kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по русскому языку по теме "К истокам слова. Биография слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого занятия по русскому языку

в рамках школьного компонента «Моя речь - моё достоинство» 

для учащихся 5 класса

Тема занятия: « К истокам слова. Биография слова».

Цели:

Образовательная - познакомить учащихся с истоками слова хлеб, показать его лексическое многообразие, учить работать со словарями, с текстом.

Развивающая – развивать исследовательские,  коммуникативные навыки учащихся, речь, внимание, память, творческие способности, расширять словарный запас, учить размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к хлебу, к труду людей, выращивающих хлеб; прививать интерес к слову, к русскому языку, вызвать желание узнать  новое по теме урока.  

I. Организационный момент.

II. Сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли  гости. Я  желаю вам успешной работы, пусть у вас всё получится. Чтобы поднять вам настроение, я хочу угостить вас конфетами.

А теперь по цвету фантиков я предлагаю вам  объединиться в 3 группы.

III. Слово учителя.

На уроках русского языка мы с вами недавно изучали тему  «Лексикология».

- Что изучает лексикология?

- Что такое лексика?

- Как бы вы дали определение слову?

- Как называется то, что обозначает слово?

Сегодня я предлагаю вам поговорить об одном слове, которое мы произносим очень часто, каждый день,  и  то, что обозначает это слово,  – это самое дорогое, жизненно необходимое и святое для человека, это то, без чего человек не сможет жить.

- Как вы думаете, о каком слове пойдёт речь?

Если дети затрудняются, то загадываю загадку:

Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен,-

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем!

О чем я загадала загадку? (о хлебе)

На занятии  мы будем говорить о самом дорогом - о хлебе.

Сегодня мы проведём занятие – исследование. Мы попробуем с вами составить биографию слова хлеб.

Запишите в тетрадях число и тему урока.

— Что такое биография?

— Где мы можем узнать о жизни слова? (  в словарях)

Перед нами стоят такие задачи:

  1. Изучить историю возникновения слова ХЛЕБ
  2. Выявить лексическое значение этого слова, пользуясь разными источниками-словарями
  3. Выявить значение фразеологизмов со словом ХЛЕБ

У нас будет работать три исследовательские группы: « Историки», « Лингвисты»,              « Мудрецы».

Каждая группа получает файл с заданиями.

Задания группам.     

№1 « Историки»

     1. Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова.

     2. Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба.  ( смотри приложение № 1)

№2 « Лингвисты»

  1. Проанализировать лексическое значение слова хлеб в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова.
  2. Подобрать к каждому из значений слова прилагательные, глаголы.

№3 « Мудрецы»

  1. Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом хлеб
  2. Дать объяснение следующим фразеологизмам: водить хлеб-соль, даром хлеб есть, отбивать хлеб, хлеб насущный.

IV. Самостоятельная работа в группах 

V. Выступление групп.

VI. Обобщение. Итог исследования.

1.Хлеб появился свыше 10 тысяч лет назад. Первый хлеб выпекали из желудей.

2. Слово хлеб появилось от слова – «клибанос» - «хлайфс».

3. Лексическое толкование слова хлеб в словаре В.И. Даля и в словаре С. И. Ожегова совпадает.

4. Русская речь богата фразеологизмами со словом хлеб.

VII. Слово учителя.

Спасибо вам, ребята, за работу! Вы провели большую исследовательскую работу. Узнали много нового и интересного о слове хлеб. Я не случайно сказала вам в самом начале урока о том, что хлеб – это самое дорогое, необходимое для жизни человека. 

Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почет, уважение и твердость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал.  Упавший хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения. На Руси относились к хлебу трепетно и уважительно.  Свидетельство этому – огромное количество пословиц и поговорок о хлебе.

VIII. А сейчас мы поиграем с вами в игру «Ромашка».

(Из каждой группы выходит ученик, отрывает лепесток ромашки и читает на обратной стороне листка задание).

1 задание. Игра «Назови слово». Вспомните и назовите мне слова, родственные слову «хлеб».

(Хлебный, хлебница, хлебник, хлебороб, хлебопек, хлебушко, похлебка, хлебозавод, хлебушек, хлеборезка, хлебоед, хлебобулочный, хлебец, хлебосольный, нахлебник и т.д.)

2 задание. Игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий?»

(Хлеб, пироги, ватрушки, пряники, печенья, вафли, торт, булочки, круассаны, рулеты и т.д.)

3 задание. Игра  «Кто для нас хлеб создает» (назовите профессии людей) (тракторист, агроном, комбайнер, шофёр, пекарь, рабочие, технолог и т. д.)

4 задание гостям: Приведите примеры пословиц и поговорок о хлебе.

Вспоминаем все вместе:

Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска – и в горнице тоска.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.

IX. Слово учителя.

- А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!

Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.

Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.

Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.

Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.

Матери невесты дарили выпеченные гре­бень и сапоги, отцу невесты — бочонок и борону, деду — хлебный шалашик.

Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну так чтоб и на следующий год так было!»

Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви.

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Слава хлебу и рукам, что его растили!

X. Творческое задание группам – составление сиквейна со словом хлеб.

XI. Рефлексия

Наши ассоциации

Когда я слышу слово хлеб, я…

Вижу……

Слышу….

Чувствую….

Приложение №1

« Историки»

1.Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова .

2.Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба

Текст №1

По мнению историков и археологов, хлеб был "открыт" свыше 15 тысяч лет назад. В каменном веке наши доисторические предки ели зерна в сыром виде. Позднее они научились растирать их между камнями - будущими жерновами, и полученную муку смешивали с водой. То есть первый хлеб представлял собой жидкую зерновую кашу или похлебку. Когда древние люди научились добывать огонь, они стали печь пресные лепешки.

Текст №2

Из работ археологов мы знаем, что первый хлеб был получен в лесу. Стало известно, что древнейший хлеб был из желудей. Вымоченные и высушенные желуди растирали между камнями в муку, из которой готовили первые лепешки и кашу.

Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.

Текст №3

Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах - горшках, называвшихся "клибанос". Именно от этого названия и появилось слово "хлеб", которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб "хлайфс", от него в старонемецком языке образовалось слово "хлайб", трансформировавшееся затем в русский "хлеб", украинский "хлиб", эстонский "лейб".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по русскому языку по теме "К истокам слова. Биография слова" »

Разработка открытого занятия по русскому языку

в рамках школьного компонента «Моя речь - моё достоинство»

для учащихся 5 класса

Тема занятия: « К истокам слова. Биография слова».

Цели:

Образовательная - познакомить учащихся с истоками слова хлеб, показать его лексическое многообразие, учить работать со словарями, с текстом.

Развивающая – развивать исследовательские, коммуникативные навыки учащихся, речь, внимание, память, творческие способности, расширять словарный запас, учить размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к хлебу, к труду людей, выращивающих хлеб; прививать интерес к слову, к русскому языку, вызвать желание узнать новое по теме урока.


I. Организационный момент.

II. Сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости. Я желаю вам успешной работы, пусть у вас всё получится. Чтобы поднять вам настроение, я хочу угостить вас конфетами.

А теперь по цвету фантиков я предлагаю вам объединиться в 3 группы.

III. Слово учителя.

На уроках русского языка мы с вами недавно изучали тему «Лексикология».

- Что изучает лексикология?

- Что такое лексика?

- Как бы вы дали определение слову?

- Как называется то, что обозначает слово?

Сегодня я предлагаю вам поговорить об одном слове, которое мы произносим очень часто, каждый день, и то, что обозначает это слово, – это самое дорогое, жизненно необходимое и святое для человека, это то, без чего человек не сможет жить.

- Как вы думаете, о каком слове пойдёт речь?

Если дети затрудняются, то загадываю загадку:

Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен,-

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем!

О чем я загадала загадку? (о хлебе)


На занятии мы будем говорить о самом дорогом - о хлебе.

Сегодня мы проведём занятие – исследование. Мы попробуем с вами составить биографию слова хлеб.

Запишите в тетрадях число и тему урока.

— Что такое биография?

— Где мы можем узнать о жизни слова? ( в словарях)

Перед нами стоят такие задачи:

  1. Изучить историю возникновения слова ХЛЕБ

  2. Выявить лексическое значение этого слова, пользуясь разными источниками-словарями

  3. Выявить значение фразеологизмов со словом ХЛЕБ

У нас будет работать три исследовательские группы: « Историки», « Лингвисты», « Мудрецы».

Каждая группа получает файл с заданиями.

Задания группам.

№1 « Историки»

1. Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова.

2. Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба. ( смотри приложение № 1)

№2 « Лингвисты»

  1. Проанализировать лексическое значение слова хлеб в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова.

  2. Подобрать к каждому из значений слова прилагательные, глаголы.

№3 « Мудрецы»

  1. Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом хлеб

  2. Дать объяснение следующим фразеологизмам: водить хлеб-соль, даром хлеб есть, отбивать хлеб, хлеб насущный.

IV. Самостоятельная работа в группах 

V. Выступление групп.

VI. Обобщение. Итог исследования.

1.Хлеб появился свыше 10 тысяч лет назад. Первый хлеб выпекали из желудей.

2. Слово хлеб появилось от слова – «клибанос» - «хлайфс».

3. Лексическое толкование слова хлеб в словаре В.И. Даля и в словаре С. И. Ожегова совпадает.

4. Русская речь богата фразеологизмами со словом хлеб.

VII. Слово учителя .

Спасибо вам, ребята, за работу! Вы провели большую исследовательскую работу. Узнали много нового и интересного о слове хлеб. Я не случайно сказала вам в самом начале урока о том, что хлеб – это самое дорогое, необходимое для жизни человека.

Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почет, уважение и твердость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал.  Упавший хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения. На Руси относились к хлебу трепетно и уважительно.  Свидетельство этому – огромное количество пословиц и поговорок о хлебе.

VIII. А сейчас мы поиграем с вами в игру «Ромашка».

(Из каждой группы выходит ученик, отрывает лепесток ромашки и читает на обратной стороне листка задание).

1 задание. Игра «Назови слово». Вспомните и назовите мне слова, родственные слову «хлеб».

(Хлебный, хлебница, хлебник, хлебороб, хлебопек, хлебушко, похлебка, хлебозавод, хлебушек, хлеборезка, хлебоед, хлебобулочный, хлебец, хлебосольный, нахлебник и т.д.)

2 задание. Игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий?»

(Хлеб, пироги, ватрушки, пряники, печенья, вафли, торт, булочки, круассаны, рулеты и т.д.)

3 задание. Игра «Кто для нас хлеб создает» (назовите профессии людей) (тракторист, агроном, комбайнер, шофёр, пекарь, рабочие, технолог и т. д.)

4 задание гостям: Приведите примеры пословиц и поговорок о хлебе.

Вспоминаем все вместе:

Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска – и в горнице тоска.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.

IX. Слово учителя.

- А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!

Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.

Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.

Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.

Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.

Матери невесты дарили выпеченные гре­бень и сапоги, отцу невесты — бочонок и борону, деду — хлебный шалашик.

Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну так чтоб и на следующий год так было!»

Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви.


Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Слава хлебу и рукам, что его растили!

X. Творческое задание группам – составление сиквейна со словом хлеб.

XI. Рефлексия

Наши ассоциации

Когда я слышу слово хлеб, я…

Вижу……

Слышу….

Чувствую….


Приложение №1

« Историки»

1.Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова .

2.Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба

Текст №1

По мнению историков и археологов, хлеб был "открыт" свыше 15 тысяч лет назад. В каменном веке наши доисторические предки ели зерна в сыром виде. Позднее они научились растирать их между камнями - будущими жерновами, и полученную муку смешивали с водой. То есть первый хлеб представлял собой жидкую зерновую кашу или похлебку. Когда древние люди научились добывать огонь, они стали печь пресные лепешки.

Текст №2

Из работ археологов мы знаем, что первый хлеб был получен в лесу. Стало известно, что древнейший хлеб был из желудей. Вымоченные и высушенные желуди растирали между камнями в муку, из которой готовили первые лепешки и кашу.

Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.

Текст №3

Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах - горшках, называвшихся "клибанос". Именно от этого названия и появилось слово "хлеб", которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб "хлайфс", от него в старонемецком языке образовалось слово "хлайб", трансформировавшееся затем в русский "хлеб", украинский "хлиб", эстонский "лейб".


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект занятия по русскому языку по теме "К истокам слова. Биография слова"

Автор: Воротникова Лариса Геннадьевна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184503


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства