kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сложные предложения с различными видами связи" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан к УМК В.В. Бабайцевой. Содержит алгоритм "Последовательность действий  при анализе структуры сложного предложения".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложные предложения с различными видами связи" 9 класс»

Урок русского языка в 9 классе

Автор : Гаврилова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ «Сосновская СОШ»

Тема : «Сложные предложения с различными видами связи»

Цель : объяснить общие признаки строения сложных предложений с разными видами связи и общие пунктуационные правила в них.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Повторение изученного материала.

Объяснительный диктант.

Запишите предложения под диктовку. Объясните знаки препинания. Выпишите 3 словосочетания с разными видами связи : согласование, управление, примыкание.

  1. Вы кому-то ответили грубо – чью-то жизнь сократили сейчас. ( А. Дементьев)

  2. В морозном воздухе тихо; точно зачарованный, стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца. ( Г. Федосеев) 3. Все предвещало необычный день: облаков не было, но солнце, прячущееся за утренней дымкой, не показывалось.

  3. Объяснение нового материала:

Запишите предложение, расставьте знаки препинания:

Едва яркое солнце вышло из-за гор и стало освещать долину по которой мы шли волнистые облака тумана рассеялись и стало жарко. (Л.Толстой)

- Сделайте синтаксический разбор, начертите схему.

( Едва…….), (по которой…),[ ], и [ ].

- Ребята, охарактеризуйте предложение, какое оно? Сколько предложений в составе этого предложения? Как они связвны между собой?

- Возникли ли у вас затруднения ?

Попробуйте определить тему нашего урока : «Сложное предложение с различными видами связи».

- Прочитайте алгоритм : « Последовательность действий при анализе структуры сложного предложения»

1. Устанавливаем грамматические основы предложений, входящих в состав сложного ( имеем в виду, что предложения могут быть и односоставными, и неполными).

2. Определяем языковые средства, которыми осложнены части предложений ( однородные члены, сравнительные обороты, обособленные и уточняющие члены, вводные слова, словосочетания и предложения, обращения). Установив языковое средство, его границы, ставим знак препинания (запятую, двоеточие или тире при обобщающем слове; запятые, тире или скобки при вводных словах, словосочетаниях, предложениях; запятую или восклицательный знак при обращении и др.)

3. Устанавливаем отношения между частями сложного предложения и способы их связи (сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова, бессоюзие), ставим соответствующие знаки препинания (запятую, точку с запятой, двоеточие, тире).

Пример:

Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.

  1. Находим основу в первой части – несла и пела, это однородные сказуемые;перед союзом И ставим запятую, потому что он соединяет части ССП, вторая часть которого имеет свою грамматическую основу – птицы пели, и к ней относится придаточное обстоятельственное ( пели до каких пор?) , последнее имеет свою грамматическую основу (ели обступили) и присоединяется к главному с помощью союза пока, перед которым ставим запятую. Таким образом, это предложение сложное с сочинительной и подчинительной связью, содержит два компонента: сложносочиненное и сложноподчиненное предложение.

Схема : [ ….о и о…], и [ ], ( пока…).

  1. Тренировочные упражнения:



Упр. 223, предложение 4 ( анализ предложения)

Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более – он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся.

Работаем с применением алгоритма.

Находим предикат в первой части упоение овладевало,( эта часть осложнена вводным словом видимо) ставим двоеточие, потому что между первой и второй частью смысловые отношения пояснения , во второй части основа – он не робел, после второй части ставим запятую, так как между второй и третьей частью отношения одновременности; в третьей части основа он отдавался, в конце ставим точку с запятой, потому что здесь требуется более «сильный» знак, так как между предыдущими частями уже есть запятая, четвертая часть связана с третьей отношениями последовательности, предикат четвертой части голос не трепетал. Пятая часть разделяется с шестой при помощи тире, так как связаны отношениями противопоставления, предикат шестой части он дрожал,крепчал, твердел и расширялся ( осложнение однородными членами - сказуемыми и пояснительным оборотом), далее ставим запятую, потому что седьмая часть соединяется с шестой при помощи союзного слова которая, оно входит в предикат которая вонзается, шестая часть разорвана седьмой частью.

Таким образом, это предложение сложное с бессоюзной и подчинительной связью и содержит 7 компонентов : бессоюзные предложения и сложноподчиненное предложение.

Схема: [ ] : [ ], [ ]; [ ] – [ , п.об., (которая…..), и 0,0 и 0].

  1. Домашнее задание : выучить алгоритм « Последовательность действий при анализе структуры сложного предложения»

Упр.225

  1. Рефлексия.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока "Сложные предложения с различными видами связи" 9 класс

Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна

Дата: 12.03.2017

Номер свидетельства: 399648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока на тему: Сложные предложения с различными видами связи"."
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokanatiemuslozhnyiepriedlozhieniiasrazlichnymividamisviazi"
    ["file_id"] => string(6) "323245"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461783054"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "237501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444323346"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) ""Сложные предложения с различными видами связи". Конспект урока русского языка в 9 классе. "
    ["seo_title"] => string(98) "slozhnyie-priedlozhieniia-s-razlichnymi-vidami-sviazi-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121807"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414076491"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Описание действия". "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-opisaniie-dieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "224477"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438859813"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по русскому языку в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekturokaporusskomuiazykuv9klassie1"
    ["file_id"] => string(6) "269948"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450959863"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства