Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения". 5 класс.
Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения". 5 класс.
Это третий урок по теме "Однородные члены" . Закрепляется умение находить однородные члены предложения, отрабатывается умение составлять схемы предложений с однородными членами, ставить знаки препинания при обобщающем слове и однородных членах. Форма урока: практическое закрепление материала с использованием элементов драматизации. Методы: словесный, опережающего обучения, творческой организации, наглядный. Тип урока: закрепление материала с использованием ранее полученных умений и навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения". 5 класс. »
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Йошкар-Олы»
Республики Марий Эл
Конспект урока русского языка
«Однородные члены предложения»
5 класс.
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Кривомаз Надежда Витальевна.
Цели: обучающая: закрепление материала по теме однородные члены, закрепление умения находить однородные члены предложения, знать их признаки, вырабатывать умение составлять схемы предложений с однородными членами, ставить знаки препинания при обобщающем слове при однородных членах.;
Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, монологической и диалогической речи, развивать память школьников, наблюдательность, познавательный интерес к предмету, развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы;
воспитывающая: учить находить что-то новое, интересное, увлекательное в в теме, вырабатывать интерес к урокам русского языка;
развитие речи: конструирование предложений, составление связного рассказа, работа с текстом;
повторение: синтаксический разбор простого предложения, тире между подлежащим и сказуемым, повторение орфограмм;
тип урока: закрепление материала с использованием ранее полученных умений и навыков;
форма урока: практическое закрепление материала с использованием элементов драматизации;
методы: словесный, опережающего обучения, творческой организации, наглядный.
Задание: списать предложения, расставить знаки препинания. В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указать, чем выражено подлежащее и сказуемое.
Андерсен великий детский сказочник. Герда и Кай герой его сказки «Снежная королева». Герда смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
Карточка 2.
Задание: списать предложения, вставить пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркнуть главные члены и указать, чем они выражены. Выписать любые два словосочетания и разобрать их.
Я н…чую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам со…нце б…ёт сквозь л…ству. Вороб…и с уд…влением заглядывают в бесе…ку. Их привлекают ч…сы. Они тикают на круглом ст…ле.
В городском парке росли розы тюльпаны лилии. Дюймовочка нагнулась над птицей раздвинула пёрышки и поцеловала её прямо в закрытые глазки. Рыбки столпились у стебля и живо перегрызли его своими зубками.
Задание у доски. 1. Подготовить рассказ об однородных членах предложения по сигнальной карточке и привести пример на каждый случай.
Синтаксический разбор предложения с однородными членами.
Хорошие книги любят взрослые, старики, дети.
Класс работает с текстом, записанным на доске.
Задание: списать, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Найти и подчеркнуть однородные члены. Составить схемы 2,3,5 предложений.
Книга наш друг и советчик. Из журналов книг и брошюр мы узнаём много нового о жизни на Земле. Над созданием книг трудятся писатели художники печатники. Труд их сложен но важен и почётен. Ты помни об этом и береги книги.
Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку, составить схемы предложений.
Умная книга учит тебя многому доброте честности справедливости. Старайся читать разные книги фантастику приключенческую литературу.
Вывод: однородные члены предложения выделяются запятыми на письме, при них могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные члены.
Закрепление материала.
Слово учителя.
Повторение этой темы начнём со сказки, придуманной учёными, которые написали замечательную книгу о предложении «Это непростое простое предложение». Герой этой сказки – Почемучка, очень любознательный и сообразительный мальчик.
Инсценировка сказки.
Автор: Жили-были и сейчас живут на свете слова. Дружно живут, без устали работают вместе с людьми. Работают слова в предложении, помогают людям общаться друг с другом, налаживать дела.
Шёл я однажды в школу, и так случилось, что увидел я группу слов, которые ровной шеренгой двигались по той же дороге. Разобрало меня любопытство, догнал я эти слова и обратился к первому.
- Куда вы идёте?
1 чтец: Я глагол «Выйти» и сегодня работаю сказуемым при подлежащем «ветер».
Автор: А вы, уважаемое слово? – обратился я ко второму.
2 чтец: Я глагол «постучать» и работаю сказуемым в том же самом предложении.
Автор: Как? Значит, и вы поясняете подлежащее «ветер»?
2 чтец: Да, и я. Да ты не удивляйся, мальчик. Вся наша бригада из 6 глаголов сегодня поясняет подлежащее «ветер». Мы выполняем в предложении одинаковые синтаксические функции, потому и называемся однородными членами.
Автор: Но вас так много! Не будете ли вы мешать друг другу?
1 чтец: Что вы! Работать так очень удобно. Мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга. Послушай!
3 чтец:
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых,
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
Автор: Действительно, неплохо получается. А между собой вы как ладите? Кто кому подчиняется?
1 чтец: В том-то и дело, что среди нас нет главных и зависимых слов. Мы синтаксически равноправны и находимся в равных отношениях.
Автор: Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом?
Чтец: Мы связаны друг с другом интонацией, нередко нам в этом помогают сочинительные союзы.
Автор: Так! Интересная у вас работа, однородные сказуемые. А другие члены предложения могут быть однородными?
3 чтец: Могут, конечно. Только ты об этом сам в учебнике почитай.
Автор: И глаголы дружно зашагали в школу. – Спасибо! – крикнул я вслед глаголам и заторопился в класс. Шёл и думал, а как же подлежащее? Ведь оно независимый член предложения, бывают ли однородные подлежащие? Достал я учебник русского языка, нашёл параграф о подлежащем и обратился прямо к нему.
- Извините, пожалуйста, за беспокойство, многоуважаемое подлежащее, мне очень нужно знать, бывают ли однородные подлежащие?
Подлежащее: Конечно, бывают. А ты почему сомневаешься?
Автор: Так ведь однородные члены зависят от одного члена, а вы?
Подлежащее: Однородные подлежащие сами командуют одним и тем же сказуемым. Например, в предложении Малина и черника уже поспели подлежащие малина и черника определяют форму сказуемого, его множественное число, понимаешь?
Автор: Как не понять! – ответил я, поблагодарил подлежащее и закрыл книгу. Тут прозвенел звонок, и сказка кончилась. Но я решил , что потом узнаю подробнее об однородных членах и вам, ребята, советую.
Слово учителя.
Вопросы: - о чём идёт речь в этой сказке?
- вспомните ещё раз правило об однородных членах предложения.
А теперь мысленно включим телевизор и посмотрим на экран. Там проходит пресс-конференция с однородными членами предложения.
Ведущий: скажите, кто из вас первым будет отвечать на вопросы?
Однородные члены: На любые вопросы мы отвечаем все вместе.
Ведущий: Что вы делаете в предложении?
Однородные члены: Выполняем работу одного из членов предложения.
Ведущий: Какого?
Однородные члены: Любого, хоть главного, хоть второстепенного.
Ведущий: Кто из вас главный?
Однородные члены: Мы абсолютно равны. Мы подчиняемся только нашему руководителю, одному из членов предложения. Вот пример:
Англичанин мистер Хопп
Смотрит в длинный перископ,
Видит горы и леса,
Облака и небеса.
Мы работаем дополнением у глагола «видит», он руководит всеми нами – четырьмя словами.
Ведущий: что вы хотите пожелать своему зрителю, ученику?
Однородные члены: Ставь между нами запятые, если нет опасного союза и. Читай правила, уж очень их много.
Ведущий: Спасибо за беседу. Дорогие зрители! Эта пресс- конференция сообщила нам важную информацию. Какую?
Вывод: опасный союз и перестаёт быть опасным, если повторяется более одного раза, тогда запятая ставится.
Проверка домашнего творческого задания.
Задание: найти в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» предложения с однородными членами, выписать их. Составить схемы предложений.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
И к царевне наливное, молодое,
Золотое прямо яблочко летит.
И царевна хохотать,
Да плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Задание у доски: дописать предложения, обозначить, чем выражены однородные члены, составить схемы предложений.
На озере ребята купались…
Солнце осветило луг…
Отряд шёл бодро…
Вывод: однородными членами могут быть и сказуемые, и обстоятельства, и дополнения.
Слово учителя.
Завершаем урок словарно-орфографической работой.
репортаж
конференция
Задание: записать эти слова в словарики. Попробуйте объяснить значения этих слов. Подберите к этим словам определения. Какие орфограммы вы нашли в этих словах? Объясните их. Составьте простые предложения с этими словами.