kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "О русском языке хотим замолвить слово"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 
•    Образовательная: создать условия для расширения  представления о русском языке и осознания эстетическую функцию родного языка.
•    Развивающая: создать условия для обогащения словарного запаса обучающихся; развивать коммуникативные умения и умения работать в парах.
•    Воспитательная: создать условия для развития речевой культуры обучающихся, для воспитания уважения к Отечеству, родному языку, культуре. Вызвать гордость за родной язык.
Тип урока: комбинированный.
Применяемые технологии: игровая, здоровьесберегающая.
Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями, комплекты лото-викторины «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» (1 на парту), ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
 Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
Русская пословица
Слайд 1.
     Слово учителя. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать со слов русского писателя А.Куприна (слайд 2):
     … Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
   -   А теперь я предлагаю вам послушать и другие высказывания, подготовленные вашими одноклассниками (задание дети получили заранее):
Чтец 1: «Дивное орудие создал себе русский народ – орудие мысли, орудие духовного и душевного выражения, орудие устного и письменного выражения, орудие литературы, поэзии и театра, орудие права и государственности – наш чудесный, могучий и глубокомысленный русский язык», - говорил русский философ Иван Александрович Ильин.
Чтец 2: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», - писал Лев Николаевич Толстой.
Чтец 3:  Интересно высказывание о русском языке французского писателя Проспера Мериме: «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях. Способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мощью, русский язык кажется нам созданным для поэзии».
Чтец 4 
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла, и волчий рык, 
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу, выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
К.Д.Бальмонт
     -Я надеюсь, что вы слушали внимательно, и теперь попрошу вас определить тему нашего сегодняшнего урока (ответы учащихся).
     Да, действительно, наше занятие посвящено русскому языку, и сформулируем мы тему так : «О русском языке хотим замолвить слово» (слайд 3).
     Цели нашего урока (слайд 4). А теперь попробуйте и вы для себя поставить цель урока по данной теме (слайд 5). Ответы учащихся.
     Слово учителя. Знаете ли вы, что русский язык по распространению занимает четвёртое место в мире? На нём говорят 288 миллионов человек! Не случайно он является одним из шести официальных языков ООН. Русский язык – государственный язык РФ. В нашей огромной многонациональной стране знание русского языка жизненно необходимо. Почему? (Иначе мы просто перестанем понимать друг друга.)
     По отношению человека к собственному языку, по степени уважения и любви к нему судят обо всей стране в целом. А что такое уважение к языку? (Ответы детей.)
     Это, прежде всего, его знание. И оно заключается не просто в «зубрёжке» школьных правил, а в кропотливом изучении того, как устроено это воистину уникальное средство человеческого общения.  На постижение тайн родного языка уйдёт немало времени и сил. Но вы никогда не пожалеете об этом. Поверьте, изучение русского языка может быть интересным, увлекательным и не бесполезным занятием. Ведь мы с вами говорим на удивительном языке. Но мы привыкли к нему как к воздуху и воспринимаем как должное, обыденное. 
     А вот что говорил французский писатель Проспер Мериме: «Русскому языку достаточно одного слова, чтобы соединить в нём множество мыслей, для выражения которых другими языками потребовались бы длиннейшие предложения…» (слайд 6).
     Давайте постараемся сохранить наше богатство! Сделать это просто: надо им пользоваться. Это богатство неисчерпаемо: мудрые пословицы и смешные поговорки, торжественные былины и древние сказания, печальные песни и хитрые загадки. 
     И сейчас мы с вами сделаем маленький шаг в необъятный мир русского языка. Сыграем в игру «Слово не воробей, вылетит -  не поймаешь». (Играют парами.)За правильные ответы пары получают баллы. Перед игрой спросить, что такое пословицы, фразеологизмы, омонимы. Во время игры на доске слайд 7.
1.    Откройте коробки и разложите карточки с игровыми полями в алфавитном порядке. (1 минута)
2.    Разминка. Учитель загадывает загадки, а пары отгадывают и говорят загадку в ответ со своего игрового поля. (Маленькие карточки с загадками только у учителя.)(3 минуты)
3.    Работа с фразеологизмами. Пары самостоятельно раскладывают карточки, учитель их проверяет и ставит баллы. Затем вслух читаются ответы и поясняются значения фразеологизмов.
4.    Работа с пословицами (с подсказкой). Пары по очереди объясняют смысл пословиц.
5.    Работа с омонимами (с подсказкой). Вслух по очереди зачитать значения омонимов (баллы не начислять).
Слово учителя. Я вижу, что вы подустали и предлагаю вам провести физкультминутку. (слайд 8)
-Начнём с такого упражнения: поднять и опустить рамена. Повращаем выей.А теперь поднимем перед собой десницу и шуйцу и выполним такое упражнение: персты сжать в кулак, разжать. А теперь резко опустим и поднимем вежды, и так 5 раз. Повращаем очами несколько раз и на этом закончим физкультминутку.
Вопросы:
•    Скажите, все ли слова вам были понятны?
•    А как называются такие слова? (Устаревшие, архаизмы)
Чтец 8
И взяв словарь, уйдя в глубины
Людской тысячелетней тьмы, 
Ты понимаешь, что едины
С умершими когда-то мы…
Мы речь заводим с временами,
Что отошли куда-то вдаль…
Е.Винокуров
      Учитель. Итак, слова, ушедшие из речи, так ли безвозвратно забыты? Нет, они оставили нам потомков: перст – перстень, напёрсток, об одиноком человеке – «один как перст». А зачем нам нужно беречь устаревшие слова? (Они рассказывают о быте, культуре наших предков, об истории народа.)
      Учитель. Приведу ещё одну цитату известного языковеда академика В.В.Виноградова: «Высокая культура разговорной и письменной речи… - самая надёжная рекомендация каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности». Слайд 9.
     Чтец 5
Давно запомнить нам пора, 
Есть договОры – не договорА.
Чтец 6
Где мы читаем зАнятый, где занятОй?
ЗАнятый зал, учитель занятОй.
РАзвитый ребёнок, а язык развитОй.
Чтец 7
Конечно, нет ни сапогОв, а лишь сапОг,
И не хватило нам не дОсок, а досОк.
Чтец 6
Сыны эфира, соблюдайте ударения закон!
Столица США не ВАшингтон, а ВашингтОн.
Чтец 7
Кухня не может быть домовОй,
Она домОвая, а в доме – домовОй.
     Учитель.  Очень часто происходит путаница между словами «класть» и «положить», «занимать» и «одалживать», «надеть» и «одеть».
     Чтец 5
  В кубышку деньги класть, а не ложить,
Коль взять – занять, дать – одолжить.
На себя можно только надеть, 
А ребёнка, конечно, одеть.
       Задание с проверкой в парах «Исправь ошибки». Даётся 2 – 3 минуты. Затем ребята в парах меняются листочками и проверяют друг друга, сверяясь с доской. Один ученик исправляет ошибки на доске, а лист его напарника проверяет учитель.
 Слайд 10. Затем листы сдаются учителю для внесения баллов в общий зачёт ученика за работу на уроке.
1.    Сколько время?
2.    Этот букет более красивее.
3.    Дедушка одел валенки.
4.    Я патриот своей Родины. 
5.    Утром я пью горячее кофе.
6.    Мама одела малышей на прогулку.
7.    У меня нет туфлей и носков.
8.    Весенний день горяч и золот.
Проверочная работу на постановку ударения в словах. Работа выполняется самостоятельно на листочках, которые сдаются учителю. Затем по интерактивной доске происходит проверка с чтением слов вслух. Слайды 11, 12.
     Позвонишь, красивее, жалюзи, языковая (колбаса), языковое (явление), газопровод, развитый (ребёнок), развитой (язык), кухонный, из сеней, прибыл, прибыла, добыча, намерение, свекла, плато, копировать, договор.
     Учитель. Теперь я предлагаю вашему вниманию смешные стихотворения на запоминание ударений в словах, которые придумали школьники в помощь выпускникам. Слайд 13.
     Заключительное слово. Наш сегодняшний урок хочу завершить словами известного вам писателя И.С.Тургенева: «Берегите наш прекрасный русский язык… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» Слайд 14.
     А теперь вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы его понимаете?
(Изучать свой язык надо с детства, со школьной скамьи.)
      А чему Ваня должен ещё научиться? 
(Уважать и любить свой язык, гордиться им.)
      Рефлексия.
 Скажите, пожалуйста, смогли ли мы достичь поставленных целей? 
Какие новые знания получили вы сегодня в ходе урока?
Приобрели ли вы какие-либо новые умения? 
Что было для вас интересным? А что вызвало затруднения?
А какой фразеологизм мог бы подвести итог нашего урока?
     Домашнее задание на выбор. Слайд 15.
•    Сочинить шуточное стихотворение на правильную  постановку ударения в словах.
Или 
•    Подготовить сообщение о происхождении выражений: гол как сокол, бить баклуши, с версту коломенскую. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "О русском языке хотим замолвить слово" »

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе

Тема: «О русском языке хотим замолвить слово».

Цели:

  • Образовательная: создать условия для расширения представления о русском языке и осознания эстетическую функцию родного языка.

  • Развивающая: создать условия для обогащения словарного запаса обучающихся; развивать коммуникативные умения и умения работать в парах.

  • Воспитательная: создать условия для развития речевой культуры обучающихся, для воспитания уважения к Отечеству, родному языку, культуре. Вызвать гордость за родной язык.

Тип урока: комбинированный.

Применяемые технологии: игровая, здоровьесберегающая.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями, комплекты лото-викторины «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» (1 на парту), ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Ход урока:

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Русская пословица

Слайд 1.

Слово учителя. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать со слов русского писателя А.Куприна (слайд 2):

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

-- А теперь я предлагаю вам послушать и другие высказывания, подготовленные вашими одноклассниками (задание дети получили заранее):

Чтец 1: «Дивное орудие создал себе русский народ – орудие мысли, орудие духовного и душевного выражения, орудие устного и письменного выражения, орудие литературы, поэзии и театра, орудие права и государственности – наш чудесный, могучий и глубокомысленный русский язык», - говорил русский философ Иван Александрович Ильин.

Чтец 2: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», - писал Лев Николаевич Толстой.

Чтец 3: Интересно высказывание о русском языке французского писателя Проспера Мериме: «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях. Способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мощью, русский язык кажется нам созданным для поэзии».

Чтец 4

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла, и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нём воркованье голубя весной,

Взлёт жаворонка к солнцу, выше, выше.

Берёзовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

К.Д.Бальмонт

--Я надеюсь, что вы слушали внимательно, и теперь попрошу вас определить тему нашего сегодняшнего урока (ответы учащихся).

Да, действительно, наше занятие посвящено русскому языку, и сформулируем мы тему так : «О русском языке хотим замолвить слово» (слайд 3).

Цели нашего урока (слайд 4). А теперь попробуйте и вы для себя поставить цель урока по данной теме (слайд 5). Ответы учащихся.

Слово учителя. Знаете ли вы, что русский язык по распространению занимает четвёртое место в мире? На нём говорят 288 миллионов человек! Не случайно он является одним из шести официальных языков ООН. Русский язык – государственный язык РФ. В нашей огромной многонациональной стране знание русского языка жизненно необходимо. Почему? (Иначе мы просто перестанем понимать друг друга.)

По отношению человека к собственному языку, по степени уважения и любви к нему судят обо всей стране в целом. А что такое уважение к языку? (Ответы детей.)

Это, прежде всего, его знание. И оно заключается не просто в «зубрёжке» школьных правил, а в кропотливом изучении того, как устроено это воистину уникальное средство человеческого общения. На постижение тайн родного языка уйдёт немало времени и сил. Но вы никогда не пожалеете об этом. Поверьте, изучение русского языка может быть интересным, увлекательным и не бесполезным занятием. Ведь мы с вами говорим на удивительном языке. Но мы привыкли к нему как к воздуху и воспринимаем как должное, обыденное.

А вот что говорил французский писатель Проспер Мериме: «Русскому языку достаточно одного слова, чтобы соединить в нём множество мыслей, для выражения которых другими языками потребовались бы длиннейшие предложения…» (слайд 6).

Давайте постараемся сохранить наше богатство! Сделать это просто: надо им пользоваться. Это богатство неисчерпаемо: мудрые пословицы и смешные поговорки, торжественные былины и древние сказания, печальные песни и хитрые загадки.

И сейчас мы с вами сделаем маленький шаг в необъятный мир русского языка. Сыграем в игру «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». (Играют парами.)За правильные ответы пары получают баллы. Перед игрой спросить, что такое пословицы, фразеологизмы, омонимы. Во время игры на доске слайд 7.

  1. Откройте коробки и разложите карточки с игровыми полями в алфавитном порядке. (1 минута)

  2. Разминка. Учитель загадывает загадки, а пары отгадывают и говорят загадку в ответ со своего игрового поля. (Маленькие карточки с загадками только у учителя.)(3 минуты)

  3. Работа с фразеологизмами. Пары самостоятельно раскладывают карточки, учитель их проверяет и ставит баллы. Затем вслух читаются ответы и поясняются значения фразеологизмов.

  4. Работа с пословицами (с подсказкой). Пары по очереди объясняют смысл пословиц.

  5. Работа с омонимами (с подсказкой). Вслух по очереди зачитать значения омонимов (баллы не начислять).

Слово учителя. Я вижу, что вы подустали и предлагаю вам провести физкультминутку. (слайд 8)

--Начнём с такого упражнения: поднять и опустить рамена. Повращаем выей.А теперь поднимем перед собой десницу и шуйцу и выполним такое упражнение: персты сжать в кулак, разжать. А теперь резко опустим и поднимем вежды, и так 5 раз. Повращаем очами несколько раз и на этом закончим физкультминутку.

Вопросы:

  • Скажите, все ли слова вам были понятны?

  • А как называются такие слова? (Устаревшие, архаизмы)

Чтец 8

И взяв словарь, уйдя в глубины

Людской тысячелетней тьмы,

Ты понимаешь, что едины

С умершими когда-то мы…

Мы речь заводим с временами,

Что отошли куда-то вдаль…

Е.Винокуров

Учитель. Итак, слова, ушедшие из речи, так ли безвозвратно забыты? Нет , они оставили нам потомков: перст – перстень, напёрсток, об одиноком человеке – «один как перст». А зачем нам нужно беречь устаревшие слова? (Они рассказывают о быте, культуре наших предков, об истории народа.)

Учитель. Приведу ещё одну цитату известного языковеда академика В.В.Виноградова: «Высокая культура разговорной и письменной речи… - самая надёжная рекомендация каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности». Слайд 9.

Чтец 5

Давно запомнить нам пора,

Есть договОры – не договорА.

Чтец 6

Где мы читаем зАнятый, где занятОй?

ЗАнятый зал, учитель занятОй.

РАзвитый ребёнок, а язык развитОй.

Чтец 7

Конечно, нет ни сапогОв, а лишь сапОг,

И не хватило нам не дОсок, а досОк.

Чтец 6

Сыны эфира, соблюдайте ударения закон!

Столица США не ВАшингтон, а ВашингтОн.

Чтец 7

Кухня не может быть домовОй,

Она домОвая, а в доме – домовОй.

Учитель. Очень часто происходит путаница между словами «класть» и «положить», «занимать» и «одалживать», «надеть» и «одеть».

Чтец 5

В кубышку деньги класть, а не ложить,

Коль взять – занять, дать – одолжить.

На себя можно только надеть,

А ребёнка, конечно, одеть.

Задание с проверкой в парах «Исправь ошибки». Даётся 2 – 3 минуты. Затем ребята в парах меняются листочками и проверяют друг друга, сверяясь с доской. Один ученик исправляет ошибки на доске, а лист его напарника проверяет учитель.

Слайд 10. Затем листы сдаются учителю для внесения баллов в общий зачёт ученика за работу на уроке.

  1. Сколько время?

  2. Этот букет более красивее.

  3. Дедушка одел валенки.

  4. Я патриот своей Родины.

  5. Утром я пью горячее кофе.

  6. Мама одела малышей на прогулку.

  7. У меня нет туфлей и носков.

  8. Весенний день горяч и золот.

Проверочная работу на постановку ударения в словах. Работа выполняется самостоятельно на листочках, которые сдаются учителю. Затем по интерактивной доске происходит проверка с чтением слов вслух. Слайды 11, 12.

Позвонишь, красивее, жалюзи, языковая (колбаса), языковое (явление), газопровод, развитый (ребёнок), развитой (язык), кухонный, из сеней, прибыл, прибыла, добыча, намерение, свекла, плато, копировать, договор.

Учитель. Теперь я предлагаю вашему вниманию смешные стихотворения на запоминание ударений в словах, которые придумали школьники в помощь выпускникам. Слайд 13.

Заключительное слово. Наш сегодняшний урок хочу завершить словами известного вам писателя И.С.Тургенева: «Берегите наш прекрасный русский язык… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» Слайд 14.

А теперь вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы его понимаете?

(Изучать свой язык надо с детства, со школьной скамьи.)

А чему Ваня должен ещё научиться?

(Уважать и любить свой язык, гордиться им.)

Рефлексия.

Скажите, пожалуйста, смогли ли мы достичь поставленных целей?

Какие новые знания получили вы сегодня в ходе урока?

Приобрели ли вы какие-либо новые умения?

Что было для вас интересным? А что вызвало затруднения?

А какой фразеологизм мог бы подвести итог нашего урока?

Домашнее задание на выбор. Слайд 15.

  • Сочинить шуточное стихотворение на правильную постановку ударения в словах.

Или

  • Подготовить сообщение о происхождении выражений: гол как сокол, бить баклуши, с версту коломенскую.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока "О русском языке хотим замолвить слово"

Автор: Киселёва Людмила Александровна

Дата: 04.10.2015

Номер свидетельства: 236223


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства