Конспект урока "Тире между подлежащим и сказуемым"
Конспект урока "Тире между подлежащим и сказуемым"
Данный урок предназначен для учащихся 5 класса.
Цели урока:
закрепить понятие о способах выражения подлежащего и сказуемого; показать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; развивать навыки синтаксического разбора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Тире между подлежащим и сказуемым"»
Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
закрепить понятие о способах выражения подлежащего и сказуемого; показать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; развивать навыки синтаксического разбора.
Задачи:
Образовательная: помочь учащимся в выработке умений и навыков по применению знаний постановки тире между подлежащим и сказуемым, по выполнению синтаксического разбора предложений, по строению схем простых предложений.
Развивающая: формировать умения лаконично и содержательно отвечать на вопросы, сравнивать и анализировать, делать выводы, развивать образное мышление, память
Воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к своему языку.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование прочных знаний постановки тире между подлежащим и сказуемым; формирование умения соблюдать правильную интонацию в соответствующих предложениях; объяснять языковые явления.
Метапредметные: умение самостоятельно определять тему и цель своей работы, находить грамматические основы, соблюдать правильную интонацию в соответствующих предложениях; умение оценивать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие критического мышления, пунктуационной зоркости.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
1) Наступила осень. 2) На золотом фон.. пожелтевш.. листвы выделяют(?)ся яркие пятна клёнов и осин. 3) Разноцветные листья падают на х..лодную землю. 4) Они медленно ш..ршат (под)ногами. 5) Я люблю раннюю осень!
2. Дайте характеристику предложениям по цели высказывания и эмоциональной окраске.
3. Найдите грамматические основы предложений и определите, какими частями речи они выражены.
4. Из последнего предложения выпишите словосочетания, выполните синтаксический разбор СС.
- Какие предложения различают по цели высказывания? А по эмоциональной окраске?
- Из каких слов состоит словосочетание?
- Как связаны слова в словосочетании?
- Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
III. Проверка домашнего задания.
- Пользуясь таблицей, которую вы заполнили на прошлом уроке, расскажите о подлежащем и сказуемом. Приведите примеры.
IV.Введение в тему урока с постановкой проблемного вопроса.
- Запишите предложения в тетради, обозначьте грамматические основы. Чем выражены в них главные члены предложения?
Знание – высшее богатство.
Книга – отличный подарок.
Чтение – вот лучшее учение.
Вывод:
Если и подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.
сущ., И.п. – Сущ., И.п.
- Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о постановке тире между подлежащим и сказуемым)
- Какую цель мы перед собой поставим? Чему мы должны сегодня научиться на уроке?
(Сегодня мы должны научиться находить грамматическую основу предложения, выяснять, способы выражения подлежащего и сказуемого, развивать умение ставить тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже).
Запись темы урока в тетради.
Тире между подлежащим и сказуемым.
V. Физкультминутка.
А теперь все тихо встали,
Руки вверх мы все подняли,
В сторону, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Присели, встали,
И тихонечко мы сели.
Продолжаем наш урок.
VI. Работа по теме урока.
1.Изучите самостоятельно параграф 32.
Учащиеся читают пар. 32, рассказывают друг другу правило (работа в парах). Затем 2-3 ученика рассказывают правило классу.
2. Спишите предложения, подчеркните в них подлежащее и сказуемое, укажите, чем они выражены.
1.Чай пить – не дрова рубить. 2. Хвастать – не косить, спина не болит.
Вывод:
Если в предложении и подлежащее, и сказуемое выражены глаголами неопределенной формы, то между ними ставится тире.
3. Выполнение упражнения 175.
Выпишите только те предложения, в которых главные члены выражены именем существительным в именительном падеже, расставьте знаки препинания, подчеркните в них подлежащее и сказуемое, укажите, чем они выражены.
Вывод:
Если в предложении и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже или глаголами неопределенной формы, то между ними ставится тире
VII. Закрепление материала.
Итак, ребята, найдите упражнение 122.
Пользуясь словарем письменно объясните значение слов партер, сувенир, шарада. В полученных предложениях подчеркните грамматические основы.
Упражнение 177 – комментированное письмо.
VIII. Итог урока.
– Какую новую информацию получили на уроке?
– Найдите «третье лишнее», обоснуйте свой выбор:
Проверочный тест. 1.Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире? А) Осенняя пора прекрасна! Б) Осень пора грибов. В) Осенние пейзажи радуют душу Г) В чистом воздухе витают осенние запахи.
А) Мчатся по небу хмурые тучи. Б) Люблю дымок спалённой жнивы. В) Птицы жители леса. Г) Луг и озеро окутал густой туман.
3. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире. А) Мой отец капитан дальнего плаванья. Б) Сказка мечта человека о прекрасном. В) Моя мама шьет одежду. Г) Октябрь второй месяц осени.