На уроке учащиеся учатся различать простые и сложные предложения, проверяют свои знания во время самостоятельной работы и проверочной работы по вариантам, оценивают свою работу на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложное предложение"»
Тема урока: Сложное предложение
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Класс: 5
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты:
Учащиеся должны
знать:
- структурные различия между простыми и сложными предложениями;
уметь:
- определять количество основ в предложении, границы частей в сложном предложении;
- распознавать простые и сложные предложения; виды сложных предложений по средствам связи;
- правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения;
- составлять и «читать» схемы простых и сложных предложений;
- уметь самостоятельно конструировать сложные предложения, предложения по указанным схемам.
Личностные результаты:
- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
- создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Метапредметные результаты:
Познавательные
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять
с учётом решаемых задач;
- извлекать нужную информацию.
Регулятивные
- формировать умение формулировать тему урока, цели урока;
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные
- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
- сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Развивающие
-развивать способность владения словом;
-развивать логическое мышление.
Воспитательные
-воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка в частности.
Средства обучения:
раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер
Формы работы обучающихся: фронтальная, в паре, индивидуальная
Технологическая карта урока
Этап урока,
решаемые задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
Организационный момент
Цель: создать положитель
ный настрой на открытие
новых знаний.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Создаёт эмоциональный настрой.
Мотивирует учащихся к учебной деятельности.
(Приложение №1)
«О пользе знаков препинания» А. Каневский.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За неслож-
ными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал
говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему
относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и пере-
стал задавать всякие вопросы. Никакие события
не вызывали его любопытства, где бы они ни
происходили - в космосе, на Земле или даже в
собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и пере-
стал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки.
Он не высказывал ни одной собственной идеи, он
все время кого-нибудь цитировал - так он совсем
разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
А. Каневский.
Проводит параллель с ранее изученным материа-
лом. Формулирует задание по работе с простыми
предложениями. Организует взаимопроверку.
(Приложение №2)
Работают фронтально.
Слушают сказку
А. Каневского «О пользе
знаков препинания». Вос-
принимают и анализируют
смысл сказки. Отвечают на
вопрос: какую роль знаки
препинания играют в речи,
устной и письменной.
Познавательные
Отвечают на вопрос.
Фиксируют пробле-
му.
Коммуникативные
Слушают учителя и
ученика.
Строят понятные
для собеседников
высказывания.
Регулятивные
Принимают и сохра-
няют учебную цель
и задачу.
2.
Актуализация знаний
Цель: подготовить уч-ся к освоению новых знаний и овладению новыми спосо
бами деятельности.
Выплыло красное солнышко и своими лучами разбудило землю.
1)Предлагает записать предложения под диктовку и проанализировать, чем они отличают-
ся.(Приложение №3)
Прочитайте предложения, определите, чем они
отличаются.
1. Снежинки во двор прилетели, и лужицы стынут во льду.
2. Вернулись с юга грачи и зашумели в старой берёзовой роще.
3. Деревья весело и торопливо зашумели.
4. Наступили осенние дни, и по небу поплыли
серые облака.
Выполняют синтаксиче-
ский разбор простого
предложения.
Проверяют
работу соседа по парте
по образцу на экране.
Выставляют баллы на полях тетради.
Ключ:
Выполнен верно – 3 б
Допущена 1 ошибка – 2 б
Допущено 2 ошибки – 1 б
Допущено более двух ошибок – 0 б.
Познавательная
Анализируют, повто
ряют ранее получен-
ные знания.
Коммуникативная
Корректно выска-
зывают свою точку
зрения.
Регулятивная
Анализируют ошиб-
ки в собственной
работе, применяют
полученные знания.
Оценивают действия
партнёра, когда рабо
тают в паре.
3.
Фиксация затруднений в деятельности, постановка учебной задачи.
Цель: подвести уч-ся к осо
знанию причины возник-
ших затруднений. Органи-
зовать работу по постанов-
ке учебной задачи.
Ученики:
- В первом и четвёртом предложениях есть запя-
тые, а во втором и в третьем их нет.
- В первом и четвёртом предложениях по две
грамматические основы, во втором и третьем - по
одной.
Учитель:
- Назовите грамматические основы всех предло-
жений.
- Какой вывод можно сделать из наших наблюде-
ний?
Ученики:
- В одних предложениях - одна грамматическая
основа, в других - две.
Учитель:
- Как вы думаете, как называются такие предло-
жения?
- Как вы думаете, из скольких частей могут состо-
ять сложные предложения?
- Как будет звучать сегодня тема нашего урока?
- Простые и сложные предложения.
Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока.
Учитель: Каковы цели нашего урока?
Учащиеся: Мы думаем, что цели нашего занятия
следующие: научиться отличать простые предло-
жения от сложных, видеть их в тексте, составлять
сложные предложения.
Направляет деятельность учащихся в определении темы урока и цели их деятельности.
2)Предлагает обратиться к материалу параграфа
46, прочитать материал для наблюдения, сделать
вывод о простых и сложных предложениях.
(Приложение №4)
Учитель:
-Обратимся к учебнику. Параграф 64. Читаем
материал для наблюдения.
Прочитайте стихотворение
Афанасия Афанасьевича Фета про осень. Удиви-
тельно, что в одном четверостишии поэт сумел
сказать сразу о лесе, саде, сентябре, о георгинах…
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Сколько предложений?
Ученик:
- Это одно предложение.
- Какое?
- Сложное.
Оно состоит из нескольких простых предложений
Произнесите первое простое предложение и
назовите его основу.
- «Осыпал лес свои вершины». Подлежащее -
(что?) лес, сказуемое - (что сделал?) осыпал.
- А теперь произнесите следующее простое
предложение и назовите его основу.
«Сад обнажил своё чело». (Что?) сад - подлежа-
щее, (что сделал?) обнажил - сказуемое. А почему
нельзя было после каждого простого предложения поставить точку?
- Поэт хотел словами нарисовать
нерадостную красоту осени. Уже опали листья,
вершины деревьев обнажились в саду. Георгины
«дыханьем ночи обожгло», потому что в сентябре
ночи уже холодные. Все простые предложения
связаны по смыслу и создают единую картину -
картину ранней осени. И поэтому данное четверо-
стишие - одно сложное предложение.
Учитель:
- Сделайте вывод о простых и сложных предло-
жениях.
3)Предлагает сравнить 3 предложения и сделать
вывод о способах связи частей сложного предло-
жения.
(Приложение №5)
Используя «старые» зна-
ния, делают вывод по этому виду работы.
Формулируют тему урока.
Определяют для себя учебную задачу: чему научиться и каким образом.
Работают с информацией
учебника, систематизируют
её, делают вывод. Прогова-
ривают вывод.
Исследуют стихотворение Фета и делают вывод.
Познавательная
Работают с предло-
жениями, определя-
ют условия затруд-
нения, выдвигают
гипотезы, выявляют
тему урока.
Коммуникативная
Корректно выра-
жают свои мысли,
соотносят их с мне-
нием окружающих.
Регулятивная
В соответствии с
целью, планиру-
ют деятельность,
формулируют тему и
задачи урока.
Познавательная
Анализ материала,
построение логиче-
ской цепи рассуж-
дений
Коммуникативная
Происходит обсуж-
дение в парах.
Регулятивная
Выявляют затруд-
нения и ищут их
причины, пути
преодоления их.
4.
Этап построения проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения. Реализация
построенного проекта.
Цель: организовать рабо-
ту по выбору способа и средств реализации постав
ленных задач.
Учитель:
- Сравните предложения. Чем они отличаются?
1. Небо заволоклось тучами, и по лесу прошёл ветер.
2. В кустах послышался едва заметный шорох, зашевелилась от ударов капель листва.
3. Лес радовал нас, потому что листья раскрасились в яркие цвета.
Ученики:
- В первом и третьем предложениях части связаны при помощи союзов, а во втором предложении союза нет.
Учитель:
- Как можно назвать такие предложения?
Ученики:
- Первое предложение союзное, второе бессоюзное.
Учитель:
- Снова обращаемся к учебнику. Делаем вывод.
По способу соединения простых предложений
сложные предложения делятся на две группы:
союзные и бессоюзные.
Как называются союзные сложные предложения?
Простые предложения в составе сложного на пись
ме обычно разделяются запятой.
4) Составление алгоритма по наводящим вопросам учителя. (Приложение №6)
Учитель:
- Нам нужно составить алгоритм, чтобы отразить в нём полученные сегодня сведения.
1. Подумаем, как выявить сложные предложения, отличить и с ними работать?
(Учащиеся отвечают, что необходимо составить
обобщенный способ действия и высказывают свои предположения по его построению, которые
в ходе обсуждения записываются на доске.)
2.Что мы должны в первую очередь сделать при
работе с предложением?
(Учащиеся отвечают, что в первую очередь необ-
ходимо записать предложение. Это будет являться первым шагом в способе действия).
3. Как вы думаете, что будет вторым шагом?
(Учащиеся высказывают свои мнения, после этого приходим к выводу, что необходимо выде-
лить грамматическую основу предложения).
4. После того как мы нашли грамматическую
основу, на что мы должны посмотреть? Как вы это можете объяснить?
(Учащиеся приходят к выводу, что мы должны посмотреть, сколько основ в предложении. Если
одна грамматическая основа, то это простое
предложение, если 2 и более – то сложное).
5. Что будет следующим этапом нашей работы?
(Учащиеся приходят к выводу о том, что следую-
щим этапом мы должны будем расставить знаки
препинания, в том числе и перед союзами И, А,
НО, ДА, ПОТОМУ ЧТО, ЧТО, КАК, ЧТОБЫ).
6. Как мы определим вид сложного предложения?
(Уч-ся говорят, что нужно посмотреть, чем связываются простые предложения и определим – ССП, БСП, СПП)
6. Чем мы должны будем завершить работу?
(Учащиеся приходят к выводу о том, что в конце
работы мы должны будем составить схему пред-
ложения).
Высказывают свои пред-
положения, формулируют
вывод.
Отвечают на вопросы
учителя.
Учащиеся составляют схему по ходу.
Познавательная
Проводят работу
с предложениями,
анализируют их, вы-
двигают гипотезу.
Коммуникативная
учатся выражать
свои мысли, соотно-
сить их с мнением
собеседника.
Регулятивная
Определяют пути
осуществления по-
ставленной учебной
задачи.
Познавательная
Структуирование
знаний.
Коммуникативная
Отвечают на
вопросы, аргументи-руют своё мнение.
Регулятивная
Саморегуляция.
Планирование
способов действия.
5.
Первичное закрепление учебного материала.
Цель: организовать усвое-
ние уч-ся открытого ими нового знания.
Учитель:
- Как вы думаете, какой должна быть схема слож-
ного предложения?
Ученики:
- Сложное предложение состоит из нескольких
простых, значит надо изобразить простые предло-
жения, только между ними поставить запятую и
вписать союз.
Учитель:
- Верно. Кто нарисует схему на доске?
Один из учащихся у доски составляет схему пред-
ложения из стих-я А.А. Фета.
Учитель:
- Молодцы. А теперь закрепим новый материал.
Предлагает выполнить упр. учебника. Контроли-
рует проговаривание по образцу.
(Приложение №8)
Упр. 519
Прочитайте предложение и дополните описание
его схемы.
Мы знали, что Петька принёс откуда-то двух карасей.
Это сложное предложение состоит из -----------,
связанных друг с другом интонацией и союзом
-------- . В первом предложении подлежащее - ----
------, а сказуемое - ----------. Во втором предложе-
нии главные члены - ----------- . В конце сложного
предложения стоит знак -------- . Это -----------
Упр 514.
Не записывая самих предложений, начертите их схемы и укажите вид сложных предложений.
Знакомятся с информацией
учебника, образцом рас-
суждения, проговаривают
по образцу.
Работают в паре.
Самопроверка по эталону:
За схему -1 балл, всего - 5б.
За вид СП -1б, всего – 4б.
Познавательная
Знакомятся с инфор-
мацией учебника,
делают вывод.
Коммуникативная
Формулируют вы-
сказывание.
Регулятивная
Саморегуляция
Познавательная
Знакомятся с образ-
цом высказывания.
Коммуникативная
Слушают ответы
других учеников.
Регулятивная
Выявляют места
своих затруднений,
работают самосто-
ятельно, оценивают свою деятельность.
Динамическая пауза.
Физкульминутка
1. Упражнение для улучшения мозгового крово-
обращения. Исходное положение – сидя, руки на
поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное
положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное
положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад.
Исходное положение. Голову наклонить вперед.
Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Упражнение для снятия утомления с мелких
мышц кисти. Исходное положение – сидя, руки
подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать
кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки рассла-
бленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп
средний.
Выполняют упражнения.
Коммуникативная
Сотрудничество с
учителем и сверстниками
6.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: обеспечить усвоение
нового способа действия и исполнительской рефлек-
сии.
Самостоятельная работа .( Приложение 6)
Вопросы:
Докажите, что это сложные предложения.
Расставьте знаки препинания.
Составьте схемы предложений. Укажите вид пр-ий.
1.С земли ещё не сошёл снег а в душу уже просится весна.
2. Неяркая вешняя молния сиганула в тёплую мглу и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром.
3. Он хорошо знал как чудесно поют тетерева на заре.
4. Луна вышла из-за туч её свет отразился на поверхности озера.
(Учащиеся самостоятельно работают в тетради.)
Самостоятельно работают
в тетради: записывают предложения, подчёркива-
ют грамматические основы,
дают характеристику
предложению. Составляют схемы. Выполняют работу, пользуясь составленным алгоритмом.
Взаимопроверка по ключу:
За знаки препинания -1б, всего -4б;
За грамматическую основу- 1б, всего – 8б;
За схему – 1б, всего – 4 б
За вид СП – 1б, всего – 4 б
Итого: 20 б.
Познавательная
Самостоятельно ра-
ботают с материалом
задания.
Коммуникативная
Рассуждают, доказы-
ют, делают выводы.
Регулятивная
Корректно проверя-
ют работу соседа по
парте.
7.
Включение новых знаний в систему и повторение.
Цель: организовать работу по включению нового спо-
соба действий в систему
знаний.
Предлагает выполнить тесты по вариантам.
Проверочная работа.
Вариант - 1
Выписать номера 1) простых предложений,
2) ССП. Знаки препинания не расставлены.
1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.
2. Дети собрали букеты из лимонных и красных
листьев.
3. Листья потемнели и шуршат при ветре.
4. Когда налетел ветер затрепетала листьями осинка.
5. Неслись мимо облака мелькали реки.
Проверочная работа.
Вариант - 2
Выписать номера 1) простых предложений,
2) СПП. Знаки препинания не расставлены.
1. Птицы потянулись к югу потому что наступила осень.
2. Листья лежали на дороге на крышах домов.
3. Наступили осенние дни и по небу поплыли
серые облака.
4. Давно угомонился дождь но капельки воды
долго не пропадали на листьях.
5. Листья пожухли и грустно шуршат при ветре.
Самостоятельно выполня-
ют тесты.
Выполняют взаимопровер-
чу по ключу:
1) 2,3
2) 1
За каждое пр-е 1 б, всего 3б
1)2,5
2) 1
За каждое пр-е 1 б, всего 3б
Познавательные
Анализируют пред-
ложения, выбирают основания для ответа, логически
рассуждают.
Коммуникативные
Корректно проверя-
ют работу соседа по
парте.
Регулятивные
Саморегуляция
8.
Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению. Рефлексия.
Цель: организовать работу
по самооценке уч-ся резу-
льтатов своей деятельности
Предлагает выполнить взаимопроверку выполнен
ной работы (работа в парах) по ответам на экране.
И выставить оценки.
Объясняет сущность домашнего задания.
Предоставляет выбор разноуровневых заданий.
(Приложение №11)
Домашняя работа: п. 64
1. п. 64. Выполнить упр. 520 по заданию и придумать свои предложения с союзами из рамки.
2. П. 64. Выписать из произведений художественной
литературы 6 сложных предложений с союзной и
бессоюзной связью, подчеркнуть грамматические
основы.
Самостоятельно определя-
ют уровень своих умений
для выполнения домашнего
задания.
Подводят итог своей деятельности на уроке:
Б. 18б – 23б - «3»
П. 24б – 29б - «4»
В. 30б - 35б. – «5»
Познавательная
Осуществляют
актуализацию
полученных знаний
в соответствии с
уровнем усвоения.
Коммуникативная
Слушают и уточня-
ют задание.
Регулятивная
Планируют свои
действия в соответ-
ствии с самооцен-
кой, осуществляют
саморегуляцию,
взаимопроверку
работ, выставление
оценок.
Приложение № 1
«О пользе знаков препинания» А. Каневский.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало
и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания! (А. Каневский)
Приложение № 2
Синтаксический разбор предложения.
Выплыло красное солнышко и своими лучами разбудило землю.
Приложение № 3
Сравните предложения. Чем они отличаются?
1. Снежинки во двор прилетели, и лужицы стынут во льду.
2. Вернулись с юга грачи и зашумели в старой берёзовой роще.
3. Деревья весело и торопливо зашумели.
4. Наступили осенние дни, и по небу поплыли серые облака.
Приложение № 4
Обратимся к учебнику. Параграф 64. Читаем материал для наблюдения.
Стихотворение А.А. Фета
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Приложение № 5
Сравните предложения. Чем они отличаются?
1. Небо заволоклось тучами, и по лесу прошёл ветер.
2. В кустах послышался едва заметный шорох, зашевелилась от ударов капель листва.
3. Лес радовал нас, потому что листья раскрасились в яркие цвета.
Приложение № 6
Самостоятельная работа.
Вопросы:
Докажите, что это сложные предложения.
Расставьте знаки препинания.
Составьте схемы предложений.Определите вид сложного предложения – ССП, БСП, СПП
1.С земли ещё не сошёл снег а в душу уже просится весна.
2. Неяркая вешняя молния сиганула в тёплую мглу и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром.
3. Он хорошо знал как чудесно поют тетерева на заре.
4. Луна вышла из-за туч её свет отразился на поверхности озера.
Приложение № 7
Проверочная работа.
Вариант -1
Выписать номера 1) простых предложений,
2) ССП. Знаки препинания не расставлены.
1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.
2. Дети собрали букеты из лимонных и красных
листьев.
3. Листья потемнели и шуршат при ветре.
4. Когда налетел ветер затрепетала листьями осинка.
5. Неслись мимо облака мелькали реки.
Вариант- 2
Выписать номера 1) простых предложений,
2) СПП. Знаки препинания не расставлены.
1. Птицы потянулись к югу потому что наступила осень.
2. Листья лежали на дороге на крышах домов.
3. Наступили осенние дни и по небу поплыли
серые облака.
4. Давно угомонился дождь но капельки воды
долго не пропадали на листьях.
5. Листья пожухли и грустно шуршат при ветре.
Ключи
Самостоятельная работа
1.С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна.
======= ======
2. Неяркая вешняя молния сиганула в тёплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром.
======= ========
3. Он хорошо знал, как чудесно поют тетерева на заре.
=== ====
4. Луна вышла из-за туч, её свет отразился на поверхности озера.
===== =======
1. [= -], а [ = -]. ССП - 1б + 1б = 2б
2 [- =], и [- = ]. ССП 1б + 1б = 2б
3. [- =], ( = - ). СПП 1б + 1б = 2б
4. [- =], [- =]. БСП 1б + 1б = 2б
За каждую запятую – по 1 баллу = 4 балла
За каждую грамматическую основу – по 1 баллу = 8 баллов