Тема коммуникативная - коммуникативно-организованный дидактический материал из стихов русских и советских писателей о природе.
Тема по развитию речи- миниатюра на тему «Люблю всё живое. Природа осенью.»
Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков при закреплении).
Средства обучения – учебник, презентация, дидактический материал.
Цели урока:
Познавательные:
а) повторить ранее изученные сведения об основных признаках простых и сложных предложений; повторять попутно: знаки препинания в сложных предложениях и отдельные орфограммы, союзы;
б) познакомить с особенностями сложного предложения, с типами сложных предложений.
Методы познавательные - эвристическая беседа и лекция, способ познания – индуктивно- дедуктивный.
Практические:
а) закрепить (старое) умение различать простые и сложные предложения;
б) сформировать (новое) умение различать виды сложных предложений( ССП,СПП, БСП, ССК).
Общепредметные:
а) воспитывать:
- интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала о природе.
- языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности( лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);
- нравственные качества школьников (чувствовать, понимать , любить природу, патриотическое отношение к стихам русских поэтов), определённое эмоциональное отношение к ним.
в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.
Ход урока.
I Организационный момент.
1. Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.
Запишите в тетрадях дату…
2. У нас с вами нетрадиционный урок, в этот чудесный октябрьский день вы будете получать осенний листочек за ваши ответы. Чем больше вы соберёте их, тем выше будет ваша оценка.
II Проверка пройденного материала.Опрос. (Знания о простом и сложном предложении, умения различать простое и сложное предложение, отработка орфографических знаний, проверка речевых умений, воспитание нравственных качеств, воспитание эмоционального отношения к жизни, опрос индивидуальный и фронтальный)
Тема сегодняшнего урока « Типы сложных предложений». Запишите.
И начнём мы с повторения основных признаков простых и сложных предложений. Дидактический материал, на основе которого мы будем работать, я объединила темой «Люблю всё живое».
2. Звучит музыка.
3. Читаю стихотворение.
Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня в ладони.
И тогда я понял: прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
4. Определите в каких словах словацкого поэта Павла Орсаг Гвездослава выражена авторская позиция.
5. Эти слова будут эпиграфом нашего урока. Запишите, объясняя пропущенные орфограммы в словах.
6. Ребята! Что объединяет эти предложения с точки зрения синтаксиса? Докажем это на практике. Вам надо разобрать 1 и 3 предложения по алгоритму, используя приложение 2, затем составить схему к каждому и записать её.
Приложение 2.
План анализа предложения.
а) выделить грамматическую основу;
б) указать количество и характер основ (двусоставное или односоставное);
в) определить, простое или сложное;
г) если предложение сложное, то каким знаком препинания отделяется одна часть сложного предложения от другой?
Как связаны части?
д) что можно подчеркнуть интонацией при выразительном чтениии?
7. Прочитаем выразительно предложения. Что можно подчеркнуть интонацией при выразительном чтении?
(Интонационное оформление показывает, что перед нами одно предложение. Хотя при произношении тон голоса то повышается, то понижается, однако есть интонация завершённости).
8. Итак, дайте определению сложному предложению.
9. Прочитайте, какое определение сложному предложению дал Павел Александрович Лекант. Согласны ли вы с мнением учёного и филолога? Докажите.
( Сложное предложение - это структурно-смысловое и интонационное единство двух и более предикативных единиц. Павел Александрович Лекант).
9. Мы повторили материал, а теперь перейдём к объяснению нового материала.
III Объяснение нового материала. Лекция о типах сложных предложениях. ( Краткое сообщение целей урока, эвристическая беседа, первичные выводы об особенностях сложных предложений, небольшая лекция, работа с учебником, обобщение и систематизация на основе таблицы, воспроизведение изученного, репродуктивные упражнения).
Презентация.
1. Первый вопрос. Итак, как связываются части сложного предложения? Посмотрите на схемы. Учебник 1 абзац.
2. Сделаем вывод: Стр.43 2 абзац.
3. Стр.43 3 абзац.
Почему союзные предложения разделили на 2 группы?
4. А сейчас мы практически с вами разберём предложения и определим типы предложений, научимся отличать их друг от друга, составим таблицу.
5. Создание настроения
А вы видели, как соловей пьёт росу?
А как шмель чистит крылышки, перед тем, как взлететь с цветка, на котором спал ночью?
Вы счастливые, дети. Потому что вы ещё встретитесь с ними.
Вы счастливые, потому что увидите ещё много прекрасного.
А знаете ли вы, как красива природа осенью? Прочтите отрывки из поэтических произведений русских поэтов про осень.
6. Возьмите с парт приложение 3. Прочитайте тексты про себя. Какие чувства и мысли вызвали строчки русских поэтов?
Какие слова на вас произвели особенное впечатление? Передайте это при выразительном чтении.
Презентация. Проанализируйте по плану (приложение 4)
Приложение 3.
Сергей Есенин
1. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...
(Выпишите из текста только сложные предложения. Работают в тетради.)
(БСП, СПП)
Аполлон Майков
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...(ССП)
Константин Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
(различные виды связи)
Приложение 4.
План анализа предложения.
Общее значение предложения.
Средства связи предикативных частей предложения.
3. Особенности соединения частей.
Вопросы к частям предложения.
IV. Итог (рефлексия):
1. Что же мы сегодня на уроке узнали о сложном предложении?
2. А чему мы ещё учились, читая стихи русских поэтов?
3. А слышали ли вы как разговаривают листья осенью?
(Слушание текста. Сказка «Бемби». Разговор двух листьев.)
V. Домашнее задание:
Напишите осеннюю миниатюру «Очей очарованье…», используя в письменной работе как простые, так и сложные предложения разных типов. Составить предложение вам поможет памятка « Типы сложных предложений».
Но вас я знаю, господа:
Вам ваше дорого творенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье. А.С.Пушкин
Спасибо за урок! Желаю вам вдохновенья!
VI. Оценивание. Подымите листочки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Виды сложных предложений" »
Класс – 9-ый (гимназический).
Тип урока – сообщение новых сведений.
Тема лингвистическая - типы сложных предложений.
Тема коммуникативная - коммуникативно-организованный дидактический материал из стихов русских и советских писателей о природе.
Тема по развитию речи- миниатюра на тему «Люблю всё живое. Природа осенью.»
Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков при закреплении).
Средства обучения – учебник, презентация, дидактический материал.
Цели урока:
Познавательные:
а) повторить ранее изученные сведения об основных признаках простых и сложных предложений; повторять попутно: знаки препинания в сложных предложениях и отдельные орфограммы, союзы;
б) познакомить с особенностями сложного предложения, с типами сложных предложений.
Методы познавательные - эвристическая беседа и лекция, способ познания – индуктивно- дедуктивный.
Практические:
а) закрепить (старое) умение различать простые и сложные предложения;
б) сформировать (новое) умение различать виды сложных предложений( ССП,СПП, БСП, ССК).
Общепредметные:
а) воспитывать:
- интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала о природе.
- языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности( лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);
- нравственные качества школьников (чувствовать, понимать , любить природу, патриотическое отношение к стихам русских поэтов), определённое эмоциональное отношение к ним.
в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.
Ход урока.
I Организационный момент.
1. Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.
Запишите в тетрадях дату…
2. У нас с вами нетрадиционный урок, в этот чудесный октябрьский день вы будете получать осенний листочек за ваши ответы. Чем больше вы соберёте их, тем выше будет ваша оценка.
II Проверка пройденного материала.Опрос.(Знания о простом и сложном предложении, умения различать простое и сложное предложение, отработка орфографических знаний, проверка речевых умений, воспитание нравственных качеств, воспитание эмоционального отношения к жизни, опрос индивидуальный и фронтальный)
Темасегодняшнего урока « Типы сложных предложений». Запишите.
И начнём мы с повторения основных признаков простых и сложных предложений. Дидактический материал, на основе которого мы будем работать, я объединила темой «Люблю всё живое».
2. Звучит музыка.
3. Читаю стихотворение.
Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня в ладони.
И тогда я понял: прикоснуться к красоте Можно только сердцем.
4. Определите в каких словах словацкого поэта Павла Орсаг Гвездослава выражена авторская позиция.
5. Эти слова будут эпиграфом нашего урока. Запишите, объясняя пропущенные орфограммы в словах.
6. Ребята! Что объединяет эти предложения с точки зрения синтаксиса? Докажем это на практике. Вам надо разобрать 1 и 3 предложения по алгоритму, используя приложение 2, затем составить схему к каждому и записать её.
Приложение 2.
План анализа предложения.
а) выделить грамматическую основу;
б) указать количество и характер основ (двусоставное или односоставное);
в) определить, простое или сложное;
г) если предложение сложное, то каким знаком препинания отделяется одна часть сложного предложения от другой?
Как связаны части?
д) что можно подчеркнуть интонацией при выразительном чтениии?
7. Прочитаем выразительно предложения. Что можно подчеркнуть интонацией при выразительном чтении?
(Интонационное оформление показывает, что перед нами одно предложение. Хотя при произношении тон голоса то повышается, то понижается, однако есть интонация завершённости).
8. Итак, дайте определению сложному предложению.
9. Прочитайте, какое определение сложному предложению дал Павел Александрович Лекант. Согласны ли вы с мнением учёного и филолога? Докажите.
( Сложное предложение - это структурно-смысловое и интонационное единство двух и более предикативных единиц. Павел Александрович Лекант).
9. Мы повторили материал, а теперь перейдём к объяснению нового материала.
III Объяснение нового материала. Лекция о типах сложных предложениях. ( Краткое сообщение целей урока, эвристическая беседа, первичные выводы об особенностях сложных предложений, небольшая лекция, работа с учебником, обобщение и систематизация на основе таблицы, воспроизведение изученного, репродуктивные упражнения).
Презентация.
1. Первый вопрос. Итак, как связываются части сложного предложения? Посмотрите на схемы. Учебник 1 абзац.
2. Сделаем вывод: Стр.43 2 абзац.
3. Стр.43 3 абзац.
Почему союзные предложения разделили на 2 группы?
4. А сейчас мы практически с вами разберём предложения и определим типы предложений, научимся отличать их друг от друга, составим таблицу.
5. Создание настроения
А вы видели, как соловей пьёт росу?
А как шмель чистит крылышки, перед тем, как взлететь с цветка, на котором спал ночью?
Вы счастливые, дети. Потому что вы ещё встретитесь с ними.
Вы счастливые, потому что увидите ещё много прекрасного.
А знаете ли вы, как красива природа осенью? Прочтите отрывки из поэтических произведений русских поэтов про осень.
6. Возьмите с парт приложение 3. Прочитайте тексты про себя. Какие чувства и мысли вызвали строчки русских поэтов?
Какие слова на вас произвели особенное впечатление? Передайте это при выразительном чтении.
Презентация. Проанализируйте по плану (приложение 4)
Приложение 3.
Сергей Есенин
1. Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось...
(Выпишите из текста только сложные предложения. Работают в тетради.)
(БСП, СПП)
Аполлон Майков Долго на листьях лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес...(ССП)
Константин Бальмонт Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.
(различные виды связи)
Приложение 4.
План анализа предложения.
Общее значение предложения.
Средства связи предикативных частей предложения.
3. Особенности соединения частей.
Вопросы к частям предложения.
IV. Итог (рефлексия):
1. Что же мы сегодня на уроке узнали о сложном предложении?
2. А чему мы ещё учились, читая стихи русских поэтов?
3. А слышали ли вы как разговаривают листья осенью?
(Слушание текста. Сказка «Бемби». Разговор двух листьев.)
V. Домашнее задание:
Напишите осеннюю миниатюру «Очей очарованье…», используя в письменной работе как простые, так и сложные предложения разных типов. Составить предложение вам поможет памятка « Типы сложных предложений».
Но вас я знаю, господа:
Вам ваше дорого творенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье. А.С.Пушкин
Спасибо за урок! Желаю вам вдохновенья!
VI. Оценивание. Подымите листочки.
Типы сложных предложений.
Бессоюзное
сложное предложение
БСП
Сложносочинённое предложение
ССП
Сложноподчинённое предложение
СПП
Сложное предложение с различными видами связи (сложная синтаксическая конструкция)