Урок русского языка по теме "Склонение количественных числительных". На уроке тема раскрывается на материале, связанном с жизнью и деятельностью маршала авиации, Героя Советского Союза Покрышкина А. И. На уроке используются различные методы и приемы: дети работают с мемуарами А.Покрышкина, работают над значением незнакомых слов, учатся правильно употреблять количественные числительные в устной и письменной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Склонение количественных числительных" »
Интегрированный урок русского языка и литературы
«В небе – Покрышкин»
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме « Склонение количественных числительных».
Задачи урока:
образовательные: систематизировать знания учащихся о числительном; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль числительных в художественном тексте;
развивающие: развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам;
воспитательная: воспитывать учащихся на примере жизни легендарного летчика, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации А. И. Покрышкина; показать, что целеустремленный творческий человек может много добиться, многое сделать для своей страны.
Категория участников - учащиеся 6 класса. Они подбирали материал в Интернете, книгах о Герое Советского Союза А. И. Покрышкине, читали книгу А. И. Покрышкина «»Небо войны», готовили иллюстративный материал.
Оборудование и оформление: иллюстрации и картины на военную тему, стенды с фотографиями А. И. Покрышкина , компьютер, мультимедийный проектор.
Без мысли нет подвига
А. Покрышкин
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок: взаимодействуют два предмета- русский язык и литература. Мы будем работать с числительными, а поможет нам разобраться с ними материал, книги, которые вы читали о Герое Советского Союза А. Покрышкине. Поэтому мы и назвали урок - «В небе – Покрышкин»
2.Словарный диктант.
Одиннадцать человек, четыре пилота, шестнадцать самолетов, до двадцати истребителей, четыре бомбардировщика, о тринадцатом номере, с пятьюдесятью друзьями, до семидесяти вылетов, миллионы летчиков, на высоте полторы тысячи метров.
--Что объединяет записанные нами слова?
Они употреблены с существительными, которые имеют отношение к летчикам, к авиации.
Александр Иванович Покрышкин… Сегодня в нашей стране все знают это имя. Шестого марта - день рождения легендарного летчика. Мы, сибиряки, особенно горды, потому что Александр Иванович Покрышкин – наш земляк.(слайд)
3.Работа с эпиграфом к уроку.(Слайд)
- Как вы понимаете эти слова легендарного летчика? Имеют ли они какое- нибудь отношение к нам?
Человек должен мыслить, постоянно учиться, потому что, по словам В. Белинского, «человек страшится только того, чего не знает, знанием. побеждается всякий страх». Целеустремленный творческий человек может много добиться, многое сделать для своей страны и для себя лично.
4.Работа с текстом ( Слайд). Прочитать, выписать все числительные. Определить их разряд.
Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) 6-го марта 1913 года. В семье Покрышкиных было 9 человек
Они жили в небольшой избе с одной комнатой на три окошка и дверью с улицы. Александр выделялся тягой к знаниям, интересом к технике, неслучайно его звали "Сашка-инженер". Четырнадцати лет от роду он уже был кровельщиком «Сибстройтреста», чтобы самому зарабатывать себе на кусок хлеба и помогать родителям.
Заветная мечта о летной профессии овладела им еще в раннем детстве, в 1925 году, когда ему было 12 лет
"...двенадцатилетним мальчишкой я впервые увидел прилетевший агитсамолет. Среди всех жителей города, сбежавшихся на поле военного городка и окруживших самолет, стоял и я... Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: "Буду делать все, но стану только летчиком".
Объясняем правописание выписанных числительных.
5. Учитель: Мы уже знаем, что количественные числительные изменяются по падежам, т.е. склоняются, но не имеют рода (кроме один, два) и числа (кроме один). При склонении сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяется каждая часть слова.
При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово в отдельности. А каждое из этих слов склоняется по своим правилам: семьсот двадцать пять, семисот двадцати пяти, семистам двадцати пяти.
Это правило часто нарушается, особенно в разговорной устной речи. Но любому культурному человеку необходимо научиться правильно склонять числительные.
6. Настало время тренировки.
- Изменить по падежам, т. е. просклонять словосочетание 77 самолетов. Помните: изменяется каждое слово отдельно.
--Объявляется конкурс на роль телеведущего. Прочитать текст, как будто вы диктор Центрального телевидения.
1-й текст. ( слайд)
Войну Покрышкин встретил в Молдавии. И уже 23 июня открывает счет - сбивает первый Ме-109. 3 июля, уже имея несколько побед в воздухе, он был сбит зенитным огнем над рекой Прут. Самолет в ходе приземления на опушке леса был разрушен. Летчику, несмотря на повреждение ноги, удалось на четвертый день добраться до расположения полка. Позже Покрышкин скажет: "Кто в 1941-1942 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел».
2-й текст.
В конце 1941 года основная боевая работа Покрышкина - разведчик, способный дать достоверную информацию командованию Южного фронта. В ноябре в условиях, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, Покрышкин в одиночку (перед этим с тем же заданием вылетали два истребителя И-16 и не вернулись) находит в районе Ростова-на-Дону основную группировку танковой армии генерала фон Клейста - более 200 машин. За этот подвиг он награжден орденом Ленина.
Учитель: О своем боевом путиА. И. Покрышкин рассказал в мемуарах «Небо войны». Мы читали отрывки из этой книги. А что значит слово мемуары?
Мемуары - записки о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий,
Биография - описание чьей – либо жизни.
Автобиография - описание своей жизни
8. Послушаем отрывки из мемуаров Александра Ивановича Покрышкина. Обратите внимание на числительные, которые встречаются в тексте. Ученики читают отрывки из гл. « Первые испытания», начиная от слов «Взлетаем над просторной, залитой утренним солнцем степью…до «Надо выходить из боя с. 36-39» и гл. «Над «голубой линией» от слов « Со времени прибытия на Кубань я летал на машине под № 13» до « Мы свою задачу выполнили, не потеряв ни одного самолета.» с.270-272)
Текст читают заранее приготовленные ученики. (Покрышкин А. И. «Небо войны», Новосибирское книжное издательство,1988)
- Каким вы увидели летчика Покрышкина ?
(Это смелый, хладнокровный человек, который в бою не теряет голову, просчитывает свои действия; не бросит в бою товарища. )
-Используются ли в тексте числительные? С какой целью?
Числительные помогают передать напряженность воздушного боя, когда наши летчики сражаются против десятков вражеских истребителей или бомбардировщиков. Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное - атаку ведущего немецких групп.
- Один из отрывков находится на странице 271.Устно просклонять это числительное.
С весны 1943 года немецкие станции радиоперехвата и оповещения неизменно предупреждали: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе!" И асы люфтваффе без промедления выходили из боя. Его девизом было: "Высота - скорость - маневр – огонь)
Не раз А. И. Покрышкин терял в бою товарищей, и всякий раз он давал себе клятву отомстить за погибших.
Звучит «Песня летчиков» В. Высоцкого
8.Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Мне бы хотелось закончить его словами А. И.Покрышкина из книги «Небо войны»: «Я смотрел на клокочущую Красную площадь, на плотную стену москвичей и думал: не забудет ли мир, человечество, чего стоила ему эта победа над гитлеризмом? Сделает ли человечество нашей планеты свой железный вывод из этой страшной - и для нас и для тех, кто ее затеял,- войны?
Не забудут ли люди, сколько за эти годы было пролито крови, сколько могил рассеяно по земле от Волги до Шпрее ?..
Не забудут!.. Не должны забыть!
Итоги урока. Рефлексия.
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я повторил(а) … .
Сегодня на уроке я узнал(а) … .
Учащиеся читают получившиеся предложения.
Ребята! Сегодня на уроке мы повторили изученный материал по теме « Склонение числительных», определили их роль в художественном тексте, многое узнали о нашем прославленном земляке - трижды Герое Советского Союза, маршале авиации А. И Покрышкине.
Спасибо за урок!
Литература
В.Леонов Уроки мужества.- М.: «Молодая гвардия», 1975
А. Покрышкин «Небо войны».- Новосибирское книжное издательство,1988