Урок «Твердые и мягкие согласные» является первым уроком по данной теме и четвертым уроком по теме «Согласные звуки и буквы» (по учебнику «Русский язык», авт. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова). В представленном уроке учащиеся систематизируют знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме, вспомнят из материалов прошлых уроков классификацию согласных звуков, проверят свои знания слов из словаря с помощью слайдов презентации, научатся различать мягкие и твердые согласные звуки в словах и обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака, потренируются в звуко – буквенном анализе слов.
Словарная работа, повторение материала, необходимого для изучения новой темы, а также объяснение и частично закрепление новой темы проводится с помощью программы Microsoft PowerPoint.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент | - Как вы думаете, вы уже всё знаете о звуках русского языка? Звук не можем мы увидеть И не можем в руки взять. Озорного невидимку Можем ухом различать. А ещё – произносить, Но не трогать и носить. (А. Кочергина) | Настрой на урок |
II. Минутка чистописания | - На минутке чистописания повторим правильное написание букв Вв, поупражняемся в безотрывном письме элементов букв. - Дайте характеристику букве В.для выполнения этого задания воспользуйтесь памяткой. (Приложение № 1) (обозначает согласные звуки [в], [в’], звонкие, парные, пара – согласные звуки [ф], [ф’]) - Пропишите буквы и их элементы в тетради. | Дают характеристику буквы и звуков Прописывают буквы и их элементы |
III. Сообще-ние темы и целей урока. | - Сегодня на уроке вы вспомните, что уже изучали о звуках и буквах русского языка, узнаете что-то новое, будете учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок. | Слушают учителя |
IV. Словар-ная работа. | - Вспомните, какие безударные гласные пишутся в словах из словаря. (слайд 1) - Запишите данные слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Поставьте в словах знак ударения и подчеркните безударные гласные буквы, написание которых нужно запомнить. - Проверьте себя, правильно ли вы вставили пропущенные буквы. (слайд 1: открываются пропущенные буквы в словах) - Познакомимся с новым словом из словаря. - Назовите предметы на рисунках. (показываются рисунки одежды: пальто, сарафан, платье, блузка (см. приложение №2)) - Как назвать эти предметы одним словом? (одежда) - Посмотрите, как пишется это слово. (слайд 1: открывается слово «одежда») - Запишите его в тетради, поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. | Выполняют задание Самопроверка Называют предметы Называют слово Записывают слово в тетради |
V. Актуали-зация знаний. | - На какие две большие группы делятся все звуки в русском языке? (по мере ответов на вопросы заполняется схема – слайд 2) Звуки Гласные Согласные Звонкие Парные Глухие Непарные ? ? - На какие группы в свою очередь можно разделить согласные звуки? (звонкие – глухие, парные – непарные) - Назовите парные согласные звуки. (слайд 2) - Назовите непарные согласные звуки. (слайд 2) - Сегодня вы должны узнать, на какие ещё две группы можно разделить согласные звуки. | Отвечают на вопросы |
VI. Работа по теме урока. | Сравнительный звуко – буквенный анализ первых слогов в парах слов. - Назовите изображенные предметы. (слайд 3: белка – бабочка) - Произнесите первые звуки в этих словах. - Чем они различаются? - В каком слове первый согласный мягкий? - Назовите изображенные пары предметов. (слайд 3: зонт – зеркало, лук – лимон, помидор – перец) - Выделите первый звук в словах каждой пары. - Чем они различаются? - Какие слова начинаются с твердых согласных звуков? - Так какими бывают согласные звуки в словах? (твердыми и мягкими) Работа с правилом. - Прочитайте правило на стр. 74 учебника и скажите, верный ли мы сделали вывод. (закончить схему: слайд 4) Звуки Согласные Гласные Парные Звонкие Глухие Непарные Мягкие Твердые | Называют предметы Отвечают на вопросы Называют предметы Отвечают на вопросы Читают правило |
VII. Физ-культминутка | - Я читаю пары слов. Если в слове слышите мягкий согласный звук – приседаете, если в слове только твердые согласные звуки – подпрыгиваете. - Будьте очень внимательны. Кон – конь, банька – банка, кров – кровь, шест – шесть, брать – брат. | Выполняют упражнения |
VIII. Продол-жение работы по теме урока. | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. - Прочитайте стихотворение. (слайд 5) - Какой звук слышится в конце выделенных слов – твердый или мягкий? - Прочитайте выделенные слова. (слайд 5: открываются закрытые буквы) - Как обозначена мягкость согласного звука во втором слове? (мягким знаком) - Прочитайте правило на стр. 76 учебника. Самостоятельная работа. - Послушайте шуточное стихотворение про мягкий знак. (слайд 6: читаю стихотворение) - Запишите пять слов, в которых пишется мягкий знак. Подчеркните мягкий знак. - Какие слова записали? | Читают стихотворение Отвечают на вопросы Выполняют задание Отвечают на вопросы Читают правило Слушают стихотворение Записывают слова в тетрадях Коллективная проверка |
IX. Закрепле-ние. | Выборочное списывание. - Выполните упр. 79 на стр. 76 учебника. (выписать слова, в которых есть мягкие согласные) Работа по заданию к тексту. - Прочитайте и отгадайте загадки. (слайд 7) - Произнесите мягкий согласный звук в каждом слове – отгадке. - Как обозначить мягкость согласного на письме в этих словах? (ь) - Есть ли в них безударные гласные? - Можно ли проверить их обозначение на письме? (кольцо – кольца, пальто – из словаря) Звуко – буквенный анализ слова «дождь». - Прочитайте и объясните выражение. (слайд 8: «Дождь льет как из ведра») - Скажите, одинаковое ли количество звуков и букв в выделенном слове? - Почему? | Выполняют задание, коллективная проверка Выполняют задания, отвечают на вопросы Выполняют задания, отвечают на вопросы |
X. Домаш-нее задание | Стр. 74, 76 (правило), упр. 82. | |
XI. Итог урока. | - Какими бывают согласные звуки? - Почему согласные звуки произносятся то твердо, то мягко? - Чему учились на уроке? - Что нового узнали? - Разгадайте ребус и оцените себя. (слайд 9) | Отвечают на вопросы Разгадывают ребус |