kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по русскому языку по теме "К истокам слова. Биография слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого занятия по русскому языку

в рамках школьного компонента «Моя речь - моё достоинство» 

для учащихся 5 класса

Тема занятия: « К истокам слова. Биография слова».

Цели:

Образовательная - познакомить учащихся с истоками слова хлеб, показать его лексическое многообразие, учить работать со словарями, с текстом.

Развивающая – развивать исследовательские,  коммуникативные навыки учащихся, речь, внимание, память, творческие способности, расширять словарный запас, учить размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к хлебу, к труду людей, выращивающих хлеб; прививать интерес к слову, к русскому языку, вызвать желание узнать  новое по теме урока.  

I. Организационный момент.

II. Сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли  гости. Я  желаю вам успешной работы, пусть у вас всё получится. Чтобы поднять вам настроение, я хочу угостить вас конфетами.

А теперь по цвету фантиков я предлагаю вам  объединиться в 3 группы.

III. Слово учителя.

На уроках русского языка мы с вами недавно изучали тему  «Лексикология».

- Что изучает лексикология?

- Что такое лексика?

- Как бы вы дали определение слову?

- Как называется то, что обозначает слово?

Сегодня я предлагаю вам поговорить об одном слове, которое мы произносим очень часто, каждый день,  и  то, что обозначает это слово,  – это самое дорогое, жизненно необходимое и святое для человека, это то, без чего человек не сможет жить.

- Как вы думаете, о каком слове пойдёт речь?

Если дети затрудняются, то загадываю загадку:

Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен,-

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем!

О чем я загадала загадку? (о хлебе)

На занятии  мы будем говорить о самом дорогом - о хлебе.

Сегодня мы проведём занятие – исследование. Мы попробуем с вами составить биографию слова хлеб.

Запишите в тетрадях число и тему урока.

— Что такое биография?

— Где мы можем узнать о жизни слова? (  в словарях)

Перед нами стоят такие задачи:

  1. Изучить историю возникновения слова ХЛЕБ
  2. Выявить лексическое значение этого слова, пользуясь разными источниками-словарями
  3. Выявить значение фразеологизмов со словом ХЛЕБ

У нас будет работать три исследовательские группы: « Историки», « Лингвисты»,              « Мудрецы».

Каждая группа получает файл с заданиями.

Задания группам.     

№1 « Историки»

     1. Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова.

     2. Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба.  ( смотри приложение № 1)

№2 « Лингвисты»

  1. Проанализировать лексическое значение слова хлеб в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова.
  2. Подобрать к каждому из значений слова прилагательные, глаголы.

№3 « Мудрецы»

  1. Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом хлеб
  2. Дать объяснение следующим фразеологизмам: водить хлеб-соль, даром хлеб есть, отбивать хлеб, хлеб насущный.

IV. Самостоятельная работа в группах 

V. Выступление групп.

VI. Обобщение. Итог исследования.

1.Хлеб появился свыше 10 тысяч лет назад. Первый хлеб выпекали из желудей.

2. Слово хлеб появилось от слова – «клибанос» - «хлайфс».

3. Лексическое толкование слова хлеб в словаре В.И. Даля и в словаре С. И. Ожегова совпадает.

4. Русская речь богата фразеологизмами со словом хлеб.

VII. Слово учителя.

Спасибо вам, ребята, за работу! Вы провели большую исследовательскую работу. Узнали много нового и интересного о слове хлеб. Я не случайно сказала вам в самом начале урока о том, что хлеб – это самое дорогое, необходимое для жизни человека. 

Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почет, уважение и твердость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал.  Упавший хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения. На Руси относились к хлебу трепетно и уважительно.  Свидетельство этому – огромное количество пословиц и поговорок о хлебе.

VIII. А сейчас мы поиграем с вами в игру «Ромашка».

(Из каждой группы выходит ученик, отрывает лепесток ромашки и читает на обратной стороне листка задание).

1 задание. Игра «Назови слово». Вспомните и назовите мне слова, родственные слову «хлеб».

(Хлебный, хлебница, хлебник, хлебороб, хлебопек, хлебушко, похлебка, хлебозавод, хлебушек, хлеборезка, хлебоед, хлебобулочный, хлебец, хлебосольный, нахлебник и т.д.)

2 задание. Игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий?»

(Хлеб, пироги, ватрушки, пряники, печенья, вафли, торт, булочки, круассаны, рулеты и т.д.)

3 задание. Игра  «Кто для нас хлеб создает» (назовите профессии людей) (тракторист, агроном, комбайнер, шофёр, пекарь, рабочие, технолог и т. д.)

4 задание гостям: Приведите примеры пословиц и поговорок о хлебе.

Вспоминаем все вместе:

Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска – и в горнице тоска.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.

IX. Слово учителя.

- А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!

Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.

Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.

Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.

Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.

Матери невесты дарили выпеченные гре­бень и сапоги, отцу невесты — бочонок и борону, деду — хлебный шалашик.

Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну так чтоб и на следующий год так было!»

Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви.

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Слава хлебу и рукам, что его растили!

X. Творческое задание группам – составление сиквейна со словом хлеб.

XI. Рефлексия

Наши ассоциации

Когда я слышу слово хлеб, я…

Вижу……

Слышу….

Чувствую….

Приложение №1

« Историки»

1.Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова .

2.Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба

Текст №1

По мнению историков и археологов, хлеб был "открыт" свыше 15 тысяч лет назад. В каменном веке наши доисторические предки ели зерна в сыром виде. Позднее они научились растирать их между камнями - будущими жерновами, и полученную муку смешивали с водой. То есть первый хлеб представлял собой жидкую зерновую кашу или похлебку. Когда древние люди научились добывать огонь, они стали печь пресные лепешки.

Текст №2

Из работ археологов мы знаем, что первый хлеб был получен в лесу. Стало известно, что древнейший хлеб был из желудей. Вымоченные и высушенные желуди растирали между камнями в муку, из которой готовили первые лепешки и кашу.

Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.

Текст №3

Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах - горшках, называвшихся "клибанос". Именно от этого названия и появилось слово "хлеб", которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб "хлайфс", от него в старонемецком языке образовалось слово "хлайб", трансформировавшееся затем в русский "хлеб", украинский "хлиб", эстонский "лейб".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по русскому языку по теме "К истокам слова. Биография слова" »

Разработка открытого занятия по русскому языку

в рамках школьного компонента «Моя речь - моё достоинство»

для учащихся 5 класса

Тема занятия: « К истокам слова. Биография слова».

Цели:

Образовательная - познакомить учащихся с истоками слова хлеб, показать его лексическое многообразие, учить работать со словарями, с текстом.

Развивающая – развивать исследовательские, коммуникативные навыки учащихся, речь, внимание, память, творческие способности, расширять словарный запас, учить размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к хлебу, к труду людей, выращивающих хлеб; прививать интерес к слову, к русскому языку, вызвать желание узнать новое по теме урока.


I. Организационный момент.

II. Сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости. Я желаю вам успешной работы, пусть у вас всё получится. Чтобы поднять вам настроение, я хочу угостить вас конфетами.

А теперь по цвету фантиков я предлагаю вам объединиться в 3 группы.

III. Слово учителя.

На уроках русского языка мы с вами недавно изучали тему «Лексикология».

- Что изучает лексикология?

- Что такое лексика?

- Как бы вы дали определение слову?

- Как называется то, что обозначает слово?

Сегодня я предлагаю вам поговорить об одном слове, которое мы произносим очень часто, каждый день, и то, что обозначает это слово, – это самое дорогое, жизненно необходимое и святое для человека, это то, без чего человек не сможет жить.

- Как вы думаете, о каком слове пойдёт речь?

Если дети затрудняются, то загадываю загадку:

Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен,-

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем!

О чем я загадала загадку? (о хлебе)


На занятии мы будем говорить о самом дорогом - о хлебе.

Сегодня мы проведём занятие – исследование. Мы попробуем с вами составить биографию слова хлеб.

Запишите в тетрадях число и тему урока.

— Что такое биография?

— Где мы можем узнать о жизни слова? ( в словарях)

Перед нами стоят такие задачи:

  1. Изучить историю возникновения слова ХЛЕБ

  2. Выявить лексическое значение этого слова, пользуясь разными источниками-словарями

  3. Выявить значение фразеологизмов со словом ХЛЕБ

У нас будет работать три исследовательские группы: « Историки», « Лингвисты», « Мудрецы».

Каждая группа получает файл с заданиями.

Задания группам.

№1 « Историки»

1. Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова.

2. Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба. ( смотри приложение № 1)

№2 « Лингвисты»

  1. Проанализировать лексическое значение слова хлеб в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова.

  2. Подобрать к каждому из значений слова прилагательные, глаголы.

№3 « Мудрецы»

  1. Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом хлеб

  2. Дать объяснение следующим фразеологизмам: водить хлеб-соль, даром хлеб есть, отбивать хлеб, хлеб насущный.

IV. Самостоятельная работа в группах 

V. Выступление групп.

VI. Обобщение. Итог исследования.

1.Хлеб появился свыше 10 тысяч лет назад. Первый хлеб выпекали из желудей.

2. Слово хлеб появилось от слова – «клибанос» - «хлайфс».

3. Лексическое толкование слова хлеб в словаре В.И. Даля и в словаре С. И. Ожегова совпадает.

4. Русская речь богата фразеологизмами со словом хлеб.

VII. Слово учителя .

Спасибо вам, ребята, за работу! Вы провели большую исследовательскую работу. Узнали много нового и интересного о слове хлеб. Я не случайно сказала вам в самом начале урока о том, что хлеб – это самое дорогое, необходимое для жизни человека.

Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почет, уважение и твердость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал.  Упавший хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения. На Руси относились к хлебу трепетно и уважительно.  Свидетельство этому – огромное количество пословиц и поговорок о хлебе.

VIII. А сейчас мы поиграем с вами в игру «Ромашка».

(Из каждой группы выходит ученик, отрывает лепесток ромашки и читает на обратной стороне листка задание).

1 задание. Игра «Назови слово». Вспомните и назовите мне слова, родственные слову «хлеб».

(Хлебный, хлебница, хлебник, хлебороб, хлебопек, хлебушко, похлебка, хлебозавод, хлебушек, хлеборезка, хлебоед, хлебобулочный, хлебец, хлебосольный, нахлебник и т.д.)

2 задание. Игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий?»

(Хлеб, пироги, ватрушки, пряники, печенья, вафли, торт, булочки, круассаны, рулеты и т.д.)

3 задание. Игра «Кто для нас хлеб создает» (назовите профессии людей) (тракторист, агроном, комбайнер, шофёр, пекарь, рабочие, технолог и т. д.)

4 задание гостям: Приведите примеры пословиц и поговорок о хлебе.

Вспоминаем все вместе:

Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска – и в горнице тоска.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.

IX. Слово учителя.

- А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!

Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.

Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.

Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.

Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.

Матери невесты дарили выпеченные гре­бень и сапоги, отцу невесты — бочонок и борону, деду — хлебный шалашик.

Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну так чтоб и на следующий год так было!»

Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви.


Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Слава хлебу и рукам, что его растили!

X. Творческое задание группам – составление сиквейна со словом хлеб.

XI. Рефлексия

Наши ассоциации

Когда я слышу слово хлеб, я…

Вижу……

Слышу….

Чувствую….


Приложение №1

« Историки»

1.Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова .

2.Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба

Текст №1

По мнению историков и археологов, хлеб был "открыт" свыше 15 тысяч лет назад. В каменном веке наши доисторические предки ели зерна в сыром виде. Позднее они научились растирать их между камнями - будущими жерновами, и полученную муку смешивали с водой. То есть первый хлеб представлял собой жидкую зерновую кашу или похлебку. Когда древние люди научились добывать огонь, они стали печь пресные лепешки.

Текст №2

Из работ археологов мы знаем, что первый хлеб был получен в лесу. Стало известно, что древнейший хлеб был из желудей. Вымоченные и высушенные желуди растирали между камнями в муку, из которой готовили первые лепешки и кашу.

Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.

Текст №3

Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах - горшках, называвшихся "клибанос". Именно от этого названия и появилось слово "хлеб", которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб "хлайфс", от него в старонемецком языке образовалось слово "хлайб", трансформировавшееся затем в русский "хлеб", украинский "хлиб", эстонский "лейб".


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект занятия по русскому языку по теме "К истокам слова. Биография слова"

Автор: Воротникова Лариса Геннадьевна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184503


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства