1. Организационный момент . | Сколько сказочных мест у России. Городов у России не счесть. Может, где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь! Велика Россия наша И талантлив наш народ. О Руси родной, умельцах На уроке речь пойдет. – Чем славится земля русская? Прочтите словосочетания с доски: “Вологодские кружева, тульский самовар, палехская шкатулка, хохломская роспись” – Какой темой связаны данные словосочетания? – А какие еще русские народные промыслы вы знаете? – Сегодня мы окунемся в рукотворную сказку, т.е. в сказку, которую народ создал своими руками. Любил русский народ украшать свою нехитрую жизнь, чтобы жить было не скучно, весело. Если ложка – так расписная, колокольчик – так звонкий, кружева – так замысловатые. Работали всегда сообща, всей семьей, целыми деревнями. В одной деревне лепили игрушки из глины, а в другой плели из соломы, в одной вязали кружева, а в третьей свистульки вырезали. Вот и мы сегодня, ребята, путешествовать пойдем, По деревням и по хатам мы заглянем в каждый дом. Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим. И узнаем мы, наверное, что-то новое и необыкновенное | Работают с информацией, Познавательные УУД -осознанное и произвольное построение речевого высказывания; -упорядочивание; -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера Регулятивные УУД -высказывание своих мыслей по тексту -ученик учится работать по предложенному учителем плану. |
2. Основная часть урока | Активизация мыслительной деятельности учащихся Работа с глаголами неопределенной формы, различие глаголов 1 и 2 спряжения Слайд 1 Перед нами, дом большой И красивый-то какой! Кто же в доме том живет? Кто нам двери отопрет? – Как вы думаете, что за ремесло живет в этом доме? Слайд 2 “Хохлома” – Кто знает, что это за промысел? Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые! – Можно сказать: хохломская роспись по дереву, но говорят: хохлома. Слово это известно всем на Руси. -Вы, ребята, слушайте мой рассказ, про то, откуда пришла к нам хохлома и запоминайте, какие глаголы неопределенной формы встретятся в тексте. Но прежде ответьте на вопросы: На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? Что такое неопределенная форма глагола? Искусство хохломской росписи родилось очень давно. Создатели этих предметов – крестьяне заволжских деревень, одна из которых называлась Хохлома. Это село и дало название всему промыслу. Хохломские мастера могли делать и украшать миски, ложки, чаши, ладьи, кружки, солоницы, сахарницы, табуретки. И все это красивое, яркое, расписное. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, черную и красную смородинку. Одним словом, травяные орнаменты. А какие же цвета используют мастера? Золотистый, красный и черный. Именно по этому сочетанию можно узнать хохлому. Сначала посуду вытачивали на станке или работали ножом. Затем ее покрывали тонким слоем глины, потом обмазывали олифой и втирали измельченный порошок олова или алюминия. Посуда становится серебристой. И только теперь художник может прикоснуть к ней кисть, можно наносить затейливые узоры. Ну а как же золото? Этой тайной владел печник. Расписное изделие нужно закалить в печи. И все, что было в росписи серебряным, становилось золотым .Слайд 3 – Какую работу сейчас выполняли? – Как правильно написать безударное личное окончание глагола? – Назовите личные окончания глагола 1 и 2 Загадка. В нем вода, но он не речка, Хоть и с носом, но не грач. Он не печка; хоть и печка, От углей он стал горяч. (Самовар) -Давно на белом свете Живет, годами стар, Поэтами воспетый – Пузатый самовар! Слайд 4 – Хотите узнать, где появился первый самовар? Тогда прочитайте предложения на доске. Можно назвать их текстом? Почему? Как исправить ошибку? Составьте текст, опираясь на таблицу. Слайд 5,6 Его родина – Тула. В народе говорят: “В Тулу со своим самоваром не ездят”. Во всем мире знают русский самовар. Первый самовар изготовил в 1778 году мастер Назар Лисицын. Тульский самовар проживет еще много лет. Упражнение в написание безударных личных окончаний глаголов. Слайд 8 - А теперь пойдем мы дальше, Нужно много нам успеть: Надо, чтоб увидел каждый Чудеса, каких не счесть. Снова дом встречает нас, Кто ж нас ждет на этот раз? Как думаете, кто живет в этой избе? Ожили краски и в душу запали, Русским напевом заслушался мир. Сколько кудесников вырастил Палех! Сколько диковин красою затмил! – Раньше палехские мастера были иконописцами. Тонко и с любовью изображали они лики святых. Но с 30-х годов прошлого века стали заниматься они лаковой миниатюрой. Вам, наверное, приходилось любоваться лаковой шкатулкой, брошкой, картинкой. Они сделаны знаменитыми мастерами села Палеха. Село расположено на берегу реки Палешки. Скромная и ласковая Палешка то прячется в густых лесах, то выбегает на широком поле.В своих работах они часто изображают свое знаменитое село, сцены из крестьянской жизни. Но чаще всего палехские мастера любят изображать героев русских народных сказок и былин. Слайд 9 Последнее предложение записать, назвать изученные орфограммы. Найти глаголы, определить спряжение. Проспрягайте глагол изображать. - Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание. Идем с друзьями мы вперед, Дорога нас опять зовет. Отгадаем мы загадку – Попадем мы в гости в хатку. - Чем смогут еще удивить мастера? Узнать нам об этом, наверно, пора. Кружева в стрекозиных крыльях И в летящих сквозных облаках, В паутине воздушной лесной, В невесомой тени вырезной. Кружит лист кружевной надо мной, Заплелась кружевами трава, Кружева … кружева… кружева. Слайд 10 – Что такое кружева? – Русские кружева зна.т во всем мире. Особенно славятся вологодские кружева. На них мастера изобража .т чаще всего цветы, птиц, травы, снежинки. Тонкие и нежные кружева напомина.т морозные узоры на окнах. Слайд 11 Задание. Записать окончания, объяснить их правописание. Слайд 12 - Чем занят мастер? Слайд 13 - Никто не бил баклуши? Вот кто бил в баклуши! Когда так говорят? – А знаете, почему так говорят о человеке бездельнике? – Как еще можно сказать о бездельнике? – Прочтите фразеологические обороты на доске. – На какие группы можно их разделить, по какому признаку Слайд 14,15 Лежите на печи Плюет в потолок Зубы заговаривает Считаешь ворон Морочит голову Сидит сложа руки – Назовите словосочетания с глаголами I и II спряжения. Составьте предложение с одним из словосочетаний. Рассказ сопровождается слайдами Идет объяснение происхождения фразеологического оборота “бить баклуши”. | Коммуникативные УУД -аргументирование своего мнения. -выражение своих мыслей; -использование критериев для обоснования суждений. Познавательные УУД -использование знаково-символических средств; анализ, синтез,обобщение, аналогия, сравнение, классификация; -структурирование знаний; Работа у доски Дети выписывают из текста глаголы неопределенной формы и определяют спряжение, образуют от них глаголы в заданном лице и числе. украшать – 2 л.мн. ч. – украшаете делать – 1 л.мн.ч. – делаем рисовать – 2 л.ед.ч. – рисуешь узнать – 3 л.ед.ч. – узнает прикоснуть – 3 л.ед.ч. – прикоснет наносить – 3 л.мн.ч. – наносят закалить – 2 л.мн.ч. – закалите
Познавательные УУД -контроль и оценка процессов результата деятельности. Регулятивные УУД -оценивание.
Составляют текст, опираясь на таблицу.
Регулятивные УУД -оценка деятельности класса. -самоконтроль
Составляют план рассуждения. – Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо знать его спряжение. В окончаниях глаголов I спряжения пишем гласную – е, в окончаниях глаголов II спряжения пишем гласную и. – Чтобы определить спряжение глагола нужно его поставить в неопределенную форму. – Глаголы, которые в н.ф. оканчиваются на ить, относятся ко 2 спр. – Глаголы, которые в н.ф. оканчиваются на ать, ять, ыть, оть, уть, еть – 1 спряжения
Самопроверка
Коммуникативные УУД -работа в паре; -контроль оценки и действий партнёра; -умение с достаточной точностью выражать свои мысли Ответы детей (По смыслу и по спряжению глаголов) |