Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. Тема "Имя существительное"»
Тема: Имя существительное.
2 класс
Цели:
Дать учащимся конкретное представление об имени существительном.
Формировать умения и навыки ставить вопросы к именам существительным. Уметь объяснять изученные орфограммы, выполнять разбор предложения и устанавливать связь слов в предложении.
Развивать у учащихся орфографическую зоркость, связную речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать культуру учебного труда, бережное отношение к природе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
– Начнём урок с минутки чистописания
1..Задание:
1. Пропишите гласные буквы - у е а я
- Запишите слоги, используя правильное соединение букв - ку де за ля
2. – Посмотрите внимательно на слоги и скажите, какие словарные слова начинаются с данных слогов.
(Дети называют слова: курица, девочка, деревня, завтра, задача, заяц, лягушка.)
3– Запишите словарные слова.
Контроль: Самопроверка по словарю.
Самооценка.
2. Задание: - Прочитайте записанные слова.
- Какие вопросы вы можете поставить к данным словам?
III. Новая тема.
Запись на доске.
Я ученик второго класса. Я второго класса. Я кладу в портфель тетради, учебники и пенал. Я кладу в портфель. В пенале лежат ручки и карандаши. В пенале лежат.
Задание:
1.Прочитайте и сравните по смыслу запись в левом и правом столбиках.
2.Понятно, о чём написано в правом столбике? Почему?
3.Выпишите пропущенные имена существительные по вопросам: КТО?. ЧТО?... .
5. - Назовите слова, которые отвечают на вопрос КТО?
- Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?
6. - Какой признак в словах вам подсказывает, где нужно ставить вопрос КТО?, а где - ЧТО?
Дети: - Одушевлённые предметы отвечают на вопрос КТО?, а неодушевлённые - на вопрос ЧТО? .
7. На какие ещё 2 группы можно распределить эти слова?
Дети: - Можно ещё распределить по числам: ед. ч и мн. ч.
Вывод: -Мы работали с группой слов , которые отвечают на вопросы кто? что?
– Какая часть речи отвечает на данные вопросы?
Дети:- имя существительное.
Прикрепляю таблички с вопросами КТО? ЧТО?
- Работа, которую мы провели, может подсказать тему урока?
Дети:– Тема урока «Имя существительное». ( Открываю тему на доске.)
– А теперь обратим внимание на цели урока ( цели записаны на доске.)
Цели:
1.Знать: а) На какие вопросы отвечают имена существительные.
б) Что они обозначают.
2.Научитьсяопределять имена существительные в речи.
- Как вы думаете, имена существительные помогают нам общаться, понимать друг друга, несут ли они в себе важную информацию?
(Дети дают положительные ответы на поставленный вопрос.)
Вывод:
- Имён существительных в нашей речи много и они помогают нам общаться, понимать друг друга. Мы это увидели в тексте.
IV. Упражнение в закрепление.
Устная работа.
Я вам предлагаю игру « Будь внимательным!».
Возьмите карточки с вопросами КТО? ЧТО?
Задание:
-Я буду называть слова, вы внимательно слушаете и, если к слову можно поставить вопрос КТО? или ЧТО?, покажите нужную карточку. (Использую задание из упражнения №208 стр. 95)
– Почему вы не на все слова поднимали карточки с вопросами КТО? ЧТО?
Дети: - слова не являлись именами существительными, т. к. не отвечали на вопросы КТО? ЧТО?
-Какие имена существительные отвечают на вопрос КТО? , а какие - на вопрос ЧТО?
Вывод: ( отвечают учащиеся)
- Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО?
Задание: 1. - Какие буквы пропущены в словах? Объясните орфограммы.
2 – Распределите данные слова на 3 группы.
3 - Запишите, используя данные таблички.
Предметы
События
Явления природы
2). Контроль: фронтальный.
- Прочитайте слова, которые обозначают предметы.
- Поставьте вопросы к словам этой группы.
- Назовите слова, которые обозначают явления природы.
-На какие вопросы они отвечают?
- Прочитайте слова, которые обозначают события.
- Какие вопросы поставите к данным словам?
3)Вывод: - Посмотрите, ребята, все слова вы распределили по разным группам?
- А что их объединяет?
Дети: - Вопросы, на которые они отвечают.
-Какой частью речи они являются?
Дети: - Именем существительным.
- Скажите, что обозначают имена существительные?
Дети: - Имена существительные обозначают предметы, явления природы, события.
Вывод: - Какую часть речи можно назвать именем существительным?
(Дети дают определение имени существительному).
- Вы дали определение имени существительному. А теперь давайте посмотрим в учебнике на стр. 95, какое определение имени существительному даёт автор. Сравните его с вашим выводом.
- Совпадает ли ваш вывод с определением автора?
Дети: - Да, мы пришли к правильному выводу, т.к. наше определение совпало с авторским. А сейчас полученные знания об имени существительном вы будете применять при выполнении заданий в группах.
VI. Работа в группах.
А. 1группа.
Задание: 1.Измените одну согласную в слове так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос КТО?
Задания: 1. Распределите карточки со словами и рисунками зверей в 2 группы, приклейте их соответственно.
2. По каким признакам распределили данные слова?
3. Соедините стрелочками по принципу, кто из зверей, где живёт.
4.Можно ли данные слова объединить в 1 группу? Почему?
4 группа.
Задание:Проверьте безударную гласную словами, отвечающими на вопрос КТО? ЧТО?
Образец: Пч.линый - пчёлы
р.чной -
л.сной –
д.лёкий –
5 группа.
Дан текст. 1, 2 предложения напечатаны, а остальные разрезаны на отдельные предложения.
Замела метель. Все рыжие листики легли под куст отдохнуть. Вдруг видят, ещё один - большой- большой.
- А ты откуда взялся, листик?
Засмеялся листик:
- Я не листик. Я рыжий лисёнок.
Задания:
Составьте из предложений связный текст.
Найти и подчеркнуть имена существительные. Определите, на какой вопрос они отвечают.
Что обозначают существительные листик, лисёнок?
Б.Отчет по группам. (Один из участников группы даёт отчёт по проделанной работе и отвечает на вопросы учащихся и учителя).
Вывод: - Что нужно сделать, чтобы определить имя существительное?
В. Самооценка: -Оценить свою работу в группе.
VII.Работа с предложением.
Задание:1) Запись под диктовку.
Хитрая лисичка заметает следы пушистым хвостом.
2).Самопроверка:
- Сверьте свою запись с записью на доске. (Открываю доску, на которой записано предложение).
- Какие известные орфограммы встретились в предложении?
Задание: Выполнить разбор предложения по членам и частям речи.
Контроль: - Какие имена существительные встретились в этом предложении? Докажите.
Дети: - Лисичка – это существительное, ед.ч., обозначает одушевлённый предмет, отвечает на вопрос КТО?
Следы - это существительное, мн.ч., обозначает неодушевлённый предмет, отвечает на вопрос ЧТО?
Хвостом - это существительное, обозначает неодушевлённый предмет, отвечает на вопрос ЧТО?, если скажем «хвост», он один у лисички, поэтому стоит в ед. ч.
Вывод: Посмотрите на тему нашего урока, обратите внимание на цели урока.
Подумайте, готовы ли вы выполнить следующую работу самостоятельно?
VIII. Самостоятельная работа.
Задание: Перед вами лежат карточки. Внимательно прочитайте задание.
Кто готов, приступайте к работе, а кому нужна помощь, поднимите руку.
Работа с текстом:
1. Прочитайте внимательно текст.
Некоторые животные, например, сова, мышь, собака, видят всё вокруг себя не цветным, а чёрно- белым. А вот черепаха видит всё только зелёным. Глаза лягушки видят только то, что двигается. Коршун с громадной высоты может разглядеть внизу самого маленького зверька. А по глазам иного человека можно сразу узнать, правду он говорит или лжёт. ( По Г.Юдину).
2. Выпишите названия животных.
3. На какой вопрос они отвечают?
.Работа в паре. Взаимопроверка тетрадей.
Самооценка.
Контроль: 1. Что нового узнали из данного текста?
2.Что вы можете сказать об именах существительных?
IX. Тестирование.
Выберите верное утверждение. (Использование ИКТ)
1. Что такое имена существительные?
А). Это часть речи, которая отвечает на вопрос КТО? или ЧТО?, обозначает предметы, явления природы, события.
Б). Это часть речи, которая отвечает на вопрос что делает? и обозначает предметы, явления природы, события.
2.Какие слова отвечают на вопрос КТО?
А) Слова, которые называют людей и животных.
Б) Слова, которые называют неживые предметы.
3. На какой вопрос отвечают слова: дом, карандаш, дверь, лимон.
А) Кто? б) Что?
4.Какое слово «лишнее»?
А) ребенок б) учитель в) зверь г) снег
2). Самопроверка: 1) а; 2) а;3) б;4) г .
3) Самооценка.
X. Итог урока:
Самооценка работы за урок.
Оценки учителя.
XI. Домашнее задание: стр. 96 № 210, домашняя работа будет для вас, как самоконтроль в умении применять способ определения имён существительных.