Конспект урока русского языка в 5 классе
- Тема урока: Грамматическая основа предложения
Цели урока:
содержательная: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения;
деятельностная: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; формировать у учащихся УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок общеметодической направленности).
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Подготовительный этап.
- Организационный момент. (1-2 минуты)
Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Высказывание добрых пожеланий.
Запись числа и «Классной работы».
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок!
- Давайте подумаем, что нам пригодится для успешной работы на уроке?
Желают удачи соседу по парте.
Проводят самопроверку д/з по эталону (упр. 159). Сколько ошибок? Выставляют баллы в лист контроля.
Делают записи в тетради.
Высказываются.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. (Р)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Выдвижение гипотез и их обоснование (П).
- Актуализация знаний. (4-5 минут)
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Организует работу по повторению, подводит итог беседы. Использует ИКТ.
- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест «Верные – неверные утверждения» Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставите номер и слово «ДА» или «НЕТ». Затем проверим. (Слайд 2)
Обучающиеся выполняют задания, отвечая на вопросы. Затем проверяют по эталону. За верный ответ выставляют 1 балл.
Отвечают на вопросы:
- Почему последнее утверждение неверно?
Проговаривают ответ, опираясь на утверждения теста.
- Чем является сочетание слов «ПРИШЛИ ГОСТИ»?
Отвечают, вспоминая изученное ранее.
Определяют тему урока.
Поиск и выделение информации (П)
Подведение под понятие (П)
Выражение собственного мнения (К)
Аргументация (К)
Выполнение пробного учебного действия, вычленение, что туже усвоено, а что подлежит усвоению (Р)
- Постановка учащимися цели
урока как собственной учебной задачи.
(4-5 минут)
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
- Запись темы урока.
- Ведение «Бортового журнала». Заполнение таблицы (слайд 3):
- Начертите в тетради таблицу. Заполните 1-ю графу. Можно взять примеры из упр. 159.
- Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.
Заполняют таблицу примерами из упражнения.
Отвечают на вопросы, записывают ответы в «Бортовой журнал»:
На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой частью речи выражается? В каком падеже стоит подлежащее? Как графически выделяется?
На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражается? Как графически выделяется?
Ставят цели урока в виде вопроса: узнать, чем ещё может выражаться подлежащее и сказуемое?
Самостоятельное выделение познавательной цели (П) Формулирование проблемы (П)
Целеполагание (Р)
Оценка (Р)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Умение строить речевое высказывание (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотолй и точностью (К)
Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
IV.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
( 7-8 мин.)
Цель этапа : решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.
Организует учебное исследование. «Что мы знаем о подлежащем и сказуемом?» (Слайд №6):
- Будут ли у вас какие-нибудь дополнения к записанному в первую графу?
- Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах (слайды 7-8). Что нового вы узнали из этого материала?
Проводят самостоятельное наблюдение, делают выводы.
Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения (П)
Планирование (Р)
Инициативное сотрудничество в поиске информации (К)
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Этап закрепления знаний и способов действий. (4-5 минут)
Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в тетради.
Организует проговаривание, отслеживает комментарий, организует самоконтроль уч-ся.
- Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемое – прилагательным и существительным. (Слайды 7-8).
- Выполните упражнение 164, проговаривая вслух вопросы к подлежащему и сказуемому.
Проговаривают правило в громкой речи; заполняют 2-ю графу таблицы; комментируют выполнение упр. 218; самостоятельно контролируют себя.
Выставляют максимально 2 балла за работу.
Извлечение из текста необходимой информации (П).
Выполнение действия по алгоритму (П)
Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут)
Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет
Организует работу с текстом (слайд 9).
- Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Озаглавьте. Спишите, подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Охарактеризуйте последнее предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске. Укажите сложное предложение.
Выполняют задание самостоятельно.
Взаимопроверка орфографии (работа в парах).
Проверяют по эталону выделение грамматической основы.
Выставляют максимально 3 балла за работу.
Выполнение действия по алгоритму (П)
Контроль (Р)
Коррекция (Р)
Оценка (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Самостоятельное решение задачи (П)
Физминутка
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
VII. Включение в систему знаний и повторение. ( 7-8 минут)
Цель этапа: включить полученные знания в систему знаний о правописании гласных в корнях слов, не подчиняющихся главному правилу написания безударных гласных в корнях слов.
Составьте предложение. Выделите грам.основу предложения.
Выполняют задание, предложенное учителем.
Самопроверка выполненной работы.
Выставляют максимально 2 балла за работу.
Осознанное и произвольное построение высказывания (П)
Контроль (Р)
Коррекция (Р)
Оценка (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Преобразование модели (П)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2-3 минуты)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Отвечают на вопросы:
- Сегодня мы узнали о …
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Мне было трудно…
- Своей работой я …
Рефлексия способов и условий действия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Домашнее задание
Обязательное для всех: с 63 упр 222
Оценки за урок:
• Домашнее задание - максимум 3 балла.
• Тест «верные - неверные утверждения» 1-2 балла
• Самостоятельная работа с текстом - максимум 3 балла.
• «Лови ошибку!» - 1 балл.
• Упр. 166 - максимум 2 балла.
• Итого: максимум - 10 баллов.
Ключ к оценке:
• 9-10 баллов - оценка "5";
• 7-8 баллов – оценка "4";
• 5-6 баллов - оценка "3".