kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Синонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Тема:  Синонимы.

Цель урока:   дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:  

- обучающие: научить различать  синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

- воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

      Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их)

Все слова языка (лексика).

Раздел науки о языке, изучающий лексику (лексикология).

Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

Беседа.

- Многозначные слова часто наряду с прямым значением имеют значение переносное. Ребята, попробуйте привести свои примеры.

Выполнить задание: подчеркнуть слова с переносным значением? Серебряное кольцо – серебряный иней, чёрные мысли – чёрный пиджак, воет волк – воет ветер.

Вспомнить понятие «олицетворение»

- В чём отличие многозначных слов от омонимов? Определить значения у слов: норка, рысь, ласка. К какому разряду слов  они относятся?

    3. Введение в тему.

    1.  Сегодня мы познакомимся с новым явлением  лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка.

Карточка 1 задание 1

                                                      Лесная сказка

     Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

     - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

     - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

     Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1. Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. (Собрались, сбежались, приплелись.)

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.)

     Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Как называются эти слова?

 (синонимы)

  4.  Сообщение темы урока и постановка цели (детьми)

5. Изучение нового материала.

Определение синонимов.(вначале определение формулируют ученики).

Прочтение определения в учебнике (оттенки лексического значения: улыбаться – смеяться, тёмный – чёрный; употребление в речи: глаза – очи).

Задание: подобрать синонимы. Красивый (прекрасный, великолепный, очаровательный, привлекательный, прелестный, обаятельный, симпатичный).

Большой (огромный, гигантский, великий, громадный).

6. Закрепление новой темы на практике.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 351 (коллективное), 350 (самостоятельно), 353 (коллективное).

7. Редактирование текста.

Детям предлагается  текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Карточка 1 задание 2

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.

Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?

Сделайте вывод: для чего нам нужны синонимы?

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок.

8. Выполнение заданий.

Найти синонимы в стихотворениях.

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

Восстановить авторский текст (подобрать синонимы).

Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся). (Исаковский)

Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда,
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (работы). (Демьянова)

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную (берегут). (Лермонтов)

 Подбери синоним из 4 букв.

Приятель – друг
Противник – враг
Солдат – воин, боец
Шагать – идти
Красный – алый
Родник – ключ
Доктор – врач.

Работа с пословицами. Записать пословицы, подчеркнуть синонимы.

1. Переливать из пустого в порожнее.
2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.
3. Приятелей много, а друга нет.

Задание на концентрацию внимания.  Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы.

УмелезаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь.

(У зайки Бубы заболели зубы)

- Какие орфограммы можете назвать в данной скороговорке?

- Чем похожа скороговорка со стихотворением Некрасова и текстом Мамина-Сибиряка? (эти тексты объединены одной темой. В них  говорится о зайцах)

9. Домашнее задание.

10. Итог урока.

О каком лексическом явлении говорили на уроке? Что нового вы узнали?

11. Рефлексия.

Карточка.

1. Д. Мамин-Сибиряк. Лесная сказка

     Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

     - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

     - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

     Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

2. Редактирование текста.

    Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

3. Найти синонимы в стихотворениях. Определить, какой частью речи они выражены.

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

  1. Восстановить авторский текст (подобрать синонимы)

Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся). (Исаковский)

Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда,
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (работы). (Демьянова)

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную (берегут). (Лермонтов)

5. Работа с пословицами. Записать пословицы, подчеркнуть синонимы.

1. Переливать из пустого в порожнее.
2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.
3. Приятелей много, а друга нет.

Задание на концентрацию внимания.  Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы.

УмелезаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Синонимы" »

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Учитель: Юшкина Н.В.

Тема:  Синонимы.

Цель урока:   дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:  

- обучающие: научить различать  синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

- воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их)

Все слова языка (лексика).

Раздел науки о языке, изучающий лексику (лексикология).

Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).


Беседа.

- Многозначные слова часто наряду с прямым значением имеют значение переносное. Ребята, попробуйте привести свои примеры.

Выполнить задание: подчеркнуть слова с переносным значением? Серебряное кольцо – серебряный иней, чёрные мысли – чёрный пиджак, воет волк – воет ветер.

Вспомнить понятие «олицетворение»

- В чём отличие многозначных слов от омонимов? Определить значения у слов: норка, рысь, ласка. К какому разряду слов они относятся?

3. Введение в тему.

1. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка.

Карточка 1 задание 1

Лесная сказка

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1. Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. (Собрались, сбежались, приплелись.)

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.)

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Как называются эти слова?

(синонимы)

4. Сообщение темы урока и постановка цели (детьми)



5. Изучение нового материала.

Определение синонимов.(вначале определение формулируют ученики).

Прочтение определения в учебнике (оттенки лексического значения: улыбаться – смеяться, тёмный – чёрный; употребление в речи: глаза – очи).

Задание: подобрать синонимы. Красивый (прекрасный, великолепный, очаровательный, привлекательный, прелестный, обаятельный, симпатичный).

Большой (огромный, гигантский, великий, громадный).

6. Закрепление новой темы на практике.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 351 (коллективное), 350 (самостоятельно), 353 (коллективное).

7. Редактирование текста.

Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Карточка 1 задание 2

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.

Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?

Сделайте вывод: для чего нам нужны синонимы?

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок.

8. Выполнение заданий.

Найти синонимы в стихотворениях.

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

Восстановить авторский текст (подобрать синонимы).

Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся). (Исаковский)

Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда,
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (работы). (Демьянова)

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную (берегут). (Лермонтов)

Подбери синоним из 4 букв.

Приятель – друг
Противник – враг
Солдат – воин, боец
Шагать – идти
Красный – алый
Родник – ключ
Доктор – врач.

Работа с пословицами. Записать пословицы, подчеркнуть синонимы.

1. Переливать из пустого в порожнее.
2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.
3. Приятелей много, а друга нет.

Задание на концентрацию внимания. Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы.

УмелезаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь.

(У зайки Бубы заболели зубы)

- Какие орфограммы можете назвать в данной скороговорке?

- Чем похожа скороговорка со стихотворением Некрасова и текстом Мамина-Сибиряка? (эти тексты объединены одной темой. В них говорится о зайцах)


9. Домашнее задание .

10. Итог урока.

О каком лексическом явлении говорили на уроке? Что нового вы узнали?

11. Рефлексия.
































Карточка.

1. Д. Мамин-Сибиряк. Лесная сказка

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.


2.. Редактирование текста.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.


3. Найти синонимы в стихотворениях. Определить, какой частью речи они выражены.

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.


Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.


Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.


  1. Восстановить авторский текст (подобрать синонимы)

Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся). (Исаковский)


Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда,
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (работы). (Демьянова)


Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную (берегут). (Лермонтов)


5. Работа с пословицами. Записать пословицы, подчеркнуть синонимы.

1. Переливать из пустого в порожнее.
2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.
3. Приятелей много, а друга нет.

Задание на концентрацию внимания. Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы.

УмелезаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Синонимы"

Автор: Юшкина Наталья Владимировна

Дата: 04.09.2015

Номер свидетельства: 228536

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-urok-ighra-v-mirie-lieksiki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122129"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414157899"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка в 7-ом классе по теме: "Повторение по теме "Наречие ""
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-om-klassie-po-tiemie-povtorieniie-po-tiemie-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "272003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451886713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства