Конспект урока урока русского языка на тему :" Имя существительное"
Конспект урока урока русского языка на тему :" Имя существительное"
Имя существительное – часть речи, имеющая категориальное значение предметности и выражающая это значение в формах рода, числа, падежа.
Значение предметности в морфологии – это понятие не логическое, а грамматическое, поскольку в грамматике предметом считается все то, чему наше сознание способно приписывать различные признаки: качества, свойства, состояния, действия. В этом смысле грамматический предмет является носителем этих признаков.
Все имена существительные свободно сочетаются с глаголами и прилагательными, которые, как правило, уточняют или раскрывают содержание признака грамматического предмета.
Ядром имен существительных являются слова, лексическое значение которых совпадает со значением собственно предметности. Это наименования конкретных предметов действительности и живых существ (например: стол, дом, кот, собака, ребенок и т. п.).
Другие имена существительные называют предмет в грамматическом смысле слова. Это наименования веществ, абстрактных понятий, различных свойств и качеств, процессов, действий некоторой совокупности предметов (например: вода, песок, грусть, вязкость, белизна, бег, хлам, студенчество).
Таким образом, важно понимать, что грамматический предмет – это и предмет-признак, и предмет-действие, и предмет-понятие, и предмет-состояние. Категориальное значение имени существительного – значение грамматического предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока урока русского языка на тему :" Имя существительное"»
Конспект урока русского языка в 5-м классе на тему "Имя существительное как часть речи"
учитель русского языка и литературы Благодарной СШ, Айтенова Айзат Талгатовна
Цели: повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи;
Задачи:
образовательная :формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания;
развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
воспитательная: способствоватьвоспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. На столах у вас лежат яркое солнышко и хмурая тучка. В конце урока с их помощью вы сможете показать, понравился ли вам урок.
II. Повторение и углубление изученного материала.
1. Беседа.
- С каким разделом науки о языке вы познакомились на предыдущем уроке?
- Что изучает морфология?
- Вспомните, пожалуйста, какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные, служебные, междометия)
- Угадайте, как оно называется.
Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам.
- Правильно, это имя существительное.
2. Работа в тетради.
- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).
3. Сообщение цели урока.
- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
4. Работа в парах.
- Вспомните, что обозначает имя существительное?
- Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. Дети 1 группы, поднимите руки. Дети 2 группы:
- Спишите текст, подчёркивая существительные как члены предложения. Определите род, число, падеж имён существительны
Вывод:
- К какому роду относятся имена существительные?
- Как они изменяются?
- Какими членами предложения чаще всего бывают?
8. Составление устного рассказа.
- Составьте рассказ об имени существительном в форме научного описания.
- Кто затрудняется, может воспользоваться опорой.
Имя существительное - это..
Что это такое?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?
Каким членом предложения чаще всего бывает?
9. Чтение вывода в учебнике (стр. 191)
- Сравните свой рассказ с правилом в учебнике
III. Итог урока.
1. Слово учителя.
- Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?
- Наше дерево "Имя существительное" ещё совсем молоденькое. Но с пополнением ваших знаний на нём будут появляться всё новые и новые ветви: "одушевлённые и неодушевлённые", "собственные и нарицательные" и многие-многие другие. И уже в 6 классе это дерево будет шелестеть своей густой кроной.
2. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если "да" - покажите солнышко, если "нет" - тучку. Спасибо, ребята.
3. Выставление оценок.
- А знаете, почему моё настроение такое светлое, радостное? Потому что на уроке вы активно работали, грамотно отвечали. Я с удовольствием ставлю пятёрки :, четвёрки: