Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Союзы в сложном предложении" »
СОЮЗЫ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Цели: познакомить со способами соединения простых предложений в сложном; формировать умения распознавать сложные предложения.
Ход урока
I. Письмо по памяти.
О р ф о г р а ф и ч е с к а я п о д г о т о в к а.
– Как вы поняли это четверостишие?
Пр..рода должна изм..ниться,
Умелых послушаться рук.
На сев..р ш..гает пш..ница,
К..ртоф..ль ш..гает на юг.
Н. Артюхова
Объясните расстановку знаков препинания.
З а п и с ь в тетрадях. Взаимопроверка.
II. Работа по теме.
1. Н а д о с к е:
от, до, а, у, около, и, за, но, из, сквозь, да, через
– Посмотрите на запись. На какие две группы можно разделить слова? (Предлоги и союзы.)
Дети выполняют работу самостоятельно. П р о в е р к а.
– Для чего служат предлоги? А союзы?
2. П о с т а н о в к а у ч е б н о й з а д а ч и.
– Сегодня на уроке вам предстоит узнать о роли союзов в сложных предложениях, уточнить, какую работу они выполняют в различных видах предложений.
Прочитайте предложения в каждой группе. Какие мысли у вас появились?
Н а д о с к е:
1. Терпенье и труд всё перетрут.
1. Прошла унылая пора, и наступила зима.
2. Счастье в воздухе не вьётся, а руками достаётся.
2. Лето припасает, а зима поедает.
3. Месяц светит, но не греет.
3. Всё утро шёл дождь, но к вечеру погода прояснилась.
В ходе анализа предложений учащиеся делают в ы в о д о том, что союзы и(да), а, но в простых предложениях соединяют однородные члены предложения (служат для связи слов в предложении), а в сложных – эти союзы соединяют предложения (служат для связи предложений).
Дети знакомятся с выводом в учебнике на с. 7.
3. В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я 6.
– Прочитайте, кто автор строк. Что вы знаете об А. С. Пушкине?
– Знакомы ли вы с творчеством поэта, его сказками? Давайте проверим ваши знания.
Ч т е н и е по цепочке. Учащиеся называют произведения А. С. Пушкина.
– Какие по виду предложения прочитали? (Сложные и простые с однородными членами.)
– Докажите. (Если дети сразу не обнаружат простые предложения с однородными членами, они столкнутся с ними в ходе анализа.)
– По какому признаку можно разделить сложные предложения? (Вводятся понятия «союзные и бессоюзные предложения».)