Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проводим открытый урок по русскому языку. У нас много гостей! Но я уверена, что это не помешает нашей совместной работе. Наш урок будет проходить в виде игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» К нам в гости сегодня пришла мудрая сова. Она хочет посмотреть, насколько активно и дружно вы работаете на уроке. За правильные ответы вы будете получать от мудрой совы маленьких совят с моей оценкой. А в конце урока тот, кто соберёт больше всех совят, получит медаль, которую принесла с собой наша гостья. На уроке вы узнаете много нового и интересного, будете учиться правильно и красиво говорить и писать. Вы готовы к работе? 2.Актуализация знаний. Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку. Если буду я молчать, как сможете меня понять? А выручить меня готово любимое, родное… (Слово!) Вводная беседа. Мудрая сова принесла с собой письменное задание. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Давайте выполним задание совы. Женя пойдет к доске, остальные в тетради самостоятельно. Выполните синтаксический разбор предложения, дайте х-ку предложению, объясните постановку знаков препинания. Алёша в первой комнате увидел всякого рода старинную мебель: резные стулья, кресла, столы и комоды.(Повеств,невосклиц., простое, осложнено однород членами.) А теперь выполним второе письменное задание от нашей совы. Рома у доски выполняет морфологический разбор слова «мебель» Мебель-сущ., т.к обознач. предмет и отвечает на вопрос (что?) Н.ф.: мебель 2. Постоян.:неодуш., нариц., ж.р.,3скл. Непост: мн.ч., вин.п. 3.увидел (что?) мебель Издавна на Руси люди трепетно относились к слову. Придумывали о слове пословицы и поговорки, а великие люди высказывались о слове по-разному. Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика) А как произошло слово «лексика»? ( от греческого лексис - слово, выражение, оборот) (На экране проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, однозначные слова, переносное значение). Слайд № 2 Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. Введение в тему. - Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела. В сказке про Вини – Пуха, где так же участвовала наша сова, есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини - Пуху: - Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию. - Про что не забыть? -Не про что, а то, что едят. - А-а! – сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем. Вини-Пух не знает слова «провизия». А вы слышали такое слово? Что оно означает? Давайте заглянем в толковые словари и уточним значение этого слова. Оно многозначное или однозначное? Как ещё можно назвать еду? (Продовольствие, провиант, продукты, снедь) Слайд № 3 Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи) Давайте заглянем в наш учебник и как знатоки дадим ответ на вопрос «ЧТО ЭТО ЗА СЛОВА?» Слайд № 4 (ПЛАН НА ДОСКЕ) И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи. Но перед тем, как начать, совунья предлагает нам немного отдохнуть. Физминутка Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый» Слайд № 5 По-гречески часть «ним» означает «имя» Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость» Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру -большой, громадный, огромный, гигантский и др. Все эти слова - синонимы. Слайд № 6 - Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному) - Подберите синонимы к словам Слайд № 7 - Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают? Слайд № 8 Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие. Слайд № 9 - Посмотрите на экран. Что здесь изображено? -Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка) - Какой частью речи являются эти слова? (сущ.) Слайд № 10 -Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий) - Какой частью речи они являются? (прил.) Слайд № 11 - Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться) - Какое слово здесь лишнее? (печаль) - Какой вывод мы можем сделать? Слайд № 12 Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи. Слайд № 13, 14 - Посмотрите на экран и скажите, что обозначают эти слова. - Чем же они непохожи, чем отличаются? (оттенками лексического значения) Слайд № 15 - Посмотрите на картинку. Кого вы видите там? (бегемота) - А оказывается его можно назвать по-другому – гиппопотам. Это слова - синонимы. Различаются они тем, что слово бегемот употребляется чаще в разговорной речи, а слово гиппопотам, как правило, употребляется в научных произведениях. Первичное закрепление во внешней речи. (Маленький, гигантский, легкий, чистый, свежий, хороший, радостный, счастье, горе, прекрасный) - А теперь давайте дадим определение синонимам. Пополните свои словарики новым определением. (Запись термина и его определения в словарик.) Слайд № 18 Работа со словарем. - Ребята, скажите, зачем нам нужны словари? - На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем – словарем синонимов. - Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен. - Найдите слово «ГРОМКИЙ» - Прочитайте словарную статью. Слайд № 19 - Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова. - А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.) - Вот представьте только, что для обозначения признака предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы. - Рассмотрим данный текст. Слайд № 20 - Что вам не нравится в этом тексте? (повтор одного и того же слова.) - Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как? Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора. Мы сегодня много говорили о синонимах. Для чего нам нужны синонимы? Слайд № 21 (помогают избежать повторов, передать мысль и чувство более ясно, делают нашу речь эмоциональной и красивой, объясняют значение неизвестных слов) Тренировочные упражнения 1. Карточки (Приложение 2) Слайд №22 2.Заменить все слова синонимами. Слайд № 23-26 3. Работа с учебником. Упр. № 349 (самостоятельно) Подведение итогов. - Пришло время подвести итоги нашего познавательного урока и ответить на все вопросы, которые мы ставили в начале урока. -ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СИНОНИМЫ? -ГДЕ МЫ ИХ УПОТРЕБЛЯЕМ? -КОГДА И ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ МЫ УПОТРЕБЛЯЕМ ИХ В РЕЧИ? Слайд № 27 Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной. Наш урок мне хотелось бы закончить высказыванием одного великого человека о слове. Это высказывание вы соберёте сами у доски. Домашнее задание. Составить 6 синонимичных рядов. 8. Рефлексия учебной деятельности. Слайд № 28 Было интересно… Особенно понравилось… Оказалось неожиданным… - Оцените, пожалуйста, наш урок при помощи смайликов. Подсчитайте количество совят, которые вы получили. Победитель получает медаль от нашей гостьи – мудрой совы. |