kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Подлежащее и способы его выражения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет рассмотреть основные способы выражения подлежащего, научить находить в разных типах предложений подлежащие и  определять, какой частью речи они могут быть выражены, развивать логическое мышление и  коммуникативные качества через наблюдения, анализ и обобщения языковых понятий, формировать умение работать самостоятельно, способствовать развитию творческой фантазии у детей, их нравственному и эстетическому воспитанию, воспитывать чувство любви к родному дому,  Родине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Подлежащее и способы его выражения"»

План – конспект урока русского языка

Учитель: Третьяченко Елена Евгеньевна Класс: 8 – В

Тема: Подлежащее и способы его выражения

Цели и задачи:


  • рассмотреть основные способы выражения подлежащего;

  • научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, какой частью речи они могут быть выражены;

  • развивать логическое мышление и коммуникативные качества через наблюдения, анализ и обобщения языковых понятий;

  • формировать умение работать самостоятельно;

  • способствовать развитию творческой фантазии у детей, их нравственному и эстетическому воспитанию;

  • воспитывать чувство любви к родному дому, Родине.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: технология развития критического мышления, реализующаяся в трех стадиях: Вызов – Осмысление - Рефлексия

Приемы: «Разминка» (по типу «Перепутанные логические цепочки»), технологическая карта «Знаем - Хотим узнать – Узнали», кластер, «Собери пазл» (по типу «Найди пару»), «Словоблоки» (группирование)

Оборудование: проектор, КТ, раздаточный материал














ХОД УРОКА

    1. Вызов – 15 минут.

Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, садитесь. 
За окнами осень (слайд об осени)– чудесная пора, золотые краски природы и яркое солнце, не по-осеннему тёплое, подарят нам хорошее настроение. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока. 
Откройте тетради, запишите число. 

Деятельность учителя

Форма работы и прогнозируемая деятельность обучающихся

  1. Актуализация опорных знаний.

1. Докажите, что перед вами предложение, расставьте знаки препинания (предложение записано на доске):


- Осень проходит мгновенно оставляя впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.




2. Опрос:


1) В каком разделе науки о языке изучаются словосочетания и предложения? (синтаксис)

2) Как делятся предложения по количеству грамматических основ? (простое и сложное)

3) Какие бывают предложения по цели высказывания?

4) Что называется грамматической основой предложения?

5)Испытываете ли вы трудности при определении грамматической основы предложения?


Памятка 
Рифмовка «Главные члены предложения» 

Когда перед вами задача – найти 
Главные члены предложения, 
Прежде всего, отыщите глагол, 
Глагол в любом наклонении. 
Потом от него мы вопросы Кто? Что? 
К другим словам направляем 
И подлежащее, как на крючок, 
На эти вопросы поймаем. 

3. Выделите грамматическую основу данного предложения, надпишите, чем выражено подлежащее ( см. выше).


Слово учителя. Подлежащее – это то, что подлежит воздействию (калька с лат. Subjectum).


4. «Разминка»
Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова: (как вы это сделали?) (слайд)

  • Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;

  • реку, Грека, ехал, через;

  • везёт, на, Соньку, Санька, санках; (существительные стоят в именительном падеже и отвечают на вопрос что? или кто?)

  • мать, дочь, любит; (подлежащее зависит от порядка слов в предложении, т.к. у одушевлённых существительных совпадают формы именительных и винительных падежей)

  • велосипед, грузовик, разбил; (подлежащее – грузовик, зависит не от порядка слов, а от смысла)


2. Сообщение темы и цели урока. 
1. Слово учителя.

  • Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока? (слайд) «Подлежащее и способы его выражения». Запишите тему в тетрадь.

  • Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями?

  • Исходя из сказанного, определите цель и задачи на урок.


Цель урока: расширить понятия о подлежащем и способах его выражения. 


2. Организация работы по заполнению технологической карты «Знаем - Хотим узнать -Узнали». (слайд)


Технологическая карта ожидания


«Знаем»

«Хотим узнать»

«Узнали»

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос кто? или что?

Способы выражения подлежащего в русском языке.








  1. Мотивация учебной деятельности


1.Работа по карточке (устно).

Найдите грамматические основы на карточке №1. Сравните эти предложения с теми, что записаны на доске, определите сходства и различия.(слайд)


Карточка 1.

1. Наши выиграли.

2. Сытый голодного не разумеет.

  1. Четыре - четное число.

  2. Громкое ура неслось по окрестности.

  3. Провожающие стояли на перроне.

  4. Трое друзей играли в хоккей.

  5. Один из них уже получил первый разряд.

  6. Любить – значит жить.

  7. У нас разыгрался волчий аппетит.


Слово учителя. В восьмом классе мы должны расширить наши представления о двусоставном предложении и его основе. Речь, прежде всего о подлежащем. Сегодня мы убедимся с вами, что в роли подлежащего могут выступать …

2. Работа в парах: «Поймай идею» : решите криптограмму (слайд). Поднимитесь на верхушку синтаксической «лестницы», а потом спуститесь с неё. Тогда вы будете знать, чем может быть выражено подлежащее. Для того чтобы правильно пройти по лестнице, нужно двигаться по диагонали сверху вниз, начиная с выделенного места. 
- Кто первый находит ответ, выносит его на доску и записывает в тетрадь. 


ит 
иц ив 
ес ам сл 
ит ою еж ов 
ри ел зп до ос 
га ча ьн ре ме оч 
но те ст ое дл ти ет 
ви еп ль ие на ог еи ан 

ще те ри но чи ре ча нф ие 
су ст ль ла еп сл чи ст ин 









3. Составление кластера


подлежащее 


главный член предложения   кто? что? обозначает предмет

     существительное прилагательное   словосочетание

 

местоимение       числительное     фразеологизм  союз

 

наречие причастие междометие инфинитив


предлог частица





1.Доказывают, что данное высказывание выражает законченную мысль, записывают предложение в тетради, один работает у доски.


2. Элементы дискуссии: каждый обучающийся выражает свою мысль.









3.Выделяют грамматическую основу данного предложения, надписывают, чем выражено подлежащее.





4. Определяют подлежащие, не образуя предложения.













1. Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.







2.Коллективная работа: обучающиеся заполняют в тетради первые два столбика технологической карты.









1. Выводы обучающихся: сходства - во всех предложениях есть грамматические основы;

различия - в предложениях, которые даны на карточке, подлежащее выражено не существительным.











2. Работая в парах, стараются определить, чем может быть выражено подлежащее, результаты записывают в тетрадь и на доске в виде кластера.


    1. Реализация (осмысление) - работа по теме урока (25 минут).


  1. Работа с учебником.(стр. 55, параграф 17).




  1. Закрепление материала выполните упражнение 90 (1ч.) у доски и в тетрадях (найдите и подчеркните подлежащее, определите, какой частью речи они выражены). Выполните синтаксический разбор предпоследнего предложения.


Лиса семерых волков проведет. Никто не судья в своем деле. Мокрый дождя не боится. Сказать – смешно, утаить – грешно. Утопающий хватается за соломинку. Семеро одного не ждут. Одно нынче лучше двух завтра. Ленивый сидя спит, лежа работает. .(Повест., невоскл., простое, двусост., распр., усложнено однор. сказ., полное).

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.




3. Слово учителя. Ребятам из кружка «Юный Грамотей» встретилась пословица «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха» (слайд), и их мнения по поводу подлежащего разошлись.

Олег говорит:

- Сторона - подлежащее, мать – сказуемое.

-Ошибаешься,- возразил Юра.

-Подлежащее выражено двумя словами: «родная сторона».

-Как это двумя?- возмутился Олег…

-А как вы думаете, ребята, кто из них прав? Почему?

-Прав Юра, т.к. неразложимое словосочетание

« родная сторона» можно заменить словом «Родина».


4. «Собери пазл». Самостоятельно соедините части предложения по вариантам, выделите подлежащие, определите, чем они выражены. (слайд)


1 вариант

1. В поле вышли                                        Родине служить.

2. Пятью пять-                                                      а неученье-тьма.

3. Ученье-свет                                                      от мала до велика.

4. Жить-                                                                двадцать пять.

                                                 

2 вариант

1. Смелый к победе                                           поет и бродит осень.

2. Один за всех,                                                   всегда пригодиться.

3. Учиться-                                                            стремится.

4. Незримо по лесам                                         все за одного.


Учитель проверяет работы выборочно.

Слово учителя. Обратите внимание на предложение «Смелый к победе стремится». Здесь прилагательное употреблено в значении существительного, оно перешло в разряд существительных. Такой способ словообразования в лингвистике называется субстантивацией (переход одной части речи в другую). 

5. «Перезагрузка». (слайд)

Перепишите предложения, заменяя выделенные слова причастием или прилагательным в значении существительного, выделите грамматические основы предложений

1) Те, кто опоздал, не увидели первого действия пьесы.

2) Те, кто присутствовал на репетиции, горячо поздравили режиссера.

3) Те, кто находился в театре, аплодировали артистам.

4) Те, кто был в дозоре, внимательно осматривали окрестность.



6. Работа с учебником (стр. 56). Выполните упражнение 92 (устно).

Употребите в роли подлежащего:


около двухсот человек

много (мало, несколько) болельщиков

горошек душистый

мы с другом

кормить завтраками


7. «Эстафета»

Работа по карточкам в парах (устно). Определите, чем выражено подлежащее в представленных предложениях.


Наступило роковое послезавтра. (наречие)

Семь бед – один ответ. (словосочетание)

Учиться всегда пригодится. (глагол)

Большое видится на расстоянии. (имя прилагательное)

Это было десять лет назад. (местоимение)

Читающая сидела у окна. (причастие)

Утром его «ха-ха-ха» прокатилось по всем палатам.(междометие)

«В» является предлогом. (предлог)

«Не» с глаголами пишется раздельно. (частица)

Бабье лето – прекрасная пора. (фразеологизм)


1.Изучают статью в учебнике.



2.Выполняют письменно упражнение у доски, комментируют выделение подлежащих, определяют части речи, которыми они выражены, выполняют синтаксический разбор предпоследнего предложения.


3. Работают на понимание учебного материала

(аудиальный канал восприятия).









4.Выполняют самостоятельную работу по вариантам.






















5.Выполняют письменно упражнение на местах, комментируют образование подлежащих, определяют части речи, которыми они выражены, выделяют грамматические основы предложений.



6. Изучают статью в учебнике, отрабатывают навыки составления предложений с разными подлежащими.




7. Определяют устно, чем выражены подлежащие на карточках, передавая слово любой другой паре (эстафета).




  1. Рефлексия (размышление) – 5 минут.



1. Работа с технологической картой «Знаем - Хотим узнать -Узнали». Записать способы выражения подлежащего в третьем столбике.


«Знаем»

«Хотим узнать»

«Узнали»

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос кто? или что?

Способы выражения подлежащего в русском языке.

В роли подлежащего могут выступать все части речи, свободные словосочетания и фразеологизмы.


  1. Фронтальная беседа.


  • Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?).

  • Какая часть речи может занять место подлежащего? (любая).

  • Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных? (субстантивация)

  • А какой частью речи раньше было само слово «подлежащее»? (причастие)


3. «Словоблоки» (слайд)

Распределите предложения по группам в соответствии со способами выражения подлежащего (устно):


1. Страна богата талантами.

2. Пять – моя любимая цифра.

3. Вошедший молчал.

4. День будет холодным.

5. Люблю я пышное природы увядание.

6. Опоздавшие сели на свои места.

7. Мы любуемся осенним лесом.

8. Никто не забыт, ничто не забыто.

9. Тополь перерос клен.

10. Семь – нечетное число.

11. Меня окружают тысячи удивленных глаз.

12. Любить – значит жить.

13. Все живое тянется к солнцу.

14. Учиться – моя основная задача.


4. Подведение итогов урока, выставление отметок.


Слово учителя. Если вы работали сегодня без ошибок, можете с полным правом сказать себе «Молодец!» Если ошибки были, не впадайте в уныние. Ошибки для того и существуют, чтобы их преодолевать.



5. Домашнее задание. (слайд)

1) Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего;

2) выполнить письменно упражнение 93;

3) выучить материал параграфа 17.


1.Заполняют в тетради третий столбик технологической карты.











2. Отвечают на вопросы (по выбору).










3.Группируют (устно) предложения по видам подлежащих, объясняют свой выбор.





















Учащиеся записывают домашнее задание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Подлежащее и способы его выражения"

Автор: Третьяченко Елена Евгеньевна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 345983

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  на тему: "Подлежащее и способы его выражения" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-podliezhashchieie-i-sposoby-iegho-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "109179"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404193204"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока мужества по русскому языку в 8 классе"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-muzhiestva-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "256119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448045023"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока русского языка по теме "Подлежащее и способы его выражения" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-podliezhashchieie-i-sposoby-iegho-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "171199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423651589"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока  русского языка в 8 классе на тему "Подлежащее" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-podliezhashchieie"
    ["file_id"] => string(6) "134662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416767043"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Назывные предложения (конспект урока) "
    ["seo_title"] => string(41) "nazyvnyie-priedlozhieniia-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "145188"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418855285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства