kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сложное предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Цели:

  1. Обучать правильной постановки запятых в сложном предложении с союзами, отличать простые предложения от сложных;
    2.  Формировать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений, работать над развитием речи учащихся.

    3.  Развитие синтаксических и пунктуационных умений.

Оборудование: интерактивная доска, карточки для работы в парах (для составления алгоритма); карточки со схемами по составу слова; карточки для индивидуальной работы в конце урока; карточки для составления сложных предложений с союзами.

Просмотр содержимого документа
«Соедините вид предложения с нужным союзом»

  • Соедините вид предложения с нужным союзом.




__________________________________________________________________________________

  • Соедините вид предложения с нужным союзом.













__________________________________________________________________________________

  • Соедините вид предложения с нужным союзом.



Просмотр содержимого документа
«индив задания»

алмазным

алмазным


удар

удар


вспыхнула

вспыхнула


грома

грома


блеском

блеском


и

и


молния

молния


раздался

раздался










Инструкция (алгоритм).

Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении.

1.Найти и подчеркнуть………
2. Посчитать…………………
3. Если основ две или больше ,то…….
4.Найти границы……………
5. Выделить…………………
6.Поставить…………………

Инструкция (алгоритм).

Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении.

1.Найти и подчеркнуть………
2. Посчитать…………………
3. Если основ две или больше ,то…….
4.Найти границы……………
5. Выделить…………………
6.Поставить…………………

Инструкция (алгоритм).

Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении.

1.Найти и подчеркнуть………
2. Посчитать…………………
3. Если основ две или больше ,то…….
4.Найти границы……………
5. Выделить…………………
6.Поставить…………………









Карточка № 1

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзами И, А, НО. Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.


  • Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. - с союзом А.

  • В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.

  • Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И.

Карточка № 1

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзами И, А, НО. Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.


  • Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. - с союзом А.

  • В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.

  • Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И.

Карточка № 1

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзами И, А, НО. Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.


  • Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. - с союзом А.

  • В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.

  • Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И.

Карточка № 1

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзами И, А, НО. Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.


  • Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. - с союзом А.

  • В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.

  • Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И.

Карточка № 2

Посмотрите внимательно на предложения карточки №1. Выпишите слова в три столбика:

1-слова, с безударной гласной в корне;
2-слова, с непроизносимой согласной в корне;
3-слова, с непроверяемой безударной гласной в корне.

Карточка № 2

Посмотрите внимательно на предложения карточки №1. Выпишите слова в три столбика:

1-слова, с безударной гласной в корне;
2-слова, с непроизносимой согласной в корне;
3-слова, с непроверяемой безударной гласной в корне.

Карточка № 2

Посмотрите внимательно на предложения карточки №1. Выпишите слова в три столбика:

1-слова, с безударной гласной в корне;
2-слова, с непроизносимой согласной в корне;
3-слова, с непроверяемой безударной гласной в корне.

Карточка № 2

Посмотрите внимательно на предложения карточки №1. Выпишите слова в три столбика:

1-слова, с безударной гласной в корне;
2-слова, с непроизносимой согласной в корне;
3-слова, с непроверяемой безударной гласной в корне.

Карточка № 2

Посмотрите внимательно на предложения карточки №1. Выпишите слова в три столбика:

1-слова, с безударной гласной в корне;
2-слова, с непроизносимой согласной в корне;
3-слова, с непроверяемой безударной гласной в корне.





Карточка № 3.

- расставьте знаки препинания.

1.Я сидел на печке и выглядывал из-за трубы. 2. Сморщились молодые побеги и цветы завяли. 3. Доверчивый снегирь легко попадает в сети и быстро привыкает к хозяину.4. Мальчики принесли кожаный чемодан и поставили на стол. 5.В синем небе мерцают звезды и на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.

- исправь ошибки:

Карточка № 3.

- расставьте знаки препинания.

1.Я сидел на печке и выглядывал из-за трубы. 2. Сморщились молодые побеги и цветы завяли. 3. Доверчивый снегирь легко попадает в сети и быстро привыкает к хозяину.4. Мальчики принесли кожаный чемодан и поставили на стол. 5.В синем небе мерцают звезды и на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.

- исправь ошибки:





Просмотр содержимого документа
«слож предложение»

Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Цели:

  1. Обучать правильной постановки запятых в сложном предложении с союзами, отличать простые предложения от сложных;
    2. Формировать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений, работать над развитием речи учащихся.

3. Развитие синтаксических и пунктуационных умений.

Оборудование: интерактивная доска, карточки для работы в парах (для составления алгоритма); карточки со схемами по составу слова; карточки для индивидуальной работы в конце урока; карточки для составления сложных предложений с союзами.









Ход урока

  1. Организационный момент.

Звонок голосистой птицей

Опять пролетел поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру…

Путь этот цветами не выстлан,

Тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство,

Которому в будущем жить.

(С.Горшкова «Начинаем учиться»)

- Дети, какой сегодня день? (Слайд )

- Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А что сделать, чтобы на душе стало тепло и спокойно? (улыбнуться)

- Порадуйте своей улыбкой тех, кто сейчас находится рядом с вами, улыбнитесь друг другу. У вас такие солнечные улыбки, что от них становится ярче и теплее день.

- Я тоже хочу подарить вам свою улыбку.

- Я желаю вам удачи.

Слайд 1.

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. На нашем уроке присутствуют ваши родители. Покажите им, как вы можете работать на уроке.

- Проверьте свои рабочие места – для урока нам понадобятся: ручка, простой карандаш, линейка и тетрадь. Вы готовы? Тогда начнём.

Слайд 2.

- Урок состоит из нескольких этапов. На каждом этапе приготовлены для нас задания, выполнение которых не доставит вам труда.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа и показываем знак готовности: правая рука на локотке, держат ручки.


2. Минутка чистописания

- Определите, какую букву будем сегодня писать?

И Д А В К
Е О П Р А
Ш А Я У Т



- В какой орфограмме мы можем встретить эту букву? (Безударная гласная в корне слова)
- Как проверить безударную гласную?



3.Словарная работа

Знакомство с новым словарным словом

- Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.

Задание №1

Первая буква нового слова- это гласная второго слога в слове (облако)

Задание №2

Вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в слове (иллюстрация)

Задание № 3

Третья буква- первая согласная второго слога в слове (ремонт)

Задание №4

Четвертая буква – непроверяемая безударная гласная в слове (батон)

Задание №5

Пятая – второй звонкий согласный звук в слове (газета)

- Какое слово получилось? (АЛМАЗ)

Запишите его. Определите ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (парная согласная в корне слова)

- Проверьте, запишите рядом проверочные слова. (АЛМАЗЫ, АЛМАЗНЫЙ)

- Выделите корень.

Немного из истории предмета. Знаете ли вы?

- Знаете ли вы, что алмаз – простой углеводород. Его родственник – сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.





Работа с деформированным предложением

- Составьте предложение из слов: алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался. Работаем в парах. (Вспыхнула алмазным блеском молния, и раздался удар грома.)

- Запишите предложение, выделите грамматическую основу. Составьте схему (одна пара работает у доски). (сделать чтобы слова на доске двигались)
4. Актуализация знаний

- Дайте характеристику предложения. (Кто испытывает затруднения, можете использовать памятку ) (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей, соединенных союзом и .)

- С помощью чего мы соединили части сложного предложения? (союза)

- Какова роль союзов в предложении?
(Соединяют части предложения или однородные члены)

- Какие вы знаете союзы? (И,А,НО)

5. Тема урока

Используя схему, определите тему урока.


Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

6. Постановка целей

- Сегодня на уроке мы закрепим умение ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но и рассмотрим какие есть отличия в постановке запятых в сложном предложении и простом с однородными членами.

- Какую цель вы поставите для себя на этот урок?



7. Открытие нового знания

  • Соедините вид предложения с нужным союзом.

 

 

  • Вспомним инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Работаем в парах.

1.Найти и подчеркнуть………
2. Посчитать…………………
3. Если основ две или больше ,то…….
4.Найти границы……………
5. Выделить…………………
6.Поставить…………………

Проверка: самопроверка

8. Первичное закрепление

Используя этот алгоритм выполним следующее упражнение.

  • Прочитайте предложения. Подчеркните простым карандашом грамматические основы и поставьте пропущенные запятые. Составьте схемы каждого предложения.

1. Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит. ____________________

Повисли перлы дождевые и солнце нити золотит. (Ф. Тютчев)

____________________

2. Пруд застывает и с плотины листва поблёкшая лозины уныло сыплется на лёд. (И.Бунин)_________________________

3. Кругом царили жизнь и радость. И ветер нёс ржаных полей благоухание и сладость… (А.Майков) __________________________

- Прочитайте задание.
- У кого возникли вопросы?

Работа в парах с оказанием дифференцированной помощи учителем.

Проверка: фронтальная

- Какое предложение лишнее? Дайте характеристику предложения.
- Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами? (по количеству грамматических основ)
- Что разделяют запятые в простом предложении? (однородные члены)
- А в сложном? (его части)

9. Динамическая музыкальная пауза

10. Самостоятельная работа в группах

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзом И - работа по карточкам.

  • Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. - с союзом А.

  • В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.

  • Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И.

- Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.
-Назовите слова из предложений, которые соответствуют этим схемам











12. Рефлексия урока

- Наш урок подходит к концу.

- Давайте подведем итоги.

- Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?
- С помощью чего соединяются части сложного предложения?
- Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?
- Что больше всего понравилось?

- У кого есть вопросы?

- Покажите на кружках ваше настроение:

(Ученики отвечают на вопросы)



- На уроке вы все были внимательны и активны. Молодцы! Я хочу закончить наш урок следующими словами, пусть они станут вашим девизом:



Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудут.

Пусть будет добрым ум у вас

И сердце добрым будет!



- Спасибо за урок.









Дополнительное задание.

Выполните его:

- расставьте знаки препинания.

1.Я сидел на печке и выглядывал из-за трубы. 2. Сморщились молодые побеги и цветы завяли. 3. Доверчивый снегирь легко попадает в сети и быстро привыкает к хозяину.4. Мальчики принесли кожаный чемодан и поставили на стол. 5.В синем небе мерцают звезды и на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.

- исправь ошибки:

13. Домашнее задание: №42 стр.24 («Дидактический материал»)



Просмотр содержимого документа
«тетрадь»


Карточка № 1



Чистописание






Словарная работа



облако

иллюстрация

ремонт

батон

газета





Карточка №2









  • Прочитайте предложения. Подчеркните простым карандашом грамматические основы и поставьте пропущенные запятые. Составьте схемы каждого предложения.

1. Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит. ____________________ Повисли перлы дождевые и солнце нити золотит. (Ф. Тютчев) ____________________

2. Пруд застывает и с плотины листва поблёкшая лозины уныло сыплется на лёд. (И.Бунин)_________________________

3. Кругом царили жизнь и радость. И ветер нёс ржаных полей благоухание и сладость… (А.Майков) __________________________












Урок русского языка

Тема:







Выполнил (а) :

ученик (ца) 4 «А» класса

______________________

Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Звонок голосистой птицей Опять пролетел поутру. И мы начинаем учиться Труду, вдохновенью, добру… Путь этот цветами не выстлан, Тернисты его рубежи, Но в классе сидит любопытство, Которому в будущем жить.

Звонок голосистой птицей

Опять пролетел поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру…

Путь этот цветами не выстлан,

Тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство,

Которому в будущем жить.

Четырнадцатое октября. Классная работа.

Четырнадцатое октября.

Классная работа.

- Определите, какую букву будем сегодня писать? И Д А В К  Е О П Р А  Ш А Я У Т

- Определите, какую букву будем сегодня писать?

И Д А В К

Е О П Р А

Ш А Я У Т

А А А а а а ар ам на

А А А а а а ар ам на

Словарная работа Первая буква нового слова – это гласная второго слога в слове (облако) Вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в слове (иллюстрация) Третья буква – первая согласная второго слога в слове (ремонт) Четвертая буква – непроверяемая безударная гласная в слове (батон) Пятая буква – второй звонкий согласный звук в слове (газета)

Словарная работа

  • Первая буква нового слова – это гласная второго слога в слове (облако)
  • Вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в слове (иллюстрация)
  • Третья буква – первая согласная второго слога в слове (ремонт)
  • Четвертая буква – непроверяемая безударная гласная в слове (батон)
  • Пятая буква – второй звонкий согласный звук в слове (газета)

Алмаз
  • Алмаз – простой углеводород.
  • Его родственник – сажа в трубе, графит.

Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н. э.

Составьте предложение из слов

Составьте предложение из слов

Физминутка для глаз

Физминутка для глаз

Используя схему, определите тему урока. . , и ,  но , а 10

Используя схему, определите тему урока.

.

, и

, но

, а

10

Тема урока: 10

Тема урока:

10

Простое предложение с однородными членами и  Сложное предло-жение ,а ,но ,и

Простое

предложение

с

однородными

членами

и

Сложное

предло-жение

,но

Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении Найти и подчеркнуть……………………. Посчитать…………………………………….. Если основ две или больше, то……… Найти границы……………………………… Выделить……………………………………… Поставить……………………………………..

Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении

  • Найти и подчеркнуть…………………….
  • Посчитать……………………………………..
  • Если основ две или больше, то………
  • Найти границы………………………………
  • Выделить………………………………………
  • Поставить……………………………………..

1. Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит. ____________________ Повисли перлы дождевые и солнце нити золотит. (Ф. Тютчев) ____________________ 2. Пруд застывает и с плотины листва поблёкшая лозины уныло сыплется на лёд. (И.Бунин) _________________________ 3. Кругом царили жизнь и радость. И ветер нёс ржаных полей благоухание и сладость… (А.Майков) __________________________

1. Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит. ____________________

Повисли перлы дождевые и солнце нити золотит. (Ф. Тютчев)

____________________

2. Пруд застывает и с плотины листва поблёкшая лозины уныло сыплется на лёд. (И.Бунин) _________________________

3. Кругом царили жизнь и радость. И ветер нёс ржаных полей благоухание и сладость… (А.Майков) __________________________

Динамическая пауза

Динамическая пауза

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное. Начались сильные морозы, а утром солнце поднялось в морозной дымке. Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. (с союзом А)  В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь. ( с союзом И)  Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. (с союзом НО) В саду хрустнула ветка, и  в роще снова загукала выпь. Сад был густой и ветвистый, но листья уже опали.

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное.

Начались сильные морозы,

а утром солнце поднялось

в морозной дымке.

  • Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы.

(с союзом А)

  • В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь. ( с союзом И)

  • Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. (с союзом НО)

В саду хрустнула ветка,

и в роще снова загукала выпь.

Сад был густой и ветвистый,

но листья уже опали.

Назовите слова, которые соответствуют этим схемам. Морозной, ветке,  ветвистый, сильный хрустнула 17

Назовите слова, которые соответствуют этим схемам.

Морозной, ветке,

ветвистый, сильный

хрустнула

17

Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого? С помощью чего соединяются части сложного предложения? Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?
  • Какое предложение называется сложным?
  • Как его отличить от простого?
  • С помощью чего соединяются части сложного предложения?
  • Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

17

Покажите на кружках ваше настроение:

Покажите на кружках ваше настроение:

Спасибо за урок !

Спасибо за урок !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Сложное предложение"

Автор: Бирюкова Анастасия Николаевна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229477

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока:Сложное предложение со словами:  что, чтобы, потом что, так как, когда, который. "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-slozhnoie-priedlozhieniie-so-slovami-chto-chtoby-potom-chto-tak-kak-koghda-kotoryi"
    ["file_id"] => string(6) "206508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430203435"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока "Сложные предложения с различными видами связи" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_uroka_slozhnyie_priedlozhieniia_s_razlichnymi_vidami_sviazi_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "399648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489351631"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Типы сложных предложений.Основные средства связи в сложных предложениях "
    ["seo_title"] => string(86) "tipy-slozhnykh-priedlozhienii-osnovnyie-sriedstva-sviazi-v-slozhnykh-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "103647"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402598457"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Сложное предложение и его виды "
    ["seo_title"] => string(38) "slozhnoie-priedlozhieniie-i-iegho-vidy"
    ["file_id"] => string(6) "101205"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402410419"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства