kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Категория состояния как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 7 класс

Тема урока: Категория состояния как часть речи.

Тип урока: изучения нового материала

  Цели:

  • Дать понятие о категории состояния как самостоятельной части речи, сопоставить категорию состояния с другими частями речи.

  • Вырабатывать умение отличать слова категории состояния от других частей речи.

    Формировать умение определять роль слов категории состояния в тексте. Развивающие:

    развивать речь учащихся;

    Воспитательные:

    воспитывать толерантное отношение друг к другу;

    развивать способность видеть красоту, эстетический вкус;

     Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности.

     Формы организации работы детей: беседа, самостоятельная работа.

     Технологические особенности:

    Технические условия: компьютерный класс

    Используемое оборудование: компьютерный класс; проектор; карточки с заданиями, на доске: тема и цели урока, домашнее задание

     

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Категория состояния как часть речи" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнеалькеевская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района










Урок русского языка

7 класс

«Категория состояния как часть речи»
















Учитель русского языка и

литературы I категории

Билалова Г.Я



Цели:

  • Дать понятие о категории состояния как самостоятельной части речи, сопоставить категорию состояния с другими частями речи.

  • Вырабатывать умение отличать слова категории состояния от других частей речи.

Формировать умение определять роль слов категории состояния в тексте. Развивающие:

развивать речь учащихся;

Воспитательные:

воспитывать толерантное отношение друг к другу;

развивать способность видеть красоту, эстетический вкус;

Материально-техническое обеспечение урока:

компьютер;

мультимедийный проектор;

экран;

набор карточек с заданиями;

учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;

Эпиграф к уроку: «На почве сложного грамматического переплетения свойств и функций имени, глагола и наречия складывается и развивается категория состояния как новая для русского языка, но очень активно развивающаяся часть речи» (В.В. Виноградов)

Ход урока

I. Организация класса.

П. Беседа

  • Изучая морфологию, мы с вами знакомились с разными частями речи. Перечислите, какие части речи вам известны и приведите примеры.

  • На каком основании мы можем то или иное слово отнести к определенной части речи?

Учитель читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Мороз и солнце» (1-й слайд Презентации).

  • Какое настроение у вас вызвало это произведение?

  • Вы сейчас называли слова, которые характеризуют ваше состояние



  • Сегодня мы знакомимся с новой частью речи – категорией состояния. Интересно, что вопрос о выделении категории состояния в особую часть речи долгое время в языкознании носил дискуссионный характер. Не все лингвисты признавали за категорией состояния права на выделение в самостоятельную часть речи. Выдающиеся русские ученые-лингвисты Лев Владимирович Щерба и Виктор Владимирович Виноградов высказывали в своих трудах мнение о необходимости выделения слов категории состояния в особую часть речи.

(Сообщения учащихся о деятельности Л.В. Щербы и В.В. Виноградова)

  • Давайте познакомимся с фрагментами работ Л.В. Щербы и В.В. Виноградова о словах категории состояния и сделаем вывод: почему ученые выделяли категорию состояния как особую часть речи (какие аргументы приводили в качестве доказательства)?

Лев Владимирович Щерба

Статья «О частях речи в русском языке»

Сейчас формально категорию состояния можно определить так: это слова в соединении со связкой, не являющиеся однако ни полными прилагательными, ни именительным падежом существительного; они выражаются или неизменяемой формой, или формой существительного с предлогом.

Если не признавать наличия в русском языке категории состояния, то такие слова, как пора, холодно, навеселе и т.п., все же нельзя считать наречиями, и они просто остаются вне категорий слов.

Есть слова (нельзя, можно, надо, жаль и т.п.), которые чаще всего по формальному признаку неизменяемости, зачисляют в наречия… Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что указанные слова не подводятся под категорию наречий, так как не относятся ни к глаголу, ни к прилагательному, ни к другому наречию.

Виктор Владимирович Виноградов

«Русский язык (Грамматическое учение о слове)»

Под категорию состояния подводятся несклоняемо-именные и наречные слова, которые имеют формы времени и употребляются только в функции сказуемого. Многие из слов, подводимых под категорию состояния, могут сочетаться и с другими вспомогательными глаголами, кроме быть ( стало жаль, становится больно; делается досадно и т. д.)

Таким образом, слова из категории состояния по внешнему облику отличаются от прилагательных и существительных отсутствием форм склонения и наличием форм времени, от наречий – неспособностью определять глагол и имя прилагательное.

Работа с учебником.

– Перед вами стоит задача: выяснить, что обозначает категория состояния, какими морфологическими признаками обладает, какую синтаксическую роль выполняет в предложении. Пользуясь материалом, представленным в учебнике (параграф 45 стр 126-127), подготовьте ответы на вопросы (устно):

Д. 1) Какая часть речи называется категорией состояния. Какое значение выражают слова категории состояния – СКС? §45, упр. 276
2) В чем особенность СКС? §45
3) Какую синтаксическую роль выполняют СКС в предложении? §45
4) Как отличить наречия от СКС?

(Вопросы записаны на доске)

Ш. Анализ примеров.

– Запишите предложения.

  1. Лицо старика красиво и спокойно.

  2. На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок.

  3. Сегодня в отделении было спокойно.

– Найдите омонимичные слова. Как определить их принадлежность к той или иной части речи? (По ходу работы заполняется таблица).

 

Прилагательное

Наречие

Категория состояния

Вопрос

 

 

 

Значение

 

 

 

Изменяемость

 

 

 

Синтаксическая роль

 

 

 

Морфемный состав

 

 

 

Образование

 

 

 

– Сделайте вывод, чем категория состояния отличается от прилагательных и наречий. Сформулируйте определение категории состояния как части речи. Сравните ваше определение с определением, данным в учебнике.

IV. Анализ текста.

– Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства переданы в отрывке из рассказа А.П. Чехова. Передайте их при чтении вслух.

Я отпер дверь и вошел в свою комнату. В моем скромном жилище было темно. В печи плакал ветер и, словно просясь в тепло, постукивал в дверцу отдушника.

Было темно… Я зажег спичку. Неистовый порыв ветра пробежал по кровле дома. Тихий плач обратился в злобный рев. Где-то внизу застучала наполовину сорванная ставня, а дверца моего отдушника жалобно провизжала о помощи…

Было темно… В оконной вентиляции тоскливо жужжал ветер. В печи монотонно насвистывал свою однообразную песню сверчок. Я поспешил зажечь спичку. Но свет не избавил меня от мрачного настроения, а напротив. Страшный, невыразимый ужас овладел мною вновь. Я вскрикнул, пошатнулся и, не чувствуя себя, выбежал вон.

А.П. Чехов

– Что помогает передать чувство страха, «невыразимого ужаса»? Какие изобразительно- выразительные средства использует автор? С какой целью?

– Какое предложение трижды повторяется в тексте? Как вы думаете, почему? Что дает этот троекратный повтор для понимания замысла автора? Какие части речи входят в состав этого предложения? Докажите.

– Сделайте вывод о значении слов категории состояния в текстах художественной литературы.

V. Подведение итогов урока.

– Обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Как вы понимаете слова В.В. Виноградова?

VI. Домашнее задание. Составить похвальное слово категории состояния как части речи или подготовить рассуждение о том, что категория состояния – «очень активно развивающаяся часть речи».

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Категория состояния как часть речи"

Автор: Билалова Гульсина Якубовна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Категория состояния как часть речи "
    ["seo_title"] => string(41) "katieghoriia-sostoianiia-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "106649"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403066066"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Категория состояния как часть речи конспект урока "
    ["seo_title"] => string(57) "katieghoriia-sostoianiia-kak-chast-riechi-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "106650"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403066279"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Разработка урока изучения нового материала по теме «Категория состояния как часть речи» 7 кл.(с применением элементов ИКТ, проблемного обучения) "
    ["seo_title"] => string(163) "razrabotka-uroka-izuchieniia-novogho-matieriala-po-tiemie-katieghoriia-sostoianiia-kak-chast-riechi-7-kl-s-primienieniiem-eliemientov-ikt-probliemnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "197245"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428223591"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Слова категории состояния" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-slova-katieghorii-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "145517"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418928809"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок "Предлог как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-priedlogh-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "219250"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434083657"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства