kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения". 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это третий урок по теме "Однородные члены" .  Закрепляется умение находить однородные члены предложения,  отрабатывается  умение составлять схемы предложений с однородными членами, ставить знаки препинания при обобщающем слове и однородных членах. Форма урока: практическое закрепление материала с использованием  элементов драматизации. Методы: словесный, опережающего обучения, творческой организации, наглядный. Тип урока: закрепление материала с использованием ранее полученных умений и навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения". 5 класс. »

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Йошкар-Олы»

Республики Марий Эл













Конспект урока русского языка



«Однородные члены предложения»

5 класс.

















Подготовила: учитель русского языка и литературы

Кривомаз Надежда Витальевна.









Цели: обучающая: закрепление материала по теме однородные члены, закрепление умения находить однородные члены предложения, знать их признаки, вырабатывать умение составлять схемы предложений с однородными членами, ставить знаки препинания при обобщающем слове при однородных членах.;

Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, монологической и диалогической речи, развивать память школьников, наблюдательность, познавательный интерес к предмету, развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы;

воспитывающая: учить находить что-то новое, интересное, увлекательное в в теме, вырабатывать интерес к урокам русского языка;

развитие речи: конструирование предложений, составление связного рассказа, работа с текстом;

повторение: синтаксический разбор простого предложения, тире между подлежащим и сказуемым, повторение орфограмм;

тип урока: закрепление материала с использованием ранее полученных умений и навыков;

форма урока: практическое закрепление материала с использованием элементов драматизации;

методы: словесный, опережающего обучения, творческой организации, наглядный.

Оборудование: доска, таблицы, сигнальные карточки.



Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Опрос.

  1. Работа по карточкам.







Карточка 1.

Задание: списать предложения, расставить знаки препинания. В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указать, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Андерсен великий детский сказочник. Герда и Кай герой его сказки «Снежная королева». Герда смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.

Карточка 2.

Задание: списать предложения, вставить пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркнуть главные члены и указать, чем они выражены. Выписать любые два словосочетания и разобрать их.

Я н…чую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам со…нце б…ёт сквозь л…ству. Вороб…и с уд…влением заглядывают в бесе…ку. Их привлекают ч…сы. Они тикают на круглом ст…ле.

Карточка 3.

Задание: списать предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены, составить схемы предложений.

В городском парке росли розы тюльпаны лилии. Дюймовочка нагнулась над птицей раздвинула пёрышки и поцеловала её прямо в закрытые глазки. Рыбки столпились у стебля и живо перегрызли его своими зубками.

Задание у доски. 1. Подготовить рассказ об однородных членах предложения по сигнальной карточке и привести пример на каждый случай.

  1. Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Хорошие книги любят взрослые, старики, дети.

Класс работает с текстом, записанным на доске.

Задание: списать, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Найти и подчеркнуть однородные члены. Составить схемы 2,3,5 предложений.

Книга наш друг и советчик. Из журналов книг и брошюр мы узнаём много нового о жизни на Земле. Над созданием книг трудятся писатели художники печатники. Труд их сложен но важен и почётен. Ты помни об этом и береги книги.

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку, составить схемы предложений.

Умная книга учит тебя многому доброте честности справедливости. Старайся читать разные книги фантастику приключенческую литературу.

Вывод: однородные члены предложения выделяются запятыми на письме, при них могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные члены.

  1. Закрепление материала.

Слово учителя.

Повторение этой темы начнём со сказки, придуманной учёными, которые написали замечательную книгу о предложении «Это непростое простое предложение». Герой этой сказки – Почемучка, очень любознательный и сообразительный мальчик.

Инсценировка сказки.

Автор: Жили-были и сейчас живут на свете слова. Дружно живут, без устали работают вместе с людьми. Работают слова в предложении, помогают людям общаться друг с другом, налаживать дела.

Шёл я однажды в школу, и так случилось, что увидел я группу слов, которые ровной шеренгой двигались по той же дороге. Разобрало меня любопытство, догнал я эти слова и обратился к первому.

- Куда вы идёте?

1 чтец: Я глагол «Выйти» и сегодня работаю сказуемым при подлежащем «ветер».

Автор: А вы, уважаемое слово? – обратился я ко второму.

2 чтец: Я глагол «постучать» и работаю сказуемым в том же самом предложении.

Автор: Как? Значит, и вы поясняете подлежащее «ветер»?

2 чтец: Да, и я. Да ты не удивляйся, мальчик. Вся наша бригада из 6 глаголов сегодня поясняет подлежащее «ветер». Мы выполняем в предложении одинаковые синтаксические функции, потому и называемся однородными членами.

Автор: Но вас так много! Не будете ли вы мешать друг другу?

1 чтец: Что вы! Работать так очень удобно. Мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга. Послушай!

3 чтец:

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых,

И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

Автор: Действительно, неплохо получается. А между собой вы как ладите? Кто кому подчиняется?

1 чтец: В том-то и дело, что среди нас нет главных и зависимых слов. Мы синтаксически равноправны и находимся в равных отношениях.

Автор: Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом?

Чтец: Мы связаны друг с другом интонацией, нередко нам в этом помогают сочинительные союзы.

Автор: Так! Интересная у вас работа, однородные сказуемые. А другие члены предложения могут быть однородными?

3 чтец: Могут, конечно. Только ты об этом сам в учебнике почитай.

Автор: И глаголы дружно зашагали в школу. – Спасибо! – крикнул я вслед глаголам и заторопился в класс. Шёл и думал, а как же подлежащее? Ведь оно независимый член предложения, бывают ли однородные подлежащие? Достал я учебник русского языка, нашёл параграф о подлежащем и обратился прямо к нему.

- Извините, пожалуйста, за беспокойство, многоуважаемое подлежащее, мне очень нужно знать, бывают ли однородные подлежащие?

Подлежащее: Конечно, бывают. А ты почему сомневаешься?

Автор: Так ведь однородные члены зависят от одного члена, а вы?

Подлежащее: Однородные подлежащие сами командуют одним и тем же сказуемым. Например, в предложении Малина и черника уже поспели подлежащие малина и черника определяют форму сказуемого, его множественное число, понимаешь?

Автор: Как не понять! – ответил я, поблагодарил подлежащее и закрыл книгу. Тут прозвенел звонок, и сказка кончилась. Но я решил , что потом узнаю подробнее об однородных членах и вам, ребята, советую.

Слово учителя.

Вопросы: - о чём идёт речь в этой сказке?

- вспомните ещё раз правило об однородных членах предложения.

А теперь мысленно включим телевизор и посмотрим на экран. Там проходит пресс-конференция с однородными членами предложения.

Ведущий: скажите, кто из вас первым будет отвечать на вопросы?

Однородные члены: На любые вопросы мы отвечаем все вместе.

Ведущий: Что вы делаете в предложении?

Однородные члены: Выполняем работу одного из членов предложения.

Ведущий: Какого?

Однородные члены: Любого, хоть главного, хоть второстепенного.

Ведущий: Кто из вас главный?

Однородные члены: Мы абсолютно равны. Мы подчиняемся только нашему руководителю, одному из членов предложения. Вот пример:

Англичанин мистер Хопп

Смотрит в длинный перископ,

Видит горы и леса,

Облака и небеса.

Мы работаем дополнением у глагола «видит», он руководит всеми нами – четырьмя словами.

Ведущий: что вы хотите пожелать своему зрителю, ученику?

Однородные члены: Ставь между нами запятые, если нет опасного союза и. Читай правила, уж очень их много.

Ведущий: Спасибо за беседу. Дорогие зрители! Эта пресс- конференция сообщила нам важную информацию. Какую?

Вывод: опасный союз и перестаёт быть опасным, если повторяется более одного раза, тогда запятая ставится.

Проверка домашнего творческого задания.

Задание: найти в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» предложения с однородными членами, выписать их. Составить схемы предложений.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

И к царевне наливное, молодое,

Золотое прямо яблочко летит.

И царевна хохотать,

Да плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Задание у доски: дописать предложения, обозначить, чем выражены однородные члены, составить схемы предложений.

На озере ребята купались…

Солнце осветило луг…

Отряд шёл бодро…

Вывод: однородными членами могут быть и сказуемые, и обстоятельства, и дополнения.

Слово учителя.

Завершаем урок словарно-орфографической работой.

репортаж

конференция

Задание: записать эти слова в словарики. Попробуйте объяснить значения этих слов. Подберите к этим словам определения. Какие орфограммы вы нашли в этих словах? Объясните их. Составьте простые предложения с этими словами.

  1. Обобщение. Подведение итогов урока.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения". 5 класс.

Автор: Кривомаз Надежда Витальевна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174440

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока на тему "Однородные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "153277"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420990126"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока по теме "Однородные члены предложения". "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "161931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422287832"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "294736"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455716522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства