вид речи мы использовали? Возьмите карточку жёлтого цвета. -Прочитаем стихотворение о весне. Читать будем по цепочке. Дождик песенку поёт: -Кап, кап… Только кто её поймёт- Кап, кап ? Ни поймём ни я, ни ты, И весенняя листва, И зелёная трава. Лучше всех поймёт зерно: Прорастать начнёт оно -Какие слова ярко помогают представить картины весны? -А теперь какой вид речи мы использовали? - Я с вами разговариваю, задаю вопросы. Значит какой вид речи использую? (Использование ИКТ) На доске записана пословица. Прочитайте её. Щедра весна на тепло, да скупа на время. -Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Запишите её в тетрадь. -А сейчас какой вид речи мы использовали? - Когда мы думаем о самом сокровенном, о чём-то личном, тайном, о чём-то мечтаем, всегда ли хочется говорить вслух? - И как называется такой вид речи? -Ребята, а какой вид речи вы считаете главным? - Трудно сразу ответить? - Этот вопрос надо подробнее исследовать. - Какую же цель мы поставим на следующем уроке? - Я приготовила вам логическую задачу, которой хочу закончить урок. - Слушайте внимательно. Если у кого – то из вас и у меня есть яблоко и мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по 1 яблоку. Если у кого – то из вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у вас и у меня будет…. (2 идеи) Идея – сто мысль, выраженная с помощью речи или вслух, или про себя. И конечно на следующем уроке мы продолжим изучение речи и её магической силы. Слайд 3 Я узнал, что.. Я научился… Мне понравилось, что… Я бы хотел, чтобы…. Новые знания мне пригодятся… |