kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Союз в тексте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по теме “Союзы  в тексте”

для учащихся 7а класса

Цели  урока:

-определить роль союзов в тексте,

- формировать чувство любви к родине, природе, родному краю.

Задачи:

  • повторить  теоретические сведения о союзах;
  • развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность;
  • совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки учащихся
  • совершенствовать навыки употребления союзов в соответствии с нормами   русского языка.

Тип урока:

урок усвоения новых  знаний

Форма урока:

урок-практикум

Формы работы: коллективные, парные, индивидуальные

Оборудование урока:

-мультимедийный проектор;

-экран;

-раздаточный материал (тексты)

Ход урока.

1.Организационный момент.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час,

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

2. Определение темы урока.

На доске записаны слова:

Сочинительные, подчинительные, производные, непроизводные, простые, составные.

-Что это такое? О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О союзах).

Рассказ  по цепочке слов.

-А как вы думаете, ребята, что мы ещё с вами не знаем о союзах? ( Об их роли в тексте).

Запись темы урока.

Определение цели урока. Итак, мы сегодня будем анализировать роль союзов в тексте.

3. Актуализация изученного.

1).Сообщения по теме.

1 ученик:

Слово союз появилось в 17 веке. В русском языке около 250 союзов. В 19 веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль так определил значение слова союз: «Взаимные узы, скрепа, соединение, смык, сцепление, часть речи, частично связывающая слова».

В XX веке в «Толковом словаре» Ожегова и Шведовой слово союз определено так : «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

2 ученик:

Рубрика «Это интересно».

Учёные, исследовавшие союз И, его значение и употребление, обнаружили, что :

-И – один из самых древних союзов русского языка;

-союз И за тысячелетия не изменил своего значения: он соединяет слова и части сложного предложения;

-союз И не изменил своего звучания и является исключительно частотным словом;

-союз И – самый употребляемый. Существует даже загадка о нём: «А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало. Кто остался на трубе? Ответ – И.»

-

2).Опрос пятерых.

-Какую «службу» выполняют союзы?(Союзы служат для соединения однородных членов и целых предложений).

-Какую функцию выполняют союзы в речи? (Синтаксическую функцию).

-Какие трудности представляют союзы при их изучении?

-Какого значения лишены союзы? (Лексического).

-Назовите сочинительные соединительные союзы.(И, да (и), ни-ни, и-и, не только – но и, как – так и, тоже, также).

-Назовите сочинительные противительные союзы.(А, но,  да(но), зато, однако).

-Назовите сочинительные разделительные союзы.(Или, либо, то-то, не то – не то, или-или ).

-Назовите подчинительные союзы.(Когда, что, пока, едва, лишь, лишь только, потому что, так как, оттого что, ибо, чтобы,  для того чтобы, с тем чтобы, если, хотя, несмотря на то, что; как, как будто, словно).

- Какие союзы называются двойными? Приведите пример.(Не только – но и, как – так, ни-ни, либо – либо).

-Что такое союз?

(Самооценка и взаимооценка).

3). Выходят контролёры. К каждому контролёру выходит один отвечающий.

Задание : расставить знаки препинания и найти союзы в предложениях.

Контролёр 1. Карточка №1. 

Урал - не только край прославленных металлургов, но и земля поэтов.

Контролёр 2. Карточка №2.

Отец Виктора,  опустив вожжи, тоже соскочил с телеги.

Контролёр 3. Карточка №3.

Для того, чтобы воздух мог проходить в ящики и коробочки, крышки их были  истыканы толстой булавкой.

Контролёр 4. Карточка №4.

Как летом, так и зимой для наблюдательного человека в тайге много интересного.

4. Наблюдение над предложением и текстами с последующей формулировкой выводов.

1)Проблемная ситуация. Нужны ли союзы в тексте? Может, без них можно обойтись?

Создание малых групп (альтернатив). Каждая из групп защищает свою позицию.

 2).Лингвистический эксперимент.

Задание:

Какой вывод о значении союза в речи может сделать  Вадим, а вместе с ним и мы с вами?

В 7 классе поспорили Вадим и Витя.

-Ох, уж эти мне союзы! Экая важность в речи. По-моему, главное: пиши их правильно да запятые умей расставлять в предложениях с ними.

-_Нет, Вадим. Эти маленькие слова(помнишь, мы их так называли в начальной школе) очень важны. А для этого проведём эксперимент. Попробуй в предложение «Вечером я читаю… смотрю телевизор» вставить разные союзы,  и ты поймёшь их значение.

Союзы: И;  ИЛИ; ДА; НЕ ТО…НЕ ТО; ТО…ТО; А ТАКЖЕ.

Учащиеся приходят к выводу, что при помощи союзов выражаются разнообразные смысловые отношения:

И – соединительные,

ИЛИ – разделительные,

ДА – замкнутости,

НЕ ТО… НЕ ТО – неопределённости,

ТО…ТО – чередование,

А ТАКЖЕ – сопоставление.

А теперь ещё раз вернёмся к вопросу: какое значение имеют союзы в тексте?

3). Анализ текстов.

Текст №1 (без союзов, их нужно вставить).

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною  золотым,  посеребренным морем раскинулась, пестрела спелая рожь.

            Не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух; назревала гроза великая.

            Около меня солнце ещё светило – горячо,  тускло;  там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.            (И.С.Тургенев)

Текст №2. Задание: что связывают союзы?

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь.

            Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух; назревала гроза великая.

            Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.            (И.С.Тургенев)

5.Закрепление изученного.

1)Упр.390 (стр.232) – по  заданию.

-Словарная работа со словом декорация. Составить предложение с данным словом.

- Сравните свои выводы с материалом учебника. Правильны ли ваши умозаключения?

Вывод: в тексте выделены синонимичные союзы НО и ЗАТО. Несмотря на близость их значений, у союза ЗАТО есть дополнительный элемент смысла, который можно передать словами ВЗАМЕН ЭТОГО. Союзы, как и предлоги, могут быть синонимичны друг другу.

Выделенные союзы стоят в абсолютном начале предложений и, следовательно, служат для их связи с предшествующими смысловыми отрезками.

2)Упр.391 (стр.233) – по заданию.

-Определите стилистическую окраску текста.

-Какой стиль имитирует художественный текст?(Разговорный)

-Часто ли употребляется союз И в разговорном стиле? (Часто).

-Почему? (Разговорная речь спонтанна, т.е. не подготовлена заранее. Как правило, поняв, что нужно что-то добавить, поправить себя, говорящий добавляет предложения, присоединяя их с помощью союза И).

6.Систематизация полученных знаний.

Запись под диктовку. Объясните, одинаковую или различные функции выполняют союзы в записанном тексте.

 Мистер Болдуин постарался, и пошёл, знаете, шепоток, разговорчики, начались интриги. И в конце концов разыгрался настоящий скандал. Однако скандал этот готовился втайне, и мы, ничего не подозревая, пошли получить призы.

 (По А.Некрасову «Приключения капитана Врунгеля»)

7.Подведение итогов урока.

1) Формулировка выводов.

-Какие функции могут выполнять союзы в тексте?(Соединяют, разделяют, противопоставляют однородные члены и предложения))

-Согласны ли вы, что союзы небезразличны к стилю? Приведите примеры.

-Запишите ключевые слова урока.

2)Игра «Собери пословицу».

1.

Чтобы

Надо сильным, смелым быть

Написано пером

2.

Что

Не вырубишь топором

Родине служить

3.

Когда

Цену вещи узнаешь

С полки не достанешь

4.

Так и

Руки не протянешь

Потеряешь

5.

Что

Смелый находит то,

Ворон считает

6.

Потому что

Рассеянный ничего не знает

Робкий теряет

7.

Где

Там и счастье

Много знать

8.

Чтобы

Надо любить книгу

Труд

9.

Что

Ласковое слово

Дерево без корней

10.

Что

Калач тем хорош

Весенний день

11.

Что

Человек без друзей

Горяч

8. Рефлексия.

Сочинение синквейна по  теме урока.

Вспомним схему синквейна:

1строка – тема называется одним словом (существительным).

2 строка – описание темы в двух словах (2 прилагательных).

3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глагол).

4 строка – фраза, показывающая отношение к теме ( 4 слова).

5 строка – одно слово (повторяет суть темы).

9. Домашнее задание.

Упр.392 (стр.233) – по заданию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Союз в тексте"»

СОЮЗЫ В ТЕКСТЕ урок русского языка в 7 классе

СОЮЗЫ В ТЕКСТЕ

урок русского языка в 7 классе

Объединять и связывать стараюсь  Я равных и неравных в нужный час,  Порою я совсем не повторяюсь, порою повторяюсь много раз.

Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час, Порою я совсем не повторяюсь, порою повторяюсь много раз.

Сочинительные, подчинительные,  производные,  непроизводные,  простые,  составные

Сочинительные, подчинительные, производные, непроизводные, простые, составные

Актуализация изученного

Актуализация изученного

  • Сообщения по теме
  • Опрос пятерых
  • Работа в парах : контролёр + ученик
Наблюдение над предложением.

Наблюдение над предложением.

  • Вечером я читаю…смотрю телевизор
  • Союзы: и, или, да, не то….не то, то…то, а также
Вывод:

Вывод:

  • И – соединительные отношения.
  • или – разделительные,
  • да –замкнутости,
  • не то…не то – неопределённости,
  • то…то – чередование,
  • а также – сопоставление.
Текст №1.

Текст №1.

  • Я стоял на вершине пологого холма; передо мною …золотым, …посеребрённым морем раскинулась, пестрела спелая рожь.
  • … Не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух; назревала гроза великая.
  • Около меня солнце ещё светило – горячо …(, )тускло;… там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Текст №2.Что связывают союзы?

Текст №2.Что связывают союзы?

  • Я стоял на вершине пологого холма; передо мною то золотым, то посеребрённым морем раскинулась и пестрела спелая рожь.
  • Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух; назревала гроза великая.
  • Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Игра «Собери пословицу» 1 2. Чтобы Что 3. Надо сильным, смелым быть Написано пером Не вырубишь топором Когда 4. Родине служить Так и Цену вещи узнаешь 5. 6. С полки не достанешь Руки не протянешь Что Потому что Потеряешь 7. Смелый находит то Ворон считает Рассеянный ничего не знает Где 8. Робкий потеряет Чтобы Там и счастье 9. 10. Много знать Надо любить книгу Что Что Труд Ласковое слово 11. Дерево без корней Калач тем хорош Что Весенний день Человек без друзей Горяч

Игра «Собери пословицу»

1

2.

Чтобы

Что

3.

Надо сильным, смелым быть

Написано пером

Не вырубишь топором

Когда

4.

Родине служить

Так и

Цену вещи узнаешь

5.

6.

С полки не достанешь

Руки не протянешь

Что

Потому что

Потеряешь

7.

Смелый находит то

Ворон считает

Рассеянный ничего не знает

Где

8.

Робкий потеряет

Чтобы

Там и счастье

9.

10.

Много знать

Надо любить книгу

Что

Что

Труд

Ласковое слово

11.

Дерево без корней

Калач тем хорош

Что

Весенний день

Человек без друзей

Горяч

Рефлексия.  Сочинение синквейна.

Рефлексия. Сочинение синквейна.

  • 1строка – тема называется одним словом (существительным)
  • 2 строка – описание темы в двух словах (2 прилагательных)
  • 3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами ( глаголы).
  • 4 строка – фраза, показывающая отношение к теме (4 слова)
  • 5 строка – одно слово (повторяет суть темы ).
Синквейн.

Синквейн.

  • Время.
  • Мимолётное, быстротечное.
  • Пролетает, ускользает, уходит.
  • Как жаль его потерять.
  • Жизнь.
Спасибо за внимание! Детство. Весёлое, беззаботное. Учится, мечтает, играет. Нам оно очень нравится. Счастье.

Спасибо за внимание!

Детство.

Весёлое, беззаботное.

Учится, мечтает, играет.

Нам оно очень нравится.

Счастье.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Союз в тексте"

Автор: Евтшенко Наталия Васильевна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока "Союз в тексте""
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-soiuz-v-tiekstie-1"
    ["file_id"] => string(6) "273321"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452184643"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока  русского языка в 7 классе по теме: "Подчинительные союзы" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-podchinitiel-nyie-soiuzy"
    ["file_id"] => string(6) "110018"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405402384"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "237501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444323346"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока по теме "Союз""
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-po-tiemie-soiuz"
    ["file_id"] => string(6) "254178"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447700194"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства