kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 7 классе: "Категория состояния как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – категорией состояния; формировать умения определять значения части речи, морфологические признаки и синтаксическую роль, находить слова категории состояния в тексте, учиться употреблять в речи.

 

Воспитательные задачи:

  1. воспитание интереса к родному языку;
  2. знакомство с лирикой поэтов Поволжья;
  3. воспитание самостоятельности и ответственности.

Развивающие задачи:

  1. развитие речи учащихся через введение новых понятий;
  2. активизация мыслительной деятельности в ходе наблюдения, сопоставления, анализа;
  3. построение монологического ответа;
  4. развитие памяти и воображения.

Образовательные задачи:

  1. сформировать понятие категории состояния как части речи;
  2. научиться применять знания на практике по алгоритму;
  3. сформировать умения отличать категорию состояния от других частей речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе: "Категория состояния как часть речи" »

Программа, по которой ведётся обучение, - традиционная.

Авторы программы – М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Авторы учебника – М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова,

И.И. Кулибаба.


Конспект урока русского языка в 7 классе (интегрированный урок)


Тема: Категория состояния как часть речи


Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – категорией состояния; формировать умения определять значения части речи, морфологические признаки и синтаксическую роль, находить слова категории состояния в тексте, учиться употреблять в речи.


Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса к родному языку;

  • знакомство с лирикой поэтов Поволжья;

  • воспитание самостоятельности и ответственности.

Развивающие задачи:

  • развитие речи учащихся через введение новых понятий;

  • активизация мыслительной деятельности в ходе наблюдения, сопоставления, анализа;

  • построение монологического ответа;

  • развитие памяти и воображения.

Образовательные задачи:

  • сформировать понятие категории состояния как части речи;

  • научиться применять знания на практике по алгоритму;

  • сформировать умения отличать категорию состояния от других частей речи.



Ход урока:









Коллективная работа в тетрадях и у доски


  1. Организационный момент. Установка на работу.

  2. Повторение изученного материала как средство подготовки к усвоению новых знаний


Задание: Записать предложения, разобрать по членам предложения:









Наблюдение












Постановка исследовательских задач











Индивидуальные сообщения



Беседа







Т

н

гл

с

н

гл

с

ихо ответили жители, тихо проехал обоз.



н

гл

прил

прил

с


Тонко пахло в чистом ночном воздухе



с

прил

с


зеленью, тихо в темной комнате.



Сравним слово «тихо» в 1 и 2 предложениях.

Устанавливаем, что в первом предложении «тихо» - обстоятельство, отвечает на вопрос «как?», выражено наречием, которое обозначает признак действия. Во втором предложении «тихо» - сказуемое, отвечает на вопрос «каково в деревне?». Это не признак действия, оно передает состояние окружающей среды, не относится ни к одному члену предложения (нет подлежащего). Это – категория состояния.

3. Сообщение темы. Запись. Постановка цели. Разработка плана изучения части речи:

  1. Выяснить значение слова.

  2. Определить категорию состояния как часть речи:

  • грамматическое значение;

  • морфологические признаки;

  • синтаксическая роль.

  1. Научиться отличать от других частей речи.

  2. Находить в тексте.

  3. Научиться употреблять в речи.


4. Объяснение нового материала.

а) Лексическая работа:

Двум ученикам было дано опережающее задание найти по доступным словарям значение слов «категория» и «состояние».

Вывод: Категория состояния – раздел, порядок, отдел предметов, объединенных каким-то общим признаком – состоянием. Это с точки зрения лексики. А с точки зрения науки о языке, категория состояния – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояния природы и человека.

Работа с таблицей



Коллективная работа в тетрадях и на доске





Самостоятельная работа. Проверка.





Работа с таблицей, беседа




Монологический ответ по таблице




Коллективная работа




















б) Закрепление первичных сведений о части речи

По своему значению слова категории состояния можно разделить на несколько групп:

  • душевное состояние человека;

  • физическое состояние человека и животных;

состояние природы и окружающей

  • среды;

  • оценка действий.


Задание: определить значения слов категории состояния.

Ветрено, грязно, больно, весело, хорошо, легко, сыро, жарко, страшно.

Задание: добавьте в каждую группу по 2 своих примера.

в) Морфологические признаки категории состояния;

г) Синтаксическая роль в предложении (вернемся к примеру п. 2).


  1. Работа по определению понятия.

Мы рассмотрели все признаки категории состояния, как части речи. Теперь сделаем общий вывод о категории состояния как части речи.


  1. Закрепление.

а) Учимся находить категорию состояния в тексте. Для этого – порядок рассуждения:

  • что обозначает?

  • изменяется ли?

  • Каким членом предложения является?


Текст: В. Куликов «Иду я селом незнакомым…»

Иду я селом незнакомым

По мягкой весенней земле,

А мысли в родительском доме,

В похожем на это селе.

Там все неизменно поныне:

Тропинка в ухоженный сад.

Молочные кринки на тыне

Под ласковым солнцем висят.

Но с юностью встречи не будет,

Лишь помнится этот уют –

Давно незнакомые люди

В родительском доме живут.















Работа в группах



























И нет никакого им дела,

В саду, отдыхая весной,

Что рядом с калиною белой

Посажена яблонька мной.

Что веточки с яблоньки этой

Я сам же ломал на букет,

Чтоб бросить в окно на рассвете

Колючке шестнадцати лет.

Иду я селом и невольно

Стараюсь потише шагать,

А сердцу

И сладко, и больно,

Тревожно и жарко

Опять.

Какова основная мысль, идея текста?

Какие слова передают состояние человека?

Что это за часть речи? Докажите.


б) Воспроизведение полученных знаний.

Задание: Каждая группа получает текст и работает с ним по плану:

  1. Прочитайте стихотворение.

  2. Какое настроение передает произведение?

  3. Какие картины вы представляете?

  4. Какие слова передают состояние природы или настроение героя?

  5. Что это за часть речи? Докажите.


1 группа:

Е.Ф. Старшинов

Хорошо в Костроме весной


Сплошь и рядом услышишь возгласы:

- Хорошо в Костроме весной!

Ветер ласково треплет волосы.

Пахнет тополем и сосной.

Тихо. Волны смешались в лепете.

Песни лодочников слились.

Пароходы, как гуси-лебеди,

Проплывают и вверх и вниз.

Сколько всюду веселья, бодрости,

Силы скрытой, не показной.

Земляки повторяют с гордостью:

- Хорошо в Костроме весной!..
































Самостоятельная творческая работа (конструирование текста)












2 группа:

И. Суриков Дети


Солнышко уж встало

И глядит в окно;

Уж щебечут птички

За окном давно.

Вышли дети – травка

От росы мокра,

И на ней сияют

Капли серебра.

Тёмный сад лучами

Солнышка облит;

От дерев рядами

Тень в пруде лежит.

На дорожках сыро,

В воздухе легко;

И кричит дергачик

Где-то далеко.


  1. Творческое закрепление.

Задание: опираясь на знания и подборку слов, составьте небольшой текст на одну из тем: «Февральский день», «Снег идет», «Зимний лес», «Зима в моём селе» или опишите ваше сегодняшнее настроение.

(кому трудно – 1-2 предложения)

Чтение и редактирование вариантов.


  1. Подведение итогов урока.

Вернёмся к плану (п. 3), выполнены ли поставленные задачи.


  1. Домашнее задание.

Мини-сочинение на одну из выбранных тем:

  • Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи.

  • Чем отличаются слова категории состояния от наречий? Приведите примеры.



5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока в 7 классе: "Категория состояния как часть речи"

Автор: Мельникова Любовь Олеговна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238285

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по теме "Категория состояния как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-katieghoriia-sostoianiia-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155735"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421319347"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Слова категории состояния" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-slova-katieghorii-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "145517"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418928809"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Открытый урок по русскому языку 4 класс "
    ["seo_title"] => string(40) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422607491"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок по русскому языку в 7 классе на тему: "Повелительное и условное наклонения глаголов" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-na-tiemu-povielitiel-noie-i-uslovnoie-naklonieniia-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "242050"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445364042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства