kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Синонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлена разработка конспекта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синонимы". Это полноценный урок с заданиями разного типа (проверка домашнего задания, актуализация знаний, тренировочный материал по новой теме урока, проверка усвоенного материала). В конспекте прописаны все этапы урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Синонимы"»

Дата проведения: 16.12.14

Класс: 5

Учитель: Аспидова Мария Сергеевна

Предмет: Русский язык

Тема: «Синонимы»

Цель: Познакомить учащихся с понятием синонимы.


Задачи:

Образовательная: учить находить синонимы в тексте и определять оттенки их лексического значения; уметь видеть в тексте синонимический ряд и составлять самим ряды синонимов; учить определять виды синонимов ( лексические и контекстуальные); уметь употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения; закрепить умения работать с книгой и словарем.

Развивающая: развитие памяти, образного мышления, умения проводить сопоставительный анализ текстов, интеллектуальное и речевое развитие.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, формировать чувства милосердия и любви к животным уважительное отношение друг к другу.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык 5 класс Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.


Используемая методическая литература: 

 Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: 1986

Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка», - М.: Просвещение, 1991

Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская – М.: Просвещение, 1989

Чурсина Л.Н. Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.: Издательство «Глобус», 2010.


Используемое оборудование: 

  • доска;

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • карточки с заданиями;

  • толковый словарь.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проводим открытый урок по русскому языку. У нас много гостей! Но я уверена, что это не помешает нашей совместной работе. Наш урок будет проходить в виде игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» К нам в гости сегодня пришла мудрая сова. Она хочет посмотреть, насколько активно и дружно вы работаете на уроке. За правильные ответы вы будете получать от мудрой совы маленьких совят с моей оценкой. А в конце урока тот, кто соберёт больше всех совят, получит медаль, которую принесла с собой наша гостья. На уроке вы узнаете много нового и интересного, будете учиться правильно и красиво говорить и писать. Вы готовы к работе?

2.Актуализация знаний.

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможете меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

Вводная  беседа.

  • Из чего состоит наша  речь?

  • Из  чего  состоят  предложения?

Мудрая сова принесла с собой письменное задание. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Давайте выполним задание совы. Женя пойдет к доске, остальные в тетради самостоятельно.

Выполните синтаксический разбор предложения, дайте х-ку предложению, объясните постановку знаков препинания.

Алёша в первой комнате увидел всякого рода старинную мебель: резные стулья, кресла, столы и комоды.(Повеств,невосклиц., простое, осложнено однород членами.)

А теперь выполним второе письменное задание от нашей совы. Рома у доски выполняет морфологический разбор слова «мебель»

  1. Мебель-сущ., т.к обознач. предмет и отвечает на вопрос (что?)

Н.ф.: мебель

2. Постоян.:неодуш., нариц., ж.р.,3скл.

Непост: мн.ч., вин.п.

3.увидел (что?) мебель

  • Что  могут обозначать  слова?

Издавна  на  Руси  люди  трепетно  относились  к  слову.

Придумывали о слове пословицы и поговорки, а великие люди высказывались о слове по-разному.

  • А  какие  высказывания  о  слове,  о языке  вы  знаете?

  • Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

  • А  как  произошло  слово «лексика»?

( от   греческого  лексис  - слово, выражение,  оборот)


  • Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).


  • Вашим домашним заданием было нарисовать иллюстрации омонимов. Покажите их нашим гостям.


  • Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).


  • Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (однозначными)


  • Помимо прямого значения  слова могут иметь другое, необычное (переносное)


  • Прочтите, какие слова у вас получились.

(На экране проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, однозначные слова, переносное значение).      Слайд № 2


    1. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

  1. Введение в тему.

- Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я  думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.

 

В сказке про Вини – Пуха, где так же участвовала наша сова, есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини - Пуху:

- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я  почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

- Про что не забыть?

-Не про что, а то, что едят.

- А-а! – сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.

 

Вини-Пух не знает слова «провизия». А вы слышали такое слово? Что оно означает?


  • Давайте заглянем в толковые словари и уточним значение этого слова.

  • Оно многозначное или однозначное?

  • Как ещё можно назвать еду?

 (Продовольствие, провиант, продукты, снедь)   

Слайд № 3

  • Что общего у всех этих слов?  (Значение, часть речи)

  • Давайте заглянем в наш учебник и как знатоки дадим ответ на вопрос «ЧТО ЭТО ЗА СЛОВА?»              Слайд № 4


(ПЛАН НА ДОСКЕ)

И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны.  Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.

Но перед тем, как начать, совунья предлагает нам немного отдохнуть.


Физминутка


    1. Работа по теме урока


Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый»           

     Слайд № 5

По-гречески часть «ним» означает «имя» 

Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др.  Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость»


Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру -большой, громадный, огромный, гигантский и др.

Все эти слова - синонимы.

                                                            Слайд № 6

- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет  - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)


- Подберите синонимы к словам     Слайд № 7


- Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают?    Слайд № 8   


 Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие.

 

                                                            Слайд № 9

- Посмотрите на экран. Что здесь изображено?


-Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка)


- Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)

 

                                                            Слайд № 10

-Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий)


- Какой частью речи они являются? (прил.)

                                                            Слайд № 11

- Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться)


- Какое слово здесь лишнее? (печаль)


- Какой вывод мы можем сделать?

                                                            Слайд № 12

Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.

 

                                                            Слайд № 13, 14

- Посмотрите на экран и  скажите, что обозначают эти слова.

- Чем же они непохожи, чем отличаются? (оттенками лексического значения)

                                                           Слайд № 15

- Посмотрите на картинку. Кого вы  видите там? (бегемота)

- А оказывается его можно назвать по-другому – гиппопотам. Это слова - синонимы. Различаются они тем, что слово бегемот употребляется чаще  в разговорной речи, а слово гиппопотам, как правило, употребляется в научных произведениях.


  1. Первичное закрепление во внешней речи.


  • Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть слова, бросая мяч, а вы будете ловить мяч и говорить в ответ синоним к слову. За каждый правильный ответ вы получаете совёнка.

(Маленький, гигантский, легкий, чистый, свежий, хороший, радостный, счастье, горе, прекрасный)


- А теперь давайте дадим определение синонимам. Пополните свои словарики новым определением.

    (Запись термина и  его определения в словарик.) Слайд № 18


  1. Работа со словарем.

-  Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

 

На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем – словарем  синонимов.

- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим,  как он устроен.

- Найдите слово «ГРОМКИЙ»

- Прочитайте словарную статью.   Слайд № 19   

                                    

 - Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из  нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который  начинается со стержневого слова.


- А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)


- Вот представьте только, что для обозначения  признака предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово.

Посмотрим, что из этого получилось бы.


- Рассмотрим данный текст.   Слайд № 20


Что вам не нравится в этом тексте? (повтор одного и того же слова.)


- Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как?


Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора.


Мы сегодня много говорили о синонимах. Для чего нам нужны синонимы?

  Слайд №  21 (помогают избежать повторов, передать мысль и чувство более ясно, делают нашу речь эмоциональной и красивой, объясняют значение неизвестных слов)

  1. Тренировочные упражнения

         1. Карточки   (Приложение 2)          Слайд №22

 

          2.Заменить все слова синонимами.  

Слайд №  23-26

 

                 3. Работа с учебником. Упр. № 349  (самостоятельно)

 


  1. Подведение итогов.

 - Пришло время подвести итоги нашего познавательного урока и ответить на все вопросы, которые мы ставили в начале урока.

-ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СИНОНИМЫ?

-ГДЕ МЫ ИХ УПОТРЕБЛЯЕМ?

-КОГДА И ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ МЫ УПОТРЕБЛЯЕМ ИХ В РЕЧИ?

                                                              Слайд № 27

Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они  наши большие друзья и помощники. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.


Наш урок мне хотелось бы закончить высказыванием одного великого человека о слове. Это высказывание вы соберёте сами у доски.


  1. Домашнее задание.

Составить 6 синонимичных рядов.


8. Рефлексия учебной деятельности.

 

 Слайд № 28

Было интересно…

Особенно понравилось…

Оказалось неожиданным…


- Оцените, пожалуйста, наш урок при помощи смайликов. Подсчитайте количество совят, которые вы получили. Победитель получает медаль от нашей гостьи – мудрой совы.








Готовятся к уроку.










Слушают. Отгадывают загадку.








-Наша речь состоит из слов.


-Предложения состоят из слов, словосочетаний






Выполняют синтаксический разбор предложения.









Выполняют морфологический анализ слова.




-Слова могут обозначать предметы, признаки предметов, действия.





Дети отвечают высказывания.

-Лексика





Анализируют, размышляют.

Отвечают на вопросы.


Демонстрируют.








































Самостоятельная работа со словарями.




Анализ слова.



















Слушают.

Анализируют.

















Рассуждают.

Анализируют.

Делают вывод.










Приводят примеры.












Делают вывод.




Анализируют. Рассуждают.

Исправляют ошибки.














Анализируют.










Рассуждают. Отвечают.







Работа со словариком.

















Анализ текста.










Редактирование текста.













Рассуждают.





Самостоятельная работа.








Подводят итог урока. Анализируют.


Отвечают на вопросы.

Делают вывод.











Собирают из отдельных частей высказывание.










Оценивают свою работу на уроке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Синонимы"

Автор: Аспидова Мария Сергеевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 194283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по русскому языку "Синонимы" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "228536"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441370882"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "конспект урока порусскому языку на тему: "Имя прилагательное обобщение" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-porusskomu-iazyku-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "245880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446226839"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по развитию речи на тему: " Синонимы и антонимы" ( обучение грамоте)"
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokaporazvitiiuriechinatiemusinonimyiantonimyobuchieniieghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "295962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455895505"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока русского языка на тему: "Слова-Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slova-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "172765"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423852834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства