kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Грамматическая основа предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока русского языка в 5 классе

  1. Тема урока:     Грамматическая основа предложения

     Цели урока:

        содержательная: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения;   познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения;

       деятельностная: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; формировать у учащихся УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок общеметодической направленности). 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Подготовительный этап.

  1. Организационный  момент. (1-2 минуты)

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Высказывание добрых пожеланий.    

Запись числа и «Классной работы».

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок!

- Давайте подумаем, что нам пригодится для успешной работы на уроке?

Желают удачи соседу по парте.

Проводят самопроверку д/з по эталону (упр. 159). Сколько ошибок? Выставляют баллы в лист контроля.

Делают записи в тетради.

Высказываются.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. (Р)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Выдвижение гипотез и их обоснование (П).

  1. Актуализация знаний. (4-5 минут)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Организует работу  по повторению, подводит итог беседы. Использует ИКТ.

- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест «Верные – неверные утверждения» Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставите номер и слово «ДА» или «НЕТ». Затем проверим. (Слайд 2)

Обучающиеся выполняют задания, отвечая на вопросы. Затем проверяют по эталону. За верный ответ выставляют 1 балл.

Отвечают на вопросы:

- Почему последнее утверждение неверно?

Проговаривают ответ, опираясь на утверждения теста.

- Чем является сочетание слов «ПРИШЛИ ГОСТИ»?

Отвечают, вспоминая изученное ранее.

Определяют тему урока.

Поиск и выделение информации (П)

Подведение под понятие (П)

Выражение собственного мнения (К)

Аргументация (К)

Выполнение пробного учебного действия, вычленение, что туже усвоено, а что подлежит усвоению (Р)

  1. Постановка учащимися цели
     урока как собственной учебной задачи.

 (4-5 минут)

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

- Запись темы урока.

- Ведение «Бортового журнала». Заполнение таблицы (слайд 3):

- Начертите в тетради таблицу. Заполните 1-ю графу. Можно взять  примеры из упр. 159.

- Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.

Заполняют таблицу примерами из упражнения.

Отвечают на вопросы, записывают ответы в «Бортовой журнал»:

На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой частью речи выражается? В каком падеже стоит подлежащее? Как графически выделяется?

На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражается? Как графически выделяется?

Ставят цели урока в виде вопроса: узнать, чем ещё может выражаться подлежащее и сказуемое?

Самостоятельное выделение познавательной цели (П) Формулирование проблемы (П)

Целеполагание (Р)

Оценка (Р)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Умение строить речевое высказывание (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотолй и точностью (К)

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

IV.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

 ( 7-8 мин.)

Цель этапа : решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.

Организует учебное исследование. «Что мы знаем о подлежащем и сказуемом?» (Слайд №6):

- Будут ли у вас какие-нибудь дополнения к записанному в первую графу?

- Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах (слайды 7-8). Что нового вы узнали из этого материала?

Проводят самостоятельное наблюдение, делают выводы.

Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения (П)

Планирование (Р)

Инициативное сотрудничество в поиске информации (К)

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Этап закрепления знаний и способов действий. (4-5 минут)

Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в тетради.

Организует проговаривание, отслеживает комментарий, организует самоконтроль уч-ся.

- Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемое – прилагательным и существительным. (Слайды 7-8).

- Выполните упражнение 164, проговаривая вслух вопросы к подлежащему и сказуемому.

Проговаривают правило в громкой речи; заполняют 2-ю графу таблицы; комментируют выполнение упр. 218; самостоятельно контролируют себя.

Выставляют максимально 2 балла за работу.

Извлечение из текста необходимой информации (П).

Выполнение действия по алгоритму (П)

Контроль  (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут)

Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Организует работу с текстом (слайд 9).

- Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Озаглавьте. Спишите, подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Охарактеризуйте последнее предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске. Укажите сложное предложение.

Выполняют задание самостоятельно.

Взаимопроверка орфографии (работа в парах).

Проверяют  по эталону выделение грамматической основы.

Выставляют максимально 3 балла за работу.

Выполнение действия по алгоритму (П)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Оценка (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Самостоятельное решение задачи (П)

Физминутка

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

VII. Включение в систему знаний и повторение. ( 7-8 минут)

Цель этапа: включить полученные знания в систему знаний о правописании гласных в корнях слов, не подчиняющихся главному правилу написания безударных гласных в корнях слов.

Составьте предложение. Выделите грам.основу предложения.

Выполняют задание, предложенное учителем.

Самопроверка выполненной работы.

Выставляют максимально 2 балла за работу.

Осознанное и произвольное построение высказывания (П)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Оценка (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Преобразование модели (П)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2-3 минуты)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

 

Отвечают на вопросы:

  1. Сегодня мы узнали о …
  2. Теперь я могу…
  3. Я научился…
  4. Мне было трудно…
  5. Своей работой я …

 

Рефлексия способов и условий действия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Домашнее задание

Обязательное для всех: с 63 упр 222

Оценки за урок:

 

•   Домашнее задание - максимум 3 балла.

•   Тест «верные - неверные утверждения»  1-2 балла

•   Самостоятельная работа с текстом   - максимум 3 балла.

•   «Лови ошибку!» - 1 балл.

•   Упр. 166 -  максимум 2 балла.

•    Итого: максимум - 10 баллов.

Ключ к оценке:

• 9-10  баллов - оценка  "5";

• 7-8  баллов – оценка  "4";

• 5-6  баллов - оценка  "3".

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока " Грамматическая основа предложения" »

Конспект урока русского языка в 5 классе

  1. Тема урока: Грамматическая основа предложения

Цели урока:

содержательная: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения;

деятельностная: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; формировать у учащихся УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок общеметодической направленности).


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Подготовительный этап.

  1. Организационный момент. (1-2 минуты)

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Высказывание добрых пожеланий.

Запись числа и «Классной работы».

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок!

- Давайте подумаем, что нам пригодится для успешной работы на уроке?


Желают удачи соседу по парте.

Проводят самопроверку д/з по эталону (упр. 159). Сколько ошибок? Выставляют баллы в лист контроля.

Делают записи в тетради.

Высказываются.




Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. (Р)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Выдвижение гипотез и их обоснование (П).

  1. Актуализация знаний. (4-5 минут)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Организует работу по повторению, подводит итог беседы. Использует ИКТ.

- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест «Верные – неверные утверждения» Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставите номер и слово «ДА» или «НЕТ». Затем проверим. (Слайд 2)

Обучающиеся выполняют задания, отвечая на вопросы. Затем проверяют по эталону. За верный ответ выставляют 1 балл.

Отвечают на вопросы:

- Почему последнее утверждение неверно?

Проговаривают ответ, опираясь на утверждения теста.

- Чем является сочетание слов «ПРИШЛИ ГОСТИ»?

Отвечают, вспоминая изученное ранее.

Определяют тему урока.

Поиск и выделение информации (П)

Подведение под понятие (П)

Выражение собственного мнения (К)

Аргументация (К)

Выполнение пробного учебного действия, вычленение, что туже усвоено, а что подлежит усвоению (Р)

  1. Постановка учащимися цели
    урока как собственной учебной задачи.

(4-5 минут)


Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

- Запись темы урока.

- Ведение «Бортового журнала». Заполнение таблицы (слайд 3):

- Начертите в тетради таблицу. Заполните 1-ю графу. Можно взять примеры из упр. 159.

- Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.


Заполняют таблицу примерами из упражнения.

Отвечают на вопросы, записывают ответы в «Бортовой журнал»:

На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой частью речи выражается? В каком падеже стоит подлежащее? Как графически выделяется?

На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражается? Как графически выделяется?


Ставят цели урока в виде вопроса: узнать, чем ещё может выражаться подлежащее и сказуемое?

Самостоятельное выделение познавательной цели (П) Формулирование проблемы (П)

Целеполагание (Р)

Оценка (Р)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Умение строить речевое высказывание (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотолй и точностью (К)

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

IV.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

( 7-8 мин.)


Цель этапа : решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.

Организует учебное исследование. «Что мы знаем о подлежащем и сказуемом?» (Слайд №6):

- Будут ли у вас какие-нибудь дополнения к записанному в первую графу?

- Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах (слайды 7-8). Что нового вы узнали из этого материала?

Проводят самостоятельное наблюдение, делают выводы.



Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения (П)

Планирование (Р)

Инициативное сотрудничество в поиске информации (К)

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Этап закрепления знаний и способов действий. (4-5 минут)


Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в тетради.

Организует проговаривание, отслеживает комментарий, организует самоконтроль уч-ся.

- Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемое – прилагательным и существительным. (Слайды 7-8).

- Выполните упражнение 164, проговаривая вслух вопросы к подлежащему и сказуемому.


Проговаривают правило в громкой речи; заполняют 2-ю графу таблицы; комментируют выполнение упр. 218; самостоятельно контролируют себя.

Выставляют максимально 2 балла за работу.


Извлечение из текста необходимой информации (П).

Выполнение действия по алгоритму (П)

Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут)


Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Организует работу с текстом (слайд 9).

- Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Озаглавьте. Спишите, подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Охарактеризуйте последнее предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске. Укажите сложное предложение.

Выполняют задание самостоятельно.

Взаимопроверка орфографии (работа в парах).

Проверяют по эталону выделение грамматической основы.

Выставляют максимально 3 балла за работу.


Выполнение действия по алгоритму (П)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Оценка (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Самостоятельное решение задачи (П)

Физминутка

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.



VII. Включение в систему знаний и повторение. ( 7-8 минут)



Цель этапа: включить полученные знания в систему знаний о правописании гласных в корнях слов, не подчиняющихся главному правилу написания безударных гласных в корнях слов.

Составьте предложение. Выделите грам.основу предложения.

Выполняют задание, предложенное учителем.

Самопроверка выполненной работы.

Выставляют максимально 2 балла за работу.


Осознанное и произвольное построение высказывания (П)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Оценка (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Преобразование модели (П)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2-3 минуты)



Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.


Отвечают на вопросы:

  1. Сегодня мы узнали о …

  2. Теперь я могу…

  3. Я научился…

  4. Мне было трудно…

  5. Своей работой я …




Рефлексия способов и условий действия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Домашнее задание


Обязательное для всех: с 63 упр 222


Оценки за урок:


  • Домашнее задание - максимум 3 балла.

  • Тест «верные - неверные утверждения» 1-2 балла

  • Самостоятельная работа с текстом - максимум 3 балла.

  • «Лови ошибку!» - 1 балл.

  • Упр. 166 - максимум 2 балла.

  • Итого: максимум - 10 баллов.

Ключ к оценке:

  • 9-10 баллов - оценка "5";

  • 7-8 баллов – оценка "4";

  • 5-6 баллов - оценка "3".






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока " Грамматическая основа предложения"

Автор: Чуманина Наталия Валентиновна

Дата: 21.10.2015

Номер свидетельства: 242305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Грамматическая основа   предложения"
    ["seo_title"] => string(38) "grammatichieskaiaosnovapriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "292009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455207655"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока по русскому языку "Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_podlezhashchee_i_skazuemoe_kak_grammaticheskai"
    ["file_id"] => string(6) "549044"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1588933801"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока «Второстепенные члены предложения»."
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "305143"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457877990"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с ФГОС "Грамматическая основа предложения" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-v-sootvietstvii-s-fgos-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "161433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422212934"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "конспект урока "Синтаксический разбор предложения""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt_uroka_sintaksichieskii_razbor_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "348172"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476136577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства