Конспект урока по развитию речи на тему: «Синонимы и антонимы».
(обучение грамоте)
Учитель: Гребенева Мария Андреевна
Класс: 1 класс
Цели: Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.
Ход занятия:
Ι. Актуализация знаний.
- Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки.
II. Формулирование проблемы.
Учитель: ( обращаясь к детям)
-Ребята, бывает так, что дети опаздывают в школу. Так однажды опоздали три товарища на урок, зайдя в класс, они сказали по очереди:
Первый сказал:
- Не сердитесь на нас за опоздание!
Второй:
- Не обижайтесь на нас!
Третий:
- Не злитесь на нас!
Учитель:
- Где вы были?
Первый:
- Недалеко.
Второй:
- Близко.
Третий:
- Рядом.
Учитель:
- Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример:
Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.
- Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.
- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.
Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.
- К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:
Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:
Человек бежит. Река бежит.
- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река ( что делает?) бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.
- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.
Послушайте коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».
- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)
- А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)
- А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.( спеши-поторапливайся)
2. Приятелей много, а друга нет. ( приятель- друг)
3. Переливает из пустого в порожнее.( пустое- порожнее)
ΙΙΙ. Развитие умений – применение знания.
Дидактическая игра «Найди друзей»
- Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.
Алфавит Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать (Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)
( Алфавит-азбука, аккуратный -чистый, огонь- пламя, алый- красный, скакать-прыгать, бросать-кидать)
- Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.
IV.Физкультминутка «Веселая разминка»
А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
?И на место побежали!
V. Обобщение и систематизация изученного.
- В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:
Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.
- Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.
- Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел; пара слов «враг – друг»).
Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова с противоположным значением: горячий ( холодный), широкий ( узкий), злой( добрый), трусливый ( смелый), конец ( начало), радость( грусть), война( мир), ночь (день), высокий( низкий), тяжелый( лёгкий), большой( маленький), новый ( старый) радоваться грустить), бездельничать, плохо ( хорошо), мелко( глубоко), грязно ( чисто), рано ( поздно), сладкий ( горький), молодой – старый, светло – темно, плачет – смеется.
Игра «Подскажи словечко»
Куст низкий, а дерево … ( высокий)
Вагон большой, а тележка … ( маленькая)
Ночь была холодная, а день … ( тёплый)
Молоко жидкое, а сметана … ( густая)
Малина сладкая, а лимон … ( кислый)
VI. Итог урока.
- Сегодня мы с вами совершили путешествие по стране слов. Скажите:
- Как эти слова называются?( синонимы и антонимы).
- Какую работу выполняют синонимы- слова- друзья близкие по значению и антонимы – слова- недруги противоположные по значению?
(Они позволяют нам не повторяться, делают нашу речь богаче и красивее).
-Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.