В работе использована рабочая программа, основанная на программе по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией Разумовской М.М. и др. 3 часа в неделю, 102 часа в год. Авторы: - Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык. 8 класс Рекомендован Министерством образования Российской Федерации «Просвещение»2014г.Раздел «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
Огромную роль в образовательном процессе играет связь, установленная на философском уровне, - связь между формой и содержанием.
На уроках русского языка с использованием технологии Способа диалектического обучения дети учатся мыслить, рассуждать, быть истинными исследователями. Технология СДО позволяет совершенно по-новому учить и учиться, улучшает качество не только обучения, но и общения, заставляет и преподавателя, и учащегося идти в ногу со временем.
Конспект урока русского языка для 8 класса
Тема урока: «Подлежащее и способы его выражения»
На уроке русского языка предусмотрены такие этапы работы и задания , которые дают возможность развивать различные УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Элементы технологий, используемые на уроке: проблемное обучение.
Проблема: учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено существительным или личным местоимением, но не знают, что оно может быть выражено любой самостоятельной частью речи и даже междометием.
Методы обучения: эвристическая поисковая беседа, самостоятельная работа учащихся.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Этапы урока
Деятельность учителя
Действия учащихся
Организационный момент.
Проверка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
Этап мотивации.
Только идущий одолеет путь.
(Китайская пословица)
Добрый день, ребята! Я очень рада встрече с вами. Хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете эту китайскую пословицу?
Я также желаю вам успешно одолеть путь длиною в урок.
Запишите дату в тетради.
Слушают. Отвечают.
Оформление тетрадей: запись даты.
Актуализация знаний.
Заполните пропуски в предложениях
Подлежащее – это ________________ , который обозначает _______________.
Подлежащее отвечает на вопросы ______________. Подлежащее выражается __________________.
(задание№1 в рабочей карте урока)
Мы знаем, что подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Чаще всего выражается существительным или местоимением.
- Запишите предложение, выделите его грамматическую основу и укажите, чем выражено подлежащее. Сделайте вывод.
Завтра (нар.) обязательно наступит.
В роли подлежащего выступает наречие, а не существительное или личное местоимение, как мы привыкли.
Сообщение темы и цели урока.
Создание проблемной ситуации.
- Какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями?
Итак, ребята, кто-то из вас уже определил тему урока?
Запишите тему урока в тетрадь.
- Исходя из сказанного, сформулируйте цель урока и проблемный вопрос.
Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Научиться находить подлежащее.
Подлежащее и способы его выражения.
Создание условий для решения проблемной ситуации.
Проведём наблюдения (см. задание №3 в рабочей карте урока)
Работаем в парах: можно совещаться, обсуждать выполнение следующего задания.
1.Воды светлые катила в яркой зелени река. 2. Кто-топозвонил. 3. В гостиной взрослые смотрели телевизор.4. Присутствующие говорили о разном. 5. Восемь делится на четыре. 6. Наше завтра еще не наступило. 7. Вот разлетелось ау вдалеке. 8. У этого старика было золотое сердце. 9. Дед с бабушкой шли впереди. 10. В камни стрелять – стрелы терять. 11. Брестская крепость встречала своих героев.
Задание: в данных предложениях найдите подлежащее, определите, чем оно выражено. Свои выводы запишите в схему.
Способы способы
выражения
подлежащего
Проверим свои выводы по учебнику. Откройте § 17 (стр. 46-47) и прочитайте правило. Заполните таблицу. Задание №2.
Возьмите на заметку!
Необходимо уметь разграничивать подлежащее, которое выражено инфинитивом, и сказуемые односоставного предложения, которые тоже могут быть выражены инфинитивом.
Река (сущ.), кто-то (мест),взрослые(прил),присутствующие (прич),восемь (числит),завтра (нареч),ау (межд),золотое сердце (фраз),дед с бабушкой (словосоч),стрелять (н.ф),
Вывод: подлежащее может быть выражено существительным, прилагательным, числительным, местоимением, инфинитивом, причастием, наречием, междометием, т.е. любой частью речи, выступающей в роли существительного, а также словосочетанием.
Читают, запоминают.
Первичное закрепление знаний.
Работа с текстом (см. приложение 1).
Лес стал прозрачным, не стоит уже такой густой стеной, заметно поредел. Это его роскошный наряд упал на землю. Треплет теперь его ветер, бьет дождь, превращая недавний бархат и шёлк в жалкие лохмотья. Подсушат ветер и солнце опавшие листья, и наполнится лес таинственным шорохом, будто маленькие гномики снуют по земле, разыскивая сокровища. Это и есть тот единственный звук, который нарушает лесную тишину. Тихий тогда лес и смирный. Но страшен он в непогоду. Жалобно и жутко стонут деревья, раскачивая голыми вершинами, низко пригибаясь к земле, будто пытаются спасти обнаженные ветки от холода. Осенью ты долго можешь бродить по пустынному лесу и не встретить ни зверя, ни птицы.
- Прочитайте текст и озаглавьте его.
Доказать, что это текст :
Тема текста : Основная мысль текста :
Стиль текста (доказать мнение) :
Тип текста (доказать мнение) :
- Выпишите грамматические основы и укажите, чем выражены подлежащие.
Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого: какую особенность при согласовании подлежащего и сказуемого вы заметили?.
Сущ.,
Сущ.
Сущ.
Сущ.
Сущ.
Сущ., с.сл.(опред.мест)
Сущ.
Мест.
Сущ.
Мест.
Осенний лес.
Предложения связаны по смыслу и грамматически.
«Голый» осенний лес
Осенью лес угасает, теряя яркие летние краски, и пустеет.
Художественный, т.к. много картин осеннего леса, много средств выразительности
Описание, т.к. в этом тексте изображается, описывается лес осенью; текст отвечает на вопрос, какой лес осенью?
Подлежащее чаще выражается существительным и местоимением.
Работают учащиеся с низкой мотивацией обучения.
Работают учащиеся с высокой мотивацией
1. Мать с дочерью уехали – мать уехала.
2. Георгий с сыном были – Георгий был.
3. Коля с товарищем шли – Коля шёл.
(если сказуемое в единственном числе, то в составе подлежащего одно слово, если во множественном числе, то подлежащее выражено синтаксически неразложимым словосочетанием.)
Контроль
Выполнение разноуровневых заданий по карточкам с ключами
Выполнение задания №4 в рабочей карте урока.
Итог урока
- Что такое подлежащее?
- Какая часть речи может занять место подлежащего?
Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Подлежащее может быть выражено любой самостоятельной частью речи и междометием.
Рефлексия
- Что на уроке было самым трудным, неинтересным?
Интересным?
- Какие чувства испытываете: удовлетворения,
уныния, радости?
- Продолжите фразу: «Я научился…»
Домашнее задание
выучить правило.
Выполнение карточек с разноуровневыми заданиями, создать презентацию (индивидуально)
Отметки
Рабочая карта урока
учащегося (учащейся) 8 класса __________________________
Тема урока: Подлежащее и способы выражения
Повторение. Заполните пропуски в предложениях.
Подлежащее – это __________________________ , который обозначает _____________________
Подлежащее отвечает на вопросы ______________. Подлежащее выражается __________________.
Работа с учебником.
Для того, чтобы выяснить, чем может быть выражено подлежащее, проработайте материал учебника на с. 72-73.
3.Упражнение для коллективной работы.
Воды светлые катила в яркой зелени река. 2. Это уникальная коллекция минералов.Кто-то позвонил. 3. Во время детского чая большие сидели на балконе. 4. Присутствующие говорили о разном. 5. Восемь делится на четыре. 6. Наше завтра еще не наступило. 7. Вот раздалось ау вдалеке. 8. У этого старика было золотое сердце. 9. Дед с бабушкой шли впереди. 10. В камни стрелять – стрелы терять. 11. Брестская крепость встречала своих героев.
4.Разноуровневые задания .
1 уровень (3)
Перечитать правило на с. 72-73. С помощью опорной таблицы определить, чем выражено подлежащее.
1.Дедушка научил меня рыбачить.
2.Никто не хотел уходить с дискотеки.
3.Сытый голодного не разумеет.
4.Четыре - четное число.
5.Громкое ура неслось по окрестности.
6.Провожающие стояли на перроне.
7.Трое друзей играли в хоккей.
8.Один из них уже получил первый разряд.
9.Любить – значит жить.
Дедушка (сущ.) научил меня рыбачить.
Никто(местоим.) не хотел уходить с дискотеки.
Сытый(прилаг.) голодного не разумеет.
Четыре (числит)- четное число.
Громкое ура (междомет.)неслось по окрестности.
Провожающие(причаст.) стояли на перроне.
Трое друзей (синтакс. недел. словосоч.) играли в хоккей.
Один из них уже получил первый разряд.
Любить(инфин.) – значит жить.
2 уровень (4)
Подчеркнуть подлежащее. С помощью опорной таблицы определить, чем оно выражено.
1. Гости приехали утром.
2. Он был в музее.
3. Старшие помогали младшим.
4. Желающие могли покататься на лодке.
5. Два да два – четыре.
6. Курить- здоровью вредить.
7. Завтра не наступит никогда.
8. « Га-га-га» слышалось на лугу.
9. Мы с сестрой радовались возвращению домой
Ключ
1.Гости приехали утром.(сущ.)
2.Он был в музее.(мест).
3.Старшие помогали младшим.(прилаг.)
4. Желающие могли покататься на лодке.(прич.)
5. Два да два – четыре.(числит.)
6. Курить- здоровью вредить.(н.ф.гл)
7. Завтра не наступит никогда.(нареч.)
8. « Га-га-га» слышалось на лугу.(междом.)
9. Мы с сестрой радовались возвращению домой
(недел.словосоч.)
3 уровень ( 5)
Составьте с каждым из слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом — в роли второстепенного члена предложения.
Дом , ожидающие, смелый. Ключ
Сравните с образцом, исправьте ошибки.
Дом стоял на высоком месте. Мне нравится наш новый дом (дополн.).
Ожидающие толпились на платформе. Пассажиры, ожидающие(определение в причастном обороте) поезд, вышли на перрон.
Смелый к победе стремится. Он совершил смелый (попределение) поступок.