Конспект урока в 7 классе: "Категория состояния как часть речи"
Конспект урока в 7 классе: "Категория состояния как часть речи"
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – категорией состояния; формировать умения определять значения части речи, морфологические признаки и синтаксическую роль, находить слова категории состояния в тексте, учиться употреблять в речи.
Воспитательные задачи:
воспитание интереса к родному языку;
знакомство с лирикой поэтов Поволжья;
воспитание самостоятельности и ответственности.
Развивающие задачи:
развитие речи учащихся через введение новых понятий;
активизация мыслительной деятельности в ходе наблюдения, сопоставления, анализа;
построение монологического ответа;
развитие памяти и воображения.
Образовательные задачи:
сформировать понятие категории состояния как части речи;
научиться применять знания на практике по алгоритму;
сформировать умения отличать категорию состояния от других частей речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе: "Категория состояния как часть речи" »
Программа, по которой ведётся обучение, - традиционная.
Авторы программы – М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
Авторы учебника – М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова,
И.И. Кулибаба.
Конспект урока русского языка в 7 классе (интегрированный урок)
Тема:Категория состояния как часть речи
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – категорией состояния; формировать умения определять значения части речи, морфологические признаки и синтаксическую роль, находить слова категории состояния в тексте, учиться употреблять в речи.
Воспитательные задачи:
воспитание интереса к родному языку;
знакомство с лирикой поэтов Поволжья;
воспитание самостоятельности и ответственности.
Развивающие задачи:
развитие речи учащихся через введение новых понятий;
активизация мыслительной деятельности в ходе наблюдения, сопоставления, анализа;
построение монологического ответа;
развитие памяти и воображения.
Образовательные задачи:
сформировать понятие категории состояния как части речи;
научиться применять знания на практике по алгоритму;
сформировать умения отличать категорию состояния от других частей речи.
Ход урока:
Коллективная работа в тетрадях и у доски
Организационный момент. Установка на работу.
Повторение изученного материала как средство подготовки к усвоению новых знаний
Задание: Записать предложения, разобрать по членам предложения:
Наблюдение
Постановка исследовательских задач
Индивидуальные сообщения
Беседа
Т
н
гл
с
н
гл
с
ихо ответили жители, тихо проехал обоз.
н
гл
прил
прил
с
Тонко пахло в чистом ночном воздухе
с
прил
с
зеленью, тихо в темной комнате.
Сравним слово «тихо» в 1 и 2 предложениях.
Устанавливаем, что в первом предложении «тихо» - обстоятельство, отвечает на вопрос «как?», выражено наречием, которое обозначает признак действия. Во втором предложении «тихо» - сказуемое, отвечает на вопрос «каково в деревне?». Это не признак действия, оно передает состояние окружающей среды, не относится ни к одному члену предложения (нет подлежащего). Это – категория состояния.
3. Сообщение темы. Запись. Постановка цели. Разработка плана изучения части речи:
Выяснить значение слова.
Определить категорию состояния как часть речи:
грамматическое значение;
морфологические признаки;
синтаксическая роль.
Научиться отличать от других частей речи.
Находить в тексте.
Научиться употреблять в речи.
4. Объяснение нового материала.
а) Лексическая работа:
Двум ученикам было дано опережающее задание найти по доступным словарям значение слов «категория» и «состояние».
Вывод: Категория состояния – раздел, порядок, отдел предметов, объединенных каким-то общим признаком – состоянием. Это с точки зрения лексики. А с точки зрения науки о языке, категория состояния – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояния природы и человека.
Работа с таблицей
Коллективная работа в тетрадях и на доске
Самостоятельная работа. Проверка.
Работа с таблицей, беседа
Монологический ответ по таблице
Коллективная работа
б) Закрепление первичных сведений о части речи
По своему значению слова категории состояния можно разделить на несколько групп:
душевное состояние человека;
физическое состояние человека и животных;
состояние природы и окружающей
среды;
оценка действий.
Задание: определить значения слов категории состояния.
Задание: добавьте в каждую группу по 2 своих примера.
в) Морфологические признаки категории состояния;
г) Синтаксическая роль в предложении (вернемся к примеру п. 2).
Работа по определению понятия.
Мы рассмотрели все признаки категории состояния, как части речи. Теперь сделаем общий вывод о категории состояния как части речи.
Закрепление.
а) Учимся находить категорию состояния в тексте. Для этого – порядок рассуждения:
что обозначает?
изменяется ли?
Каким членом предложения является?
Текст: В. Куликов «Иду я селом незнакомым…»
Иду я селом незнакомым
По мягкой весенней земле,
А мысли в родительском доме,
В похожем на это селе.
Там все неизменно поныне:
Тропинка в ухоженный сад.
Молочные кринки на тыне
Под ласковым солнцем висят.
Но с юностью встречи не будет,
Лишь помнится этот уют –
Давно незнакомые люди
В родительском доме живут.
Работа в группах
И нет никакого им дела,
В саду, отдыхая весной,
Что рядом с калиною белой
Посажена яблонька мной.
Что веточки с яблоньки этой
Я сам же ломал на букет,
Чтоб бросить в окно на рассвете
Колючке шестнадцати лет.
Иду я селом и невольно
Стараюсь потише шагать,
А сердцу
И сладко, и больно,
Тревожно и жарко
Опять.
Какова основная мысль, идея текста?
Какие слова передают состояние человека?
Что это за часть речи? Докажите.
б) Воспроизведение полученных знаний.
Задание: Каждая группа получает текст и работает с ним по плану:
Прочитайте стихотворение.
Какое настроение передает произведение?
Какие картины вы представляете?
Какие слова передают состояние природы или настроение героя?
Что это за часть речи? Докажите.
1 группа:
Е.Ф. Старшинов
Хорошо в Костроме весной
Сплошь и рядом услышишь возгласы:
- Хорошо в Костроме весной!
Ветер ласково треплет волосы.
Пахнет тополем и сосной.
Тихо. Волны смешались в лепете.
Песни лодочников слились.
Пароходы, как гуси-лебеди,
Проплывают и вверх и вниз.
Сколько всюду веселья, бодрости,
Силы скрытой, не показной.
Земляки повторяют с гордостью:
- Хорошо в Костроме весной!..
Самостоятельная творческая работа (конструирование текста)
2 группа:
И. Суриков Дети
Солнышко уж встало
И глядит в окно;
Уж щебечут птички
За окном давно.
Вышли дети – травка
От росы мокра,
И на ней сияют
Капли серебра.
Тёмный сад лучами
Солнышка облит;
От дерев рядами
Тень в пруде лежит.
На дорожках сыро,
В воздухе легко;
И кричит дергачик
Где-то далеко.
Творческое закрепление.
Задание: опираясь на знания и подборку слов, составьте небольшой текст на одну из тем: «Февральский день», «Снег идет», «Зимний лес», «Зима в моём селе» или опишите ваше сегодняшнее настроение.
(кому трудно – 1-2 предложения)
Чтение и редактирование вариантов.
Подведение итогов урока.
Вернёмся к плану (п. 3), выполнены ли поставленные задачи.
Домашнее задание.
Мини-сочинение на одну из выбранных тем:
Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи.
Чем отличаются слова категории состояния от наречий? Приведите примеры.