Конспект открытого урока по русскому языку "Количественные числительные"
Конспект открытого урока по русскому языку "Количественные числительные"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
Тема: «Количественные числительные»
Цели:
Обучающие:
познакомить учащихся с разрядами числительных, с делением количественных числительных на целые, собирательные и дробные
уяснить морфологические признаки количественных числительных, склонение местоимения сколько
обобщить и систематизировать изученное по теме «Имя числительное», повторить орфографию и пунктуацию
Развивающие:
развивать интерес к русскому языку
развивать речевую, мыслительную активность на уроке
Воспитательные:
воспитывать любовь к предмету
воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине
воспитывать сознательную мотивацию к дальнейшему изучению предмета
Оборудование урока: тетрадь контроля знаний, перфокарты, карточки «да»-«нет», таблицы, плакат с текстом, рисунки учащихся к стихотворению Лермонтова «Бородино»
Ход урока:
Организационный момент
Повторение пройденного
Объяснение нового материала
Закрепление
Подведение итогов, выставление оценок
Организационный момент
Повторение:
Работа с перфокартой в тетради контроля знаний
Учитель: Сегодня наш урок по теме «Количественные числительные» будет тематическим. Он посвящается предстоящему в 2012 году двухсотлетиюБородинской битвы. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Графический диктант:
1.Можайск – священный город русских. 2.Он ведет свое летоисчисление еще от 1231 года. 3.В XVI веке здесь насчитывалось 16 монастырей, 75 церквей. 4.На высоком берегу Москвы-реки находится Лужецкий монастырь, он был основан в 1408 году. 5. В 12 км от Можайска раскинулось Бородинское поле, где произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 года. 6.Славься ввек, Бородино!
Повторение изученного о числительном. Учащиеся поднимают карточки «да»-«нет»
Имя числительное – самостоятельная часть речи, она обозначает число, количество предметов, порядок при счете (да)
Числительное отвечает на вопрос кто? что? (нет)
Числительное отвечает на вопрос сколько? который?(какой?) (да)
По значению числительные делятся на три основных разряда (нет)
Количественные числительные изменяются по падежам, порядковые – по родам, числам, падежам (да)
Числительное может быть любым членом предложения (да)
По строению числительные делятся на простые, сложные и составные (да)
Простые числительные состоят из нескольких корней (нет)
Сложные числительные состоят из нескольких корней (да)
Составные числительные состоят из нескольких слов (да)
Числительные от 5 до 20 и 30 пишутся с «Ь» знаком на конце (да)
В середине числительных 15-19 «Ь» не пишется (да)
Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с «Ь» посередине в И.п. и в Р.п.
Новая тема.
Подобранный мною материал содержит большое количество числительных. Сегодня мы ближе познакомимся с количественными числительными. По схеме объясняю учащимся деление количественных числительных на целые, собирательные и дробные. Далее читаю вывешенный на доске текст:
В 12 км от Можайска раскинулось Бородинское поле, где 26 августа 1812 года М.И.Кутузов дал сражение наступавшей армии Наполеона.
Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не боле 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено4.
Не сбылось пророчество Наполеона: «Через 3 года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю её». Теперь же ему пришлось признать: «Из 50 сражений, данных мною, в битве под Москвой одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми»7.
Вопросы по тексту:
-Это текст? Почему?
-Определите его тему, главную мысль, стиль и тип
-Определите лексическое значение слова «стяжать» (с помет. высокое; приобрести, достигнуть чего-нибудь)
-Сколько микротем имеет этот текст? Как бы вы его озаглавили?
-Найдите примеры целых, дробных и собирательных числительных, если есть (собирательных нет)
-Сделайте вывод о том, а)на какой вопрос отвечают количественные числительные (сколько) б)как они изменяются (по падежам)
-Вопрос сколько? склоняется с ударением на первом слоге. Просклоняйте его
Вывод: Количественные числительные изменяются по падежам (склоняются), начальная форма числительного – именительный падеж, они не имеют рода (кроме 1, 2, 1,5) и числа (кроме1)
Обратить внимание на числительное один: Он взял с собой одни очки, одни носки и одни книги.
Разобрать указанное в тексте предложение, выполнить разборы:
Подведение итогов, выставление оценок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку "Количественные числительные" »
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
Тема: «Количественные числительные»
Цели:
Обучающие:
познакомить учащихся с разрядами числительных, с делением количественных числительных на целые, собирательные и дробные
уяснить морфологические признаки количественных числительных, склонение местоимения сколько
обобщить и систематизировать изученное по теме «Имя числительное», повторить орфографию и пунктуацию
Развивающие:
развивать интерес к русскому языку
развивать речевую, мыслительную активность на уроке
Воспитательные:
воспитывать любовь к предмету
воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине
воспитывать сознательную мотивацию к дальнейшему изучению предмета
Оборудование урока: тетрадь контроля знаний, перфокарты, карточки «да»-«нет», таблицы, плакат с текстом, рисунки учащихся к стихотворению Лермонтова «Бородино»
Ход урока:
Организационный момент
Повторение пройденного
Объяснение нового материала
Закрепление
Подведение итогов, выставление оценок
Организационный момент
Повторение:
Работа с перфокартой в тетради контроля знаний
Учитель: Сегодня наш урок по теме «Количественные числительные» будет тематическим. Он посвящается предстоящему в 2012 году двухсотлетию Бородинской битвы. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Графический диктант:
1.Можайск – священный город русских. 2.Он ведет свое летоисчисление еще от 1231 года. 3.В XVI веке здесь насчитывалось 16 монастырей, 75 церквей. 4.На высоком берегу Москвы-реки находится Лужецкий монастырь, он был основан в 1408 году. 5. В 12 км от Можайска раскинулось Бородинское поле, где произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 года. 6.Славься ввек, Бородино!
Повторение изученного о числительном. Учащиеся поднимают карточки «да»-«нет»
Вопросы:
Имя числительное – самостоятельная часть речи, она обозначает число, количество предметов, порядок при счете (да)
Числительное отвечает на вопрос кто? что? (нет)
Числительное отвечает на вопрос сколько? который?(какой?) (да)
По значению числительные делятся на три основных разряда (нет)
Количественные числительные изменяются по падежам, порядковые – по родам, числам, падежам (да)
Числительное может быть любым членом предложения (да)
По строению числительные делятся на простые, сложные и составные (да)
Простые числительные состоят из нескольких корней (нет)
Сложные числительные состоят из нескольких корней (да)
Составные числительные состоят из нескольких слов (да)
Числительные от 5 до 20 и 30 пишутся с «Ь» знаком на конце (да)
В середине числительных 15-19 «Ь» не пишется (да)
Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с «Ь» посередине в И.п. и в Р.п.
Новая тема.
Подобранный мною материал содержит большое количество числительных. Сегодня мы ближе познакомимся с количественными числительными. По схеме объясняю учащимся деление количественных числительных на целые, собирательные и дробные. Далее читаю вывешенный на доске текст:
В 12 км от Можайска раскинулось Бородинское поле, где 26 августа 1812 года М.И.Кутузов дал сражение наступавшей армии Наполеона.
Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не боле 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено4.
Не сбылось пророчество Наполеона: «Через 3 года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю её». Теперь же ему пришлось признать: «Из 50 сражений, данных мною, в битве под Москвой одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми»7.
Вопросы по тексту:
-Это текст? Почему?
-Определите его тему, главную мысль, стиль и тип
-Определите лексическое значение слова «стяжать» (с помет. высокое; приобрести, достигнуть чего-нибудь)
-Сколько микротем имеет этот текст? Как бы вы его озаглавили?
-Найдите примеры целых, дробных и собирательных числительных, если есть (собирательных нет)
-Сделайте вывод о том, а)на какой вопрос отвечают количественные числительные (сколько) б)как они изменяются (по падежам)
-Вопрос сколько? склоняется с ударением на первом слоге. Просклоняйте его
Вывод: Количественные числительные изменяются по падежам (склоняются), начальная форма числительного – именительный падеж, они не имеют рода (кроме 1, 2, 1,5) и числа (кроме1)
Изменяются по родам
мужской род
средний род
женский род
один
одно
одна
два
два
две
полтора
полтора
полторы
Изменяется по числам
Единственное число
Множественное число
один
одни
Обратить внимание на числительное один: Он взял с собой одни очки, одни носки и одни книги.
Разобрать указанное в тексте предложение, выполнить разборы:
Сломить2(2) русское войско не удалось6, но оно было обескровлено.4