Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Правописание буквосочетаний чу –щу»
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Правописание буквосочетаний чу –щу»
Тема урока: «Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ».
Планируемый результат:
Предметный: формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу и обозначение на письме слов с сочетаниями чу-щу, видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
УУД:
Регулятивные: освоение правил написания слов.
Познавательные УУД: видеть опасные места в словах, обосновывать написания сочетаний чу-щу.
Коммуникативные УУД: умение объяснять свои действия.
Личностный: осознавать алгоритм своего действия, перевод внешней речи на внутренний план.
Формы организации детей: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Правописание буквосочетаний чу –щу»»
Тема урока: «Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ».
Планируемый результат:
Предметный: формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу и обозначение на письме слов с сочетаниями чу-щу, видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
УУД:
Регулятивные: освоение правил написания слов.
Познавательные УУД: видеть опасные места в словах, обосновывать написания сочетаний чу-щу.
Коммуникативные УУД: умение объяснять свои действия.
Личностный: осознавать алгоритм своего действия, перевод внешней речи на внутренний план.
Формы организации детей: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
– Откройте тетрадь, как должна правильно лежать тетрадь?
Д: Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно держу, сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь).
– Запишите число, классная работа. (Записывают)
4. Чистописание.
1)На экране словарные слова, у детей - веера-гласные.
Н-род, м-роз, ул-ца, р-бята, -зык.
На доске запись: АаОоУу Ее Яя
5. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности каждого учащегося.
Показываю картинку, на которой нарисован лук.
– Что это, запишите.( Лук. Ученик пишет на доске).
– Какой первый звук в слове, обозначьте его цветным карандашом.
Д: Согласный, твердый, звонкий.
– Почему?
Д: Потому, что за ним стоит гласная у, которая указывает на твердость согласного звука.
Показываю картинку, на которой нарисован люк.
– Что это, запишите.
Д: люк. (Ученик пишет на доске).
– Какой первый звук в слове, обозначьте его цветным карандашом.
Д: Согласный, мягкий, звонкий
– Почему?
Д: Потому что за ним стоит гласная ю.
– Вывод.
Д: Гласная у указывает на твердость согласных звуков, а гласная ю – на мягкость.
Постановка учебной задачи
– Отгадайте загадки и запишите слова отгадки.
– Это загадка легка: Длинный братишка носка.
Ученик пишет на доске: чулок.
– Блещет в речке чистой спинкой серебристой, Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.
Д: щука.
– Сравните первые звуки в этих словах?
Д: Согласные, всегда мягкие, глухие, шипящие.
– Какая вторая буква в этих словах?
Д: Гласная у.
– Какой возник у вас вопрос?
Д: Почему после ч, щ пишется гласная буква у?
(прикрепляю табличку с проблемой:Почему чу-щу нужно писать с буквой у?)
– Проблема?
– Какая тема нашего урока?
Д: Правописание чу-щу.
(Запись темы урока на доске:«Правописание буквосочетаний чу-щу».)
6.Освоение нового содержания образования.
А) Вводная релаксация.
Звучит приятная музыка.
Сядьте удобно. Отодвиньте учебники, тетради, ручки. Закройте глаза. Почувствуйте, как приятная волна расслабления охватывает вашу шею, плечи, руки, ноги. Почувствуйте, как каждая клеточка вашего тела отдыхает.
Представьте свое любимое место отдыха, где вам легко и спокойно. Почувствуйте, посмотрите, услышьте, какие там запахи, цвета, звуки. Пошлите любовь своему месту отдыха.
Б) Формирование мыслеобраза.(репрезентация).
Сегодня мы с вами отправимся в необычно путешествие. Вообразите удивительную страну Грамматики.
На одном берегу речки Запятушки жили гласные, на другом — согласные. А в гости буквы друг к другу ходили через мостик. Однажды летним вечером гласные У, Ю, А и Я собрались проведать согласные Ч и Щ. Поговорить о том о сём, в слова поиграть.
Буквы А и У через мостик пробежали быстро, лёгкой походкой. А вот Ю и Я расшалились, стали прямо на мосту прыгать и скакать. И допрыгались! Мостик от их прыжков расшатался, поломался и... рухнул! Гласные Ю и Я шлёпнулись в воду. Но не пугайтесь! Буква Я прямо на волнах соорудила яхту, а буква Ю на этой яхте сделалась юнгой. Понятно, почему? Яхта с буквы Я начинается, а юнга — с буквы Ю. Вот юнга на яхте и доплыл до берега, где жили гласные. И уже к согласным Ч и Щ в гости — ни ногой! К другим согласным ходили, когда мостик починили, а к Ч и Щ — нет, нет и нет!
Так что с тех самых пор после Ч и Щ стали писать А и У, а вот Я и Ю — никогда! Запомни и ты: ЧУ и ЩУ пиши с буквой У, ЧА и ЩА пиши с буквой А.
(четко повторить выделенное!)
В) Выход из релаксации.
Мысленно поблагодарите все образы и символы, которые помогли вам легко понять и запомнить новые знания.
Почувствуйте прилив сил к ногам, сожмите руки, ощутите, как энергия наполняет ваше тело. Сделайте глубокий вдох. Неторопясь, откройте глаза. Улыбнитесь.
Г) Динамическая пауза.
7.Проект решения учебной задачи в виде сформулированного правила.
А) обсуждение информации.
- Расскажите свои впечатления о путешествии.
- Что представили?
- Какие буквы?
- Что с ними случилось?
- Удалось ли вам сделать открытие о правописании гласных в буквосочетаниях «чу-щу»?
Б) – Сформулируйте сами правило правописания буквосочетаний «чу-щу»
- А теперь прочитайте правило в учебнике на стр.118 и сравните со своим. Чем можно дополнить?
8.Творческая работа, мыслеобраз.
Нарисуйте то, что вы представили в своем путешествии. Нанесите информацию, которую запомнили.
Звучит музыка, дети рисуют. Работа в группах.
Посмотрим, что у вас получилось.
9. Первичная диагностика понимания полученной модели и ее применения.
А теперь проверим, как вы усвоили наше новое правило.
А) работа по учебнику, стр. 118, упр.176. осложненное списывание.
(дети работают)
Если все справились, то поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.
(взаимопроверка)
Б) Звуко-буквенный анализ слова «щука».
Отгадайте загадку:
Хвостом виляет, зубаста, не лает. (Щука).
Подберем однокоренные слова.
Щука, щуренок, щучка.
Произведем звуко-буквенный анализ этого слова.
щуIка [щука] – 2 слога, 4 б., 4 зв.
Самопроверка. На доске открывается правильный ответ.
- У кого правильный ответ, поднимите руку.
10. Итоговое закрепление.
–Теперь проверим как вы самостоятельно сможете применить знания на новое правило?
На столах лежат цветные карточки с дифференцированными заданиями.
– Выберите для себя задание и выполните его.
Зеленый цвет:Найдите и исправь ошибки в письме Незнайки, подчеркните известные орфограммы.
Сон Незнайки.
Заблудился в лесной чяще. Укололся о шыпы и упал. Смотрю, – в кустах чюдовище. Сощюрил я глаза, и вдруг проснулся.
Синий цвет: Измените по образцу: Кричать – кричу и запишите слова
Молчать–
Пищать –
Крутить–
Хотеть –
Учить –
Тащить –
Проверка:
1 задание: один ученик на интерактивной доске исправляет ошибки и оценивает свою работу на уроке.
Проверка по интерактивной доске:
Молчать – молчу
Пищать – пищу
Крутить – кручу
Хотеть – хочу
Учить – учу
Тащить – тащу
Один ученик читает свои слова и оценивает свою работу.
Ребята соглашаются или нет с помощью линейки «Да – нет». (Семафорят сигнальными линейками «да»– «нет»)
11. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)
– Ответили вы на главный вопрос урока?
– Как пишутся сочетания чу-щу? Почему?(Эти звуки всегда мягкие, они
дружат с гласным у).
– Ребята, а теперь давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствуют вашей работе на уроке.
Список литературы:
Русский язык», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В., образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2011 г.
Русский язык 1-2 класс. Методические рекомендации для учителя. ФГОС Образовательная система «Школа 2100!. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронин