Конспект занятия. «Словари русского языка». Подготовка к олимпиаде. 2 часа. 10 класс.
Данное занятие предполагает подготовку одарённых детей к олимпиадам различных уровней по теме «Словари русского языка» и включает в себя эвристическую беседу, самостоятельную и практическую работу, работу в группах.
К занятию подготовлены презентация и приложение, в котором подобран интересный материал для учеников и даны задания для коллективной и самостоятельной работы.
Занятие рассчитано на два астрономических часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия. Словари русского языка »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Каменская средняя общеобразовательная школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза В.П.Захарченко
Каменского муниципального района
Составитель И.А.Суязова
п.г.т. Каменка 2014
Данное занятие предполагает подготовку одарённых детей к олимпиадам различных уровней по теме «Словари русского языка» и включает в себя эвристическую беседу, самостоятельную и практическую работу, работу в группах.
К занятию подготовлены презентация и приложение, в котором подобран интересный материал для учеников и даны задания для коллективной и самостоятельной работы.
Занятие рассчитано на два астрономических часа.
I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ
1. ПРИТЧА
Бог создал небо и землю. Поместил Всевышний на нашей прекрасной планете реки, моря и океаны, леса и горы, удивительные растения, разнообразных животных, птиц и рыб и, конечно, сотворил первых людей. Посмотрел Создатель на дело рук своих и решил, что чего-то недостаёт для полной гармонии жизни на Земле. В руках у Творца была чаша сотворения мира. Взглянул в неё Отец Небесный, а на самом дне чаши блестит несколько волшебных капель. Блестящие капли источали тонкий, приятный аромат, но этих капель было очень мало. Бог сказал: «Подарю я этот чудесный нектар людям!»
Однако человечество в ту пору уже разрослось. Удивительного нектара не хватило бы на всех. Тогда вершитель судеб человеческих, как художник, обмакнув кисть в чашу, одарил людей благодатным дождём. Дождь этот состоял не из воды. Это были капли таланта. Достался этот нектар не всем людям. Тех, на кого попали эти волшебные капли, приобрели ДАР – ТАЛАНТ. Таких людей зовут одарёнными.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
— Здравствуйте, ОДАРЁННЫЕ дети. Улыбнулись? Нравится Вам такое обращение? Почему?
— Давайте составим и запишем в тетради словообразовательную цепочку, выяснив, как образовано слово ОДАРЕННОСТЬ.
одаренность – одаренный – одарить – дарить
— Выделите во всех словах корень. (дар)
— Как вы думаете, как образовалось слово дар? (дар – дарить)
— Скажите, пожалуйста, где мы можем проверить составленную цепочку? (в словообразовательном словаре)
— Назовите словообразовательные словари и их авторов
(1. «Школьный словарь строения слов русского языка» Зиновия Ароновича Потихи;
2. «Школьный словообразовательный словарь русского языка» Александра Николаевича Тихонова)
— Цепочку мы с вами построили верно, но словарная статья у нас не оформлена. Попробуйте это сделать в своих тетрадях.
— Проверим. Так должна выглядеть словарная статья из словообразовательного словаря:
дар
дарить о – дарить одар – ённ (ый) одарен - ость
— С какими другими словарями вам приходилось работать?
— Вот мы и подошли с вами к теме сегодняшнего занятия «Словари русского языка», и проведу его я, Суязова Ирина Анатольевна, учитель Каменской СОШ № 1.
Уверена, что многие из вас, готовясь к олимпиаде муниципального или регионального уровня, знакомились с различными словарями. Задача нашей с вами встречи – углубить знания и решить лингвистические олимпиадные задачи.
Перед вами – Приложение, в котором есть дополнительный материал для дальнейшей подготовки к олимпиаде. Есть в этой брошюре и задания, которые вам предстоит сегодня выполнить. На 2 странице размещен лист-помощник. Посмотрите на пункт 12 и заполните его
(1. «Школьный словарь строения слов русского языка» Зиновия Ароновича Потихи;
2. «Школьный словообразовательный словарь русского языка» Александра Николаевича Тихонова)
II. ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАРЯМИ
1. БЕСЕДА С УЧЕНИКАМИ
ЗАДАНИЕ 1.Давайте обратимся к таблице № 1,данной в Приложении на стр. 3, и вспомним типы словарей и их роль.
энциклопедические словари
лингвистические (филологические) словари
объясняют не слова, а явления, обозначенные этим словом
объясняют слова
толковые
другие (специальные)
1)охватывают всю лексику языка
Например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля
2) Представляют какую-то часть лексики языка
словари литературного языка
Например, «Толковый словарь русского языка (под ред. Д.Н.Ушакова)
диалектные
иностранных слов;
неологизмов;
(по ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова.
ономастические (имена собственные);
фразеологические(под ред. А.И.Молоткова)
описывают лексику с какой-то одной стороны слова
1) общие(понятия разных отраслей знаний)
Например, Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, Большая Советская энциклопедия
2) Отраслевые (понятия конкретной отрасли знаний)
Например, Краткий технический словарь; Энциклопедический словарь юного спортсмена
Например, «Правильность русской речи» под ред. С.И.Ожегова;
«Управление в русском языке» Д.Э.Розенталь
— На каких два основных типа делятся словари?
— Посмотрите на слайд. Вашему вниманию предложены две словарные статьи. Одна – из лингвистического словаря, другая – из энциклопедического. В чём их различие?
— Какова роль энциклопедических словарей?
— На какие группы делятся лингвистические и какова их роль?
— Какие из перечисленных словарей вам незнакомы? (Возможно, ономастические,частотный, обратный).
— Попробуйте поразмышлять, что это за словари. Подсказка спрятана в названии (ответы учащихся)
— В Приложении на стр. 15-16 есть ответ на мой вопрос. Давайте прочитаем, правильно ли вы ответили.
— А знаете ли вы, как назывались первые словари?(Глоссарии, разговорники, азбуковники)
— Остановимся подробно на каждом типе словаря.
Перед вами страница текста на старославянском языке. Рядом с основным текстом – ссылки на полях. Иногда пометы делались между строк, чтобы объяснить читателю значение непонятных слов, заимствованных из греческого языка или латыни. Такие сноски назывались глоссариями (от греческого глосса – язык, речь).
— Удобно ли было пользоваться этими словарями в повседневной жизни?(Нет, так как пометы привязаны к тексту, кним обращались только при чтении.)
Второй тип словарей популярен и сейчас.
— Какую информацию, на ваш взгляд, содержит этот словарь? (В разговорнике расположены по темам наиболее частотные слова и фразы на иностранном языке, необходимые туристу, путешественнику.)
— Как вы думаете, какие достоинства и недостатки можно выделить у словарей-разговорников?(Словарь может помочь человеку, плохо знающему иностранный язык, наладить общение вчужой стране. Это плюс. Ориентироваться в разговорнике сложно, т.к. слова располагаются потемам. Это минус.)
В XIII веке слова начинают записывать в алфавитном порядке в отдельные книги. Так рождается новый тип словаря – азбуковник. Более подробно об азбуковниках вы прочитаете в Приложении на стр. 12 (пункт 1)
В 1789 году Императорская академия наук закончила пятилетнюю работу по созданию Словаря Академии Российской. При этом число заимствований было сведено к минимуму: в словаре их меньше тысячи. Возглавляла коллегию Екатерина Романовна Дашкова, приближенная императрицы, образованнейшая женщина своего времени.
— Следующий словарь, о котором пойдет речь, называют «жемчужиной русской лексикологии». О каком же словаре так образно и точно сказано?(О ≪Толковом словаре живого великорусского языка≫ Владимира Ивановича Даля)
В.И. Даль был военным врачом, и по роду занятий он много путешествовал и записывал то, что его удивило. Во время одной из поездок и родилась идея создать толковый словарь. Долгие годы Владимир Иванович Даль записывал на бумаге слова, услышанные от простых людей. Записи он перевозил с места на место. Во время Крымской войны при переправе мешок с бумагами упал в реку. Спасти В.И. Далю практически ничего не удалось. Работу пришлось начинать заново. Только теперь Даль был уже более осмотрителен. Он стал выцарапывать слова на кожаных ремешках. Ученые говорят, если все эти ремешки сшить вместе, лента обовьет земной шар 7 раз.
ЗАДАНИЕ 2:
— Заглянем на одну из страниц этого удивительного словаря и рассмотрим словарную статью (АВДОТЬИ-ОГОРОДНИЦЫ)
— Какую информацию о слове дает словарь В.И. Даля?
Словарная статья включает:
1) грамматические характеристики,
2) дает синонимы, антонимы,
3) указывает лексическое значение,
4) включает однокоренные производные слова, диалектизмы,
5) иллюстративным материалом являются пословицы и поговорки.
— Знает ли кто-нибудь из вас, какой принцип расположения материала использовал В.И.Даль?
В словаре В.И. Даля принят алфавитно-гнездовой принцип расположения материала.(Такой способ расположения, при котором в одной словарной статье объединяются близкородственные слова)
Обладает словарь и другим ценным качеством. Некоторые необычные, редкие слова, вышедшие из употребления, можно найти только в Толковом словаре живого великорусского языка. Познакомимся с некоторыми из них.
2. ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА (См. Приложение, стр. 3)
ЗАДАНИЕ 3. Соотнесите вышедшие из употребления слова, записанные В.И.Далем, с их значением.
1. избаклушиться
А. чинить, приноровлять, делать своими руками
2. корепать
Б. взбудоражить, напугать
3. лагодить
В. портить, коверкать
4. набарабошить
Г. привыкнуть к безделью
5. передоволить
Д. причесать
6. прикосматить
Е. сделать ч.-л. в очень большом количестве
Ответы:
1
2
3
4
5
6
Г
В
А
Б
Е
Д
3. КОРОТКО О САМЫХ ВАЖНЫХ СЛОВАРЯХ
Мы продолжим наш разговор о самых известных словарях русского языка.
1) СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Четырехтомный словарь Дмитрия Николаевича Ушакова отразил изменения в языке, происшедшие после Октябрьской революции 1917 года. Целые пласты слов – названия должностей, сословий, единиц территориального деления, учреждений и т.д. – ушли в прошлое, появилось множество новых слов.
Работа по созданию 4-томного "Толкового словаря русского языка" велась Д.Н.Ушаковым с 1934 по 1940 год. В словаре под редакцией Д.Н.Ушакова 85 289 слов. Это один из самых больших словарей русского языка.
2) НАБЛЮДЕНИЕ
ВА'БИК, а, м. (охот.).Снаряд (дудочка, трещотка) для приманивания птиц и зверей.
ТУЛУМБА'С, а, м. [тур. tulumbaz — барабанщик]. 1. Большой турецкий барабан (устар.). 2. перен. Удар кулаком (простореч. шутл.). Дать тулумбаса. 3. Председатель пиршества, попойки (простореч. шутл.).
— Какую информацию мы можем получить, прочитав словарную статью?
— Проанализируйте пометы, данные в словарных статьях. О чем они говорят?
Вывод: словарная статья включает в себя
1) толкование значения,
2) пометы, указывающие на сферу употребления, на источник заимствования,
3) примеры употребления,
4) сведения о сочетаемости слова, грамматические и орфоэпические характеристики слова.
Словарь С.И.Ожегова. Прочитайте эпиграф. (Толковым не оттого назван словарь, что мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает)
— Удивительно точные слова. Давайте посмотрим, что включает в себя словарная статья этого словаря. (Приложение,стр. 2 и слайд)
Медведь,- я, м.
1. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. Белый м. Бурый м. Делить шкуру неубитого медведя (шутл. поговорить о преждевременных расчетах). М. на ухо наступил кому-н. (шутливо о человеке, лишенном музыкального слуха). 2. .перенос. О неуклюжем, неповоротливом человеке (разг.). прил. Медвежий, -ья, -ье. * Медвежий угол- захолустье
— Скажите, что означают буквы, написанные около слова?
— Какую информацию о слове мы можем получить из данной словарной статьи?
1) толкование значения,
2) пометы, указывающие на сферу употребления, на источник заимствования,
3) примеры употребления,
4) сведения о сочетаемости слова, грамматические и орфоэпические характеристики слова.
5) Словарная статья сопровождается описанием тех фразеологических выражений, которые порождены этим словом либо так или иначе с ним связаны.
— Есть ли различие в словарной статье словарей Д.Н.Ушакова и С.И.Ожегова?
4. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ
— Напишите, взяв за образец словарную статью словаря С.И.Ожегова (См. Приложение, стр. 2), словарную статью слова «ученик». (Ученик, -а, м. 1. Тот, кто учится в школе. Ученик первого класса. 2. Тот, кто учится чему-н. у кого-н. Ученик слесаря. 3. Последователь, сторонник учения. Ученики Кирилла и Мефодия. // ж. ученица, -ы. // прил. ученический, -ая, - ое. Ученический дневник.)
5. «МОЛЧАЛИВАЯ РАБОТА» (Презентация)
Задание: Сейчас мы проведем «молчаливую работу».Посмотрите слайды и сделайте в своих тетрадях записи: автор, название словаря, чтобы потом выполнить задание на соответствие.
6. РЕШЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ НА СООТВЕТСТВИЕ
— Соотнесите имена лексикографов с названиями словарей (См. Приложение на стр. 3):
1. Д.Н.Ушаков
А. «Новый орфоэпический словарь русского языка»
2. М.Р.Львов
Б. «Школьный словообразовательный словарь русского языка».
3. В.П. и А.В.Жуковы.
В. «Школьный словарь иностранных слов»
4. А.Н.Тихонов
Г. «Школьный словарь устаревших слов русского языка»
5. В.И.Даль
Д. «Школьный фразеологический словарь русского языка»
6. Р.П.Рогожкина,Т.С.Карская
Е. «Толковый словарь русского языка». (в 4-х томах, 1935-1940 гг. Содержит более 85 тыс. слов).
Вы проверили себя, возможно, такое задание встретится вам на олимпиаде, и вы, я уверена, успешно с ним справитесь.
Продолжим нашу работу. Я предлагаю вам проанализировать небольшой текст.
7. МИНИ-АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА (Приложение, стр. 4)
ЗАДАНИЕ:Прочитайте данный ниже фрагмент из произведения Виктора Бокова.
— Где Люба? – спросил я.
— По батожья ушла.
— По что?
— Ну, по столбцы.
— По что?
— Ну, по петушки.
— По что? По что?
— По стебени.
— Не понимаю вас.
— Ах, батюшки, какой ты бестолковый. По щавель.
(В. Боков)
— Почему герой отрывка не мог понять, о чем идет речь?
— Какие слова обозначают одно и то же? (Батожья, стебени, столбцы, петушки – щавель)
— Какое из этих слов общеупотребительное?
8. РАБОТА В ГРУППАХ.
ЗАДАНИЕ:
— Мы подошли с вами к еще одному интересному виду словарей – диалектному. Ваша задача – внимательно ознакомиться с данным ниже материалом «Характеристика основных типов русских диалектных словарей» и подготовить «тонкие» и «толстые»вопросы другим группам (по одному «тонкому» и по два «толстых» вопроса от группы). Имейте в виду, если группа не отвечает, дает ответ тот, кто задал вопрос. На стр. 4 Приложения прочитайте, какие вопросы называются «тонкими», какие – «толстыми».
"Тонкие” вопросы
"Толстые” вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Кто? (Кто автор словаря «…»?)
Что?
Когда?
Как зовут ...?
Было ли ...?
Например: Как строится словарная статья в толковом словаре С.И.Ожегова?
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
В чём различие ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
Например: Чем словарь В.И.Даля отличается от известных вам словарей?
Характеристика основных типов русских диалектных словарей
Составители областных (диалектных) словарей по-разному подходят к задаче создания того или иного лексикографического труда. Большинство областных словарей содержит только диалектные лексические единицы. Такой принцип составления диалектных словарей называется дифференциальным.
В некоторых словарях взят за основу принцип полноты, заключающийся в том, что в словаре приводится вся зафиксированная в говорах лексика, независимо от ее диалектной или общерусской принадлежности. Таков, в частности, «Псковский областной словарь с историческими данными», задуманный известным лексикологом Б.А.Лариным. В этот словарь включены также диалектные слова, извлеченные из письменных источников – не только памятников письменности с древнейших времен, но и из различных опубликованных и неопубликованных материалов XIX–XX вв. Словарь интересен еще и тем, что в нем при некоторых словарных статьях даны лингвистические карты, на которых показана территория распространения названий предметов (например, багульник) или вариантов и значений отдельных слов (баркан, бор и др.).
Для большинства областных словарей материал собирается путем непосредственного наблюдения диалектной речи в процессе разговора с ее носителями. Для этого организуются экспедиции, в которых участвуют преподаватели и студенты вузов. Так осуществлялся сбор материала, в частности, для «Архангельского областного словаря», составляемого в МГУ под руководством О.Г.Гецовой. Это наиболее представительный региональный дифференциальный словарь, включающий около 180 тысяч слов.
Для «Словаря русских донских говоров» живой диалектный материал тоже специально собирался, но, кроме него, в словарь включены и все данные «Донского словаря» А.В.Миртова, и иллюстрации из художественных произведений, отражающих местную лексику (например, М.А. Шолохова).
Иной замысел лег в основу «Словаря русских народных говоров», главные редакторы которого Ф.П.Филин и Ф.П.Сороколетов. Это словарь, включающий диалектную лексику, извлеченную из относящихся к самым различным областям письменных источников XIX–XX вв., как опубликованных, так и архивных. В него входит около 240 тысяч слов. В первом выпуске словаря, составленном Ф.П.Филиным, содержатся обширные списки источников разных типов. Этот словарь, подобно «Опыту областного великорусского словаря» и словаря В.И.Даля, охватывает всю территорию, заселенную русскими в пределах России.
В толковых словарях диалектные слова имеют помету обл.
Подсказка для составления словарной статьи диалектного слова
Чапыга, -и, ж. Обл. частый кустарник, частая молодая поросль леса.
9. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «В ЭФИРЕ НОВОСТИ ИЗ ДЕРЕВНИ»
ЗАДАНИЕ 1: Перед вами диалектные слова (См. Приложение, стр. 5). Напишите репортаж с деревенских улиц, употребляя предложенные слова
Дежка (дежа) - деревянная кадка, в которой месят тесто.
Дрочена – кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами, подобие драников.
Махотка – крынка или горшок.
Паз - узкая щель между кирпичами и досками.
Печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.
Кочет, певень – петух.
Утирка, ручник – полотенце.
Плетень, прясла – изгородь.
Лыва – лужа.
Баятъ, гутарить – разговаривать.
ЗАДАНИЕ 2: Составьте словарную статью диалектного слова (См. подсказку на стр. 5)
III. РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (См. Приложение, стр. 5-6)
ЗАДАЧА 1.
ЗАДАНИЕ 1: Проанализируйте задание и ответ к нему.
Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфоэпического словаря, сделав необходимые пометы.
! Дефи́с, дефи'са… о дефи'се; мн. дефи'сы, дефи'сов…о дефи'сах (неправильно де́фис). Не рекомендуется произношение [дэфи́с].
Звони́'ть, звоню́, звони́т (не рекомендуется зво́нит); прич. звоня́щий (неправильно зво́нящий).
Задание 2: Самостоятельно составьте словарные статьи для данных слов по образцу, сделав необходимые пометы.
Шинель, тенденция
Ответ: Тенде́нция. Произносится [тэндэ́нция].
Шине́ль,мн. шине́ли, род. шине́лей (неправильно шинеля́, шинеле́й). Неправильно произношение [шинэ́ль].
Оценка. Каждая правильно составленная статья – 2 балла. За неполный ответ – 1 балл.
Задача 2.
Укажите типы лингвистических словарей, из которых взяты словарные статьи. Назовите типы лингвистических словарей, из которых словарные статьи не были взяты.
а) ВМЕШАТЬСЯ, вторгнуться, влезть, ввязаться, впутаться, сунуться, сунуть (свой) нос, полезть, вступиться, соваться с носом (или со своим) носом (разг.); встрять (прост.).
б) ЖЕНА. Общеслав. Индоевроп. Характера (ср. др. – прус. genno «женщина», 10РМ. kin – тж., греч. gynē и т. д.), того же корня, что и генетика, лат. genus «род». Первоначальное *gena жена после изменения г в ж перед гласным переднего ряда е. Значение жена вторично.
в) ПО МЕРЕ СИЛ. Книжн. Насколько возможно п о с и л е в о з м о ж н о с т и
Все видят, что дела идут скверно, что это нельзя так оставить, и что обязанность всех честных людей противодействовать по мере сил. (Л. Толстой. Война и мир.).
г) ПОКОЙНЫЙ – БЕСПОКОЙНЫЙ
Покойное лицо – беспокойное лицо. ○ Ипполит по крайней мере покойный дудак, а Анатоль – беспокойный. Вот одно различие, - сказал он. (Л. Толстой. Война и мир.)
д) свитер, мн. свитеры и свитера, свитеров и свитеров [тэ]
Каков принцип их расположения? Для чего, по Вашему мнению, предназначены такие словари? В чем их ценность?
Задача 4
Задание: Что общего в происхождении слов балаболить и варвар?
Ответ: Слова являются по происхождению звукоподражательными. Первое слово русское, первоначально болоболить с удвоенным корнем – болбол-: «бормотать, говорить невнятно, болтать». Второе – греческое; в позднем греческом языке первоначальное barbar «непонятно говорящий», «чужой»
IV. РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «БЕСТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ» (См. Приложение, стр. 6 и слайд)
— Все словари, о которых мы с вами сейчас говорили, вам известны. Составление словаря – дело очень трудное. Но мы, одаренные люди, трудностей не боимся, поэтом приступим с составлению словаря. И дадим ему необычное, но запоминающееся название – «БЕСТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ». В нем мы будем давать неправильное толкование словам. Но неправильное значение берется не с потолка. Оно основывается на многозначности слов, на созвучии части одного слова с другими, на ошибочном объяснении происхождения слова.
Например:
Антилопа — человек, потерявший аппетит (анти — приставка в значении «противно»).
Араб — свободный человек, не раб (а — приставка взначении «не»)
Беспечный — холодный дом (без печи).
Догадались, как будем работать? Начнём.
Выбрать, если получится, 3 человек в жюри, которые определят, у кого смешнее и точнее дано объяснение ЛЗ слова
Группа 1 (4 человека): бесправие, беспримерный, бойкот, вездеход,
Группа 2 (4 человека): второгодник, головомойка, двуязычный, достойный
Группа 3 (4 человека) жрец,известняк, крахмал, кузнечик,
Группа 4 (4 человека): лодырь, мартышка, местоимение, нагрудник,
Группа 5 (4 человека): сахароза, фураж, хлебосол, циферблат
Ответы
Группа 1:
бесправие – левостороннее движение (направо нельзя)
беспримерный – бес-отличник (бес примерный)
бойкот – драчливый кот (бой-кот)
вездеход – путешественник.
Группа 2 (4 человека)
второгодник - ребенок от одного до двух лет.
головомойка - парикмахерская
двуязычный – лживый (имеющий два языка)
достойный – ребенок, еще не умеющий стоять.
Группа 3 (4 человека)
жрец - обжора.
известняк - знаменитость.
крахмал – небольшая катастрофа
кузнечик – сын кузнеца.
Группа 4 (4 человека)
лодырь— владелец лодки
мартышка – тот, кто родился в марте.
нагрудник – медаль (то, что вешают на грудь)
сахароза – сорт розы
Группа 5 (4 человека)
словеса— весы для слона
фураж – муж фуражки
хлебосол – пересоленный хлеб.
циферблат – цифровой телефон по блату
IV.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
1. БЛИЦ-ОПРОС
1) Какой словарь называют «жемчужиной русской лексикологии»? (словарь В.И.Даля)
2) Какие словари называются обратными?
3) Кто был редактором первого академического словаря, созданного во времена правления Екатерины II? (Екатерина Романовна Дашкова)
4) Чем отличаются энциклопедические словари от лингвистических?
5) Чем было вызвано создание 4-томного «Толкового словаря русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова? (изменения в языке после Октябрьской революции 1917 г.)
6) Кто из лексикографов был удостоен Константиновской медали и Ломоносовской премии? ((В.И.Даль)
2. РЕФЛЕКСИЯ
Посмотрите на эти знаки препинания и скажите, какой из них соответствует вашему настроению после нашей встречи.