Цели урока:1.расширение и углубление знаний о сложном предложении;2.формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;3.умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений ;4 воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому.
– Что вы знаете о сложном предложении? Чем оно отличается от простого? Устно закончите предложение:
Сложное предложение – это …
– Что вы знаете о знаках препинания в сложном предложении?
Закончите письменно предложения.
– В каких случаях вам нужно придумать простое, а в каких – сложное предложение? Сделайте выводы.
Пошел теплый дождь, и …
Пошел теплый дождь и …
VI. Изучение нового материала.
1.Чтение теоретического материала. Учебник.
2.Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную схему)
Анализ примеров на доске
Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, расставить знаки препинания.
Физкультминутка
VII. Закрепление материала
1. Работа с текстом .
«Рассвет в лесу. Пение птиц» (фонограмма)
На фоне звуков живой природы учитель читает текст. (текст на доске)
Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону.
Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением.
Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!
– Беседа по тексту.
– Объясните орфограммы в выделенных словах .
– Найдите сложные предложения в тексте. Какие они?
2. Упражнение из учебника.
Задание: Закончите сложное предложение, используя данные союзы.
VIII. Выводы по уроку
IX. Домашнее задание
X. Рефлексия!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение и его виды »
Тема урока :Сложное предложение и его виды
Цели урока:
расширение и углубление знаний о сложном предложении;
формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;
умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений.совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;развитие коммуникативных навыков учащихся
воспитательная: воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому.
I этап – «Вспомни!» – вспомните все, что уже знаете о сложном предложении.
II этап – «Познакомься! Изучи!» – расширение и углубление знаний по теме.
III этап – «Используй!» – применение полученных знаний: упражнения на опознание видов сложных предложений, конструирование сложных предложений и использование в речи.
IV этап – «Проверь себя!» – обобщение и контроль.
V. Повторение
I этап «Вспомни!»
– Что вы знаете о сложном предложении? Чем оно отличается от простого? Устно закончите предложение:
Сложное предложение – это …
– Что вы знаете о знаках препинания в сложном предложении?
Закончите письменно предложения.
– В каких случаях вам нужно придумать простое, а в каких – сложное предложение? Сделайте выводы.
Пошел теплый дождь, и …
Пошел теплый дождь и …
VI. Изучение нового материала
«Познакомься! Изучи!»
Просмотровое чтение. Учебник (страница 65) Задание: Бегло просмотрите текст и определите, какая новая для вас информация в нем содержится.
Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную схему)
Анализ примеров на доске Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, расставить знаки препинания.
Физкультминутка
VII. Закрепление материала
Этап:«Используй!»
1. Работа с текстом (текст и задание к нему на карточках для учащихся)
«Рассвет в лесу. Пение птиц» (фонограмма)
На фоне звуков живой природы учитель читает текст. (текст на доске)
Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону. Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением. Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!
– Какую картину вы увидели? Что помогло автору нарисовать ее так ярко?
– Объясните орфограммы в выделенных словах и запишите их поморфемно.
– Найдите сложные предложения в тексте. Какие они? Докажите, постройте схему сложных предложений.
– Какие предложения вы не назвали и почему?
2. Грамконструктор. Упражнение 155 из учебника.
Задание: Закончите сложное предложение, используя данные союзы. Запишите получившиеся предложения. Определите, какие из них являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными.
Задание: Рассмотрите фотоколлаж и составьте сложные предложения разных видов: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
VIII. Выводы по уроку
«Проверь себя!»
Устно закончи предложения
Тест (карточка для учащихся)
IX. Домашнее задание
Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды» (схема «кластер») Учебник стр. 65-66
Упражнения 153
X. Рефлексия! – что было важным сегодня на уроке?, – выскажите свои мысли по уроку ? – что осталось непонятным, вызвало трудности. – работу по данной теме продолжим на следующем уроке.