Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
Цели:
Обучать правильной постановки запятых в сложном предложении с союзами, отличать простые предложения от сложных;
2. Формировать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений, работать над развитием речи учащихся.
3. Развитие синтаксических и пунктуационных умений.
Оборудование: интерактивная доска, карточки для работы в парах (для составления алгоритма); карточки со схемами по составу слова; карточки для индивидуальной работы в конце урока; карточки для составления сложных предложений с союзами.
Ход урока
Организационный момент.
Звонок голосистой птицей
Опять пролетел поутру.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру…
Путь этот цветами не выстлан,
Тернисты его рубежи,
Но в классе сидит любопытство,
Которому в будущем жить.
(С.Горшкова «Начинаем учиться»)
- Дети, какой сегодня день? (Слайд )
- Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А что сделать, чтобы на душе стало тепло и спокойно? (улыбнуться)
- Порадуйте своей улыбкой тех, кто сейчас находится рядом с вами, улыбнитесь друг другу. У вас такие солнечные улыбки, что от них становится ярче и теплее день.
- Я тоже хочу подарить вам свою улыбку.
- Я желаю вам удачи.
Слайд 1.
- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. На нашем уроке присутствуют ваши родители. Покажите им, как вы можете работать на уроке.
- Проверьте свои рабочие места – для урока нам понадобятся: ручка, простой карандаш, линейка и тетрадь. Вы готовы? Тогда начнём.
Слайд 2.
- Урок состоит из нескольких этапов. На каждом этапе приготовлены для нас задания, выполнение которых не доставит вам труда.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа и показываем знак готовности: правая рука на локотке, держат ручки.
2. Минутка чистописания
- Определите, какую букву будем сегодня писать?
И Д А В К Е О П Р А Ш А Я У Т |
- В какой орфограмме мы можем встретить эту букву? (Безударная гласная в корне слова)
- Как проверить безударную гласную?
3.Словарная работа
Знакомство с новым словарным словом
- Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.
Задание №1
Первая буква нового слова- это гласная второго слога в слове (облако)
Задание №2
Вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в слове (иллюстрация)
Задание № 3
Третья буква- первая согласная второго слога в слове (ремонт)
Задание №4
Четвертая буква – непроверяемая безударная гласная в слове (батон)
Задание №5
Пятая – второй звонкий согласный звук в слове (газета)
- Какое слово получилось? (АЛМАЗ)
Запишите его. Определите ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (парная согласная в корне слова)
- Проверьте, запишите рядом проверочные слова. (АЛМАЗЫ, АЛМАЗНЫЙ)
- Выделите корень.
Немного из истории предмета. Знаете ли вы?
- Знаете ли вы, что алмаз – простой углеводород. Его родственник – сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.
Работа с деформированным предложением
- Составьте предложение из слов: алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался. Работаем в парах. (Вспыхнула алмазным блеском молния, и раздался удар грома.)
- Запишите предложение, выделите грамматическую основу. Составьте схему (одна пара работает у доски). (сделать чтобы слова на доске двигались)
4. Актуализация знаний
- Дайте характеристику предложения. (Кто испытывает затруднения, можете использовать памятку ) (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей, соединенных союзом и .)
- С помощью чего мы соединили части сложного предложения? (союза)
- Какова роль союзов в предложении?
(Соединяют части предложения или однородные члены)
- Какие вы знаете союзы? (И,А,НО)
5. Тема урока
Используя схему, определите тему урока.
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но
6. Постановка целей
- Сегодня на уроке мы закрепим умение ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но и рассмотрим какие есть отличия в постановке запятых в сложном предложении и простом с однородными членами.
- Какую цель вы поставите для себя на этот урок?
7. Открытие нового знания
1.Найти и подчеркнуть………
2. Посчитать…………………
3. Если основ две или больше ,то…….
4.Найти границы……………
5. Выделить…………………
6.Поставить…………………
Проверка: самопроверка
8. Первичное закрепление
Используя этот алгоритм выполним следующее упражнение.
1. Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит. ____________________
Повисли перлы дождевые и солнце нити золотит. (Ф. Тютчев)
____________________
2. Пруд застывает и с плотины листва поблёкшая лозины уныло сыплется на лёд. (И.Бунин)_________________________
3. Кругом царили жизнь и радость. И ветер нёс ржаных полей благоухание и сладость… (А.Майков) __________________________
- Прочитайте задание.
- У кого возникли вопросы?
Работа в парах с оказанием дифференцированной помощи учителем.
Проверка: фронтальная
- Какое предложение лишнее? Дайте характеристику предложения.
- Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами? (по количеству грамматических основ)
- Что разделяют запятые в простом предложении? (однородные члены)
- А в сложном? (его части)
9. Динамическая музыкальная пауза
10. Самостоятельная работа в группах
Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзом И - работа по карточкам.
Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. - с союзом А.
В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.
Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И.
- Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.
-Назовите слова из предложений, которые соответствуют этим схемам
12. Рефлексия урока
- Наш урок подходит к концу.
- Давайте подведем итоги.
- Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?
- С помощью чего соединяются части сложного предложения?
- Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?
- Что больше всего понравилось?
- У кого есть вопросы?
- Покажите на кружках ваше настроение:
(Ученики отвечают на вопросы)
- На уроке вы все были внимательны и активны. Молодцы! Я хочу закончить наш урок следующими словами, пусть они станут вашим девизом:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет!
- Спасибо за урок.
Дополнительное задание.
Выполните его:
- расставьте знаки препинания.
1.Я сидел на печке и выглядывал из-за трубы. 2. Сморщились молодые побеги и цветы завяли. 3. Доверчивый снегирь легко попадает в сети и быстро привыкает к хозяину.4. Мальчики принесли кожаный чемодан и поставили на стол. 5.В синем небе мерцают звезды и на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.
- исправь ошибки:
13. Домашнее задание: №42 стр.24 («Дидактический материал»)