Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложные предложения с различными видами связи" 9 класс»
Урок русского языка в 9 классе
Автор : Гаврилова Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ «Сосновская СОШ»
Тема : «Сложные предложения с различными видами связи»
Цель : объяснить общие признаки строения сложных предложений с разными видами связи и общие пунктуационные правила в них.
Ход урока
Оргмомент.
Повторение изученного материала.
Объяснительный диктант.
Запишите предложения под диктовку. Объясните знаки препинания. Выпишите 3 словосочетания с разными видами связи : согласование, управление, примыкание.
Вы кому-то ответили грубо – чью-то жизнь сократили сейчас. ( А. Дементьев)
В морозном воздухе тихо; точно зачарованный, стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца. ( Г. Федосеев) 3. Все предвещало необычный день: облаков не было, но солнце, прячущееся за утренней дымкой, не показывалось.
Объяснение нового материала:
Запишите предложение, расставьте знаки препинания:
Едва яркое солнце вышло из-за гор и стало освещать долину по которой мы шли волнистые облака тумана рассеялись и стало жарко. (Л.Толстой)
- Ребята, охарактеризуйте предложение, какое оно? Сколько предложений в составе этого предложения? Как они связвны между собой?
- Возникли ли у вас затруднения ?
Попробуйте определить тему нашего урока : «Сложное предложение с различными видами связи».
- Прочитайте алгоритм : « Последовательность действий при анализе структуры сложного предложения»
1. Устанавливаем грамматические основы предложений, входящих в состав сложного ( имеем в виду, что предложения могут быть и односоставными, и неполными).
2. Определяем языковые средства, которыми осложнены части предложений ( однородные члены, сравнительные обороты, обособленные и уточняющие члены, вводные слова, словосочетания и предложения, обращения). Установив языковое средство, его границы, ставим знак препинания (запятую, двоеточие или тире при обобщающем слове; запятые, тире или скобки при вводных словах, словосочетаниях, предложениях; запятую или восклицательный знак при обращении и др.)
3. Устанавливаем отношения между частями сложного предложения и способы их связи (сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова, бессоюзие), ставим соответствующие знаки препинания (запятую, точку с запятой, двоеточие, тире).
Пример:
Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.
Находим основу в первой части – несла и пела, это однородные сказуемые;перед союзом И ставим запятую, потому что он соединяет части ССП, вторая часть которого имеет свою грамматическую основу – птицы пели, и к ней относится придаточное обстоятельственное ( пели до каких пор?) , последнее имеет свою грамматическую основу (ели обступили) и присоединяется к главному с помощью союза пока, перед которым ставим запятую. Таким образом, это предложение сложное с сочинительной и подчинительной связью, содержит два компонента: сложносочиненное и сложноподчиненное предложение.
Схема : [ ….о и о…], и [ ], ( пока…).
Тренировочные упражнения:
Упр. 223, предложение 4 ( анализ предложения)
Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более – он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся.
Работаем с применением алгоритма.
Находим предикат в первой части упоение овладевало,( эта часть осложнена вводным словом видимо) ставим двоеточие, потому что между первой и второй частью смысловые отношения пояснения , во второй части основа – он не робел, после второй части ставим запятую, так как между второй и третьей частью отношения одновременности; в третьей части основа он отдавался, в конце ставим точку с запятой, потому что здесь требуется более «сильный» знак, так как между предыдущими частями уже есть запятая, четвертая часть связана с третьей отношениями последовательности, предикат четвертой части голос не трепетал. Пятая часть разделяется с шестой при помощи тире, так как связаны отношениями противопоставления, предикат шестой части он дрожал,крепчал, твердел и расширялся ( осложнение однородными членами - сказуемыми и пояснительным оборотом), далее ставим запятую, потому что седьмая часть соединяется с шестой при помощи союзного слова которая, оно входит в предикат которая вонзается, шестая часть разорвана седьмой частью.
Таким образом, это предложение сложное с бессоюзной и подчинительной связью и содержит 7 компонентов : бессоюзные предложения и сложноподчиненное предложение.
Схема: [ ] : [ ], [ ]; [ ] – [ , п.об., (которая…..), и 0,0 и 0].
Домашнее задание : выучить алгоритм « Последовательность действий при анализе структуры сложного предложения»