kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: углубить знания учащихся об однородных членах, связанных сочинительными союзами; развить понятие о союзном соединении однородных членов; выработать и закрепить пунктуационный навык; продолжить подготовку к экзамену; воспитывать любовь к родному языку.

 Готовясь к экзамену по русскому языку, дети должны усвоить постановку знаков препинания при однородных членах. Большинство случаев постановки знаков препинания им уже известно.

С целью отработки пунктуационных, речевых навыков, а также подготовки к ЕГЭ выполняются тренировочные упражнения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них" »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Грязновская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Курской области












Урок на тему:

«Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них»

(8 класс)






Подготовила: учитель русского языка

и литературы Сысоева Е.Г.
















2014 год

Тема: Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Цель: углубить знания учащихся об однородных членах, связанных сочинительными союзами; развить понятие о союзном соединении однородных членов; выработать и закрепить пунктуационный навык; продолжить подготовку к экзамену; воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение и запись темы, сообщение целей.

  2. Синтаксическая разминка (на экране) и 3 учащихся работают по карточкам.

1.Какие из предложений являются односоставными неопределённо-личными?

1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спать.

2) Стою один среди равнины голой.

3) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

4) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла (предложение на доске).

( Сделайте синтаксический разбор найденного предложения.)

Ребята, скажите, какая синтаксическая связь в 4 предложении при однородных членах? ( интонационная)

Воспроизведение сведений об однородных членах. Фронтальный опрос.

  1. Какие члены предложения называются однородными?

  2. Как ещё осуществляется сочинительная связь при однородных членах? (при помощи сочинительных союзов)

  3. Рассмотрим таблицу сочинительных союзов.

Что вы можете сказать о сочинительных союзах по представленной таблице?

Позиция

в предложении

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

Одиночные

и, да

а, но, да (=но), однако, же, зато

или (иль), либо,


Повторяющиеся

и…и,

ни…ни


или…или, либо...либо, то…то,

Двойные

не только…, но и

как…так и


не то…не то,

то ли…то ли

(Как делятся сочинительные союзы по значению? Как делятся сочинительные союзы по составу? Какие союзы могут быть одиночными, повторяющимися?)

Готовясь к экзамену по русскому языку, мы должны усвоить постановку знаков препинания при однородных членах. Большинство случаев постановки знаков препинания вам известно. Рассмотрите таблицу, данную на экране, и скажите, что для вас знакомо, а что ново?


I. Запятая ставится между однородными членами:


[О, а О].

1. Перед противительными союзами, например:

Он коллекционировал не мар­ки, а открытки.

[и О, и О]. [и О, и О, и О].


[О, и О, и О].

2. Перед повторяющимися со­юзами, например:

  1. Он коллекционировал и мар­ки, и открытки.


  1. Он коллекционировал и марки, и открытки, и значки.


  1. Он коллекционировал мар­ки, и открытки, и значки.

[как О, так и О].

3. Перед второй частью двой­ных союзов, например:

Он коллекционировал как марки, так и открытки.


II. Запятая не ставится между однородными чле­нами, соединёнными одиночным, соединительным или разделительным союзом, например:

[О и О].

[О, О и О].

[О или О].

1) Он коллекционировал марки и открытки.

2) Он коллекционировал марки, открытки и значки.

3) Привезите мне новые марки или значки.

Примечания:1. Запятая ставится перед союзом да и, обозначающим добавление к сказанному раньше: Он хорошо рисовал, да и чертил не­плохо.

2. Никогда не разделяются запятой фразеологические обороты с повторяющимися союзами и…и, ни…ни: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря и т. п.

(Внимание! Если повторяющийся союз начинается ни с первого члена однородного ряда, знак ставится и перед первым союзом).

  1. Закрепление. С целью отработки пунктуационных, речевых навыков, а также подготовки к ЕГЭ выполним тренировочные упражнения.

Объяснительный диктант.

Запишите предложения, укажите однородные члены. Какими союзами они соединены? Объясните знаки препинания, составьте схемы 1 и 3 предложений.

  1. Над моею головой тревожно бились листья клёна, но (не) сверкали от лучей солнца, а бледно рисовались на ( тёмно-синем) фоне.

  2. Чернеющая косая туча птиц заслонила и лес, и небо, и синеющую2 даль.

  3. Осень (при)шла врасплох и завладела землёй, садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами.

  4. Человек с трудом переносит как мороз, так и жару.

Вопрос учителя :Какие сочинительные союзы соединяли однородные члены предложения?

Предупредительный диктант.

  1. Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека.

  2. У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

  3. Цветы лучше собирать утром или под вечер.

  4. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев.

  5. Бабушка встала ни свет ни заря.

(Прочитать эти предложения с правильной интонацией, которая поможет избежать ошибок в постановке знаков препинания. Объясните постановку знаков препинания.) Вопрос: когда ставятся знаки препинания при однородных членах?

  1. Творческая работа.

Какое из приведённых предложений должно быть первым в этом тексте. Определите способы связи однородных членов в предложениях, расставьте знаки препинания.

1) Собрались покричали и полетели за высокие горы за синие моря в тёплые страны.

2) Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться думушку думать.

3) Подула Зима холодом сорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам.

  1. Тест.

  1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (Знаки препинания не расставлены).

  1. Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.

  2. В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.

  3. Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.

  4. Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи.

  1. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

В кладовке пахло морем, смолой, и глухо слышался плеск волн и шуршанье прибрежной гальки.

  1. Оказалось, что мой попутчик свободно говорит на французском, и немецком, и английском, и испанском.

  2. Молодёжь не знает границ ни в обожании, ни в презрении.

  3. Гости стекались со всех концов в дрожках, верхом, и в колясках и располагались в многочисленных комнатах замка.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.

1) 1,3,4 2) 1,2 3) 2,3,4 4) 1,4

Вопрос учителя: Назовите однородные члены в предложении.

  1. Обобщение. Ребята, что для вас было знакомо ,и что нового вы узнали на уроке.

  2. Рефлексия. Дайте оценку понимания данной темы. Напишите в тетради, как вы поняли тему.

- Всё понятно, разобрался на «хорошо» и «отлично».

- нужно поработать ещё дома, чтобы лучше понять тему.

- Не разобрался в теме.

7. Домашнее задание: задание дифференцированное.

на «3» №248 (списать, расставить пропущенные запятые)

на «4» и «5» №250, задание усложнённое, направленное на развитие творческого мышления (вставить на месте пропусков после второй части двойного союза подходящий по смыслу однородный член, записать предложения, расставляя знаки препинания. Какие из двойных союзов указывают на большую значимость второго однородного члена?)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Сысоева Елена Геннадьевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152846

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них "
    ["seo_title"] => string(81) "odnorodnyie-chlieny-sviazannyie-sochinitiel-nymi-soiuzami-i-punktuatsiia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "105650"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402899637"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства