ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Тема урока | «Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам.» |
Цель урока | – развитие умений находить слова, обозначающие действия предмета, и ставить к ним вопросы. |
Задачи | - развитие умений классифицировать слова по вопросу. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. | 1. Обобщать и классифицировать по признакам. 2. Ориентироваться на развороте учебника. 3. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. 4. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 3. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 4. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 5. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Решаемые учебные проблемы | определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Слова названия действий предметов |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | |
Образовательные интернет-ресурсы | - http://school2100.com/ |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. ЭТАП Актуализация знаний |
Деятельность учителя Откройте тетрадь. – Что надо записать? –Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». - Какую группу слов мы с вами изучаем сейчас на уроках русского языка? - Что могут называть слова? Слова названия
Предметы Признаки - На какие вопросы отвечают слова названия предметов? А признаков? - Давайте распределим слова по группам. Ветер, красный, весёлый, плащ, яблоко, зелёный, зеленеет. Дети получают карточки для работы в парах. Два человека работают у доски. | Деятельность обучающихся (Дату.) Комментированная запись числа. Классная работа. С опорой на схему дети дают ответы. Слова названия Предметы, их признаки
Кто? Что? Какой?.... Какие?
Проверка выполненной работы |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Деятельность учителя Создание проблемной ситуации. - Какое слово осталось у ребят на доске и у вас на карточках? Почему вы его не добавили ни в какую группу?
- – Что же делать? (Составить предложение с этими словами.)
– Сделайте вывод: на какой вопрос отвечает слово зеленеет? (Что делает?) – Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока? (Слова, отвечающие на вопрос что делать?, обозначающие действие предмета.) | Деятельность обучающихся
Зеленеет Затрудняемся с вопросом, нет слова, от которого будем задавать вопрос. Работа в парах, Ученики составляют предложения со словом зеленеет, пробуют поставить вопрос. Свои версии предлагают классу. Если версия повторяется, можно спросить, есть ли другие версии. |
3. ЭТАП целеполагания и "Открытия" нового знания. |
Деятельность учителя Работа по учебнику. - Давайте откроем учебник и проверим свои догадки. Стр 62 – Теперь прочитайте тему раздела. – Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках, чему учиться? Какую цель поставим перед собой?
Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос что делает? Учитель вызывает ученика. На листочке, который он получает, написаны слова, которые он должен показать действиями: Рисуй! Прыгай! Читай! – На какие вопросы отвечают имена детей? (Кто?) А другие слова? (Что делает?) – Что обозначают эти слова? (Разные действия.) На доске записывается слово действия рядом со словами читает и прыгает. | Деятельность обучающихся Самостоятельно читают тему раздела. Дополняют свою догадку опираясь на записанную тему в учебнике. (Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием)
- Наблюдать, искать слова, которые отвечают на вопросы ..., задавать вопросы … к словам, определять, что обозначают такие слова. Ученики называют эти действия, а потом записывают в тетрадях: Витя (что делает?) читает. Ира (что делает?) прыгает. |
4. ЭТАП планирования. |
Деятельность учителя – Составим план урока. План (примерный). 1. Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос что делает? 2. Задавать вопрос что делает? к словам-названиям действий. 3. Подбирать слова-названия действий. – Что мы сейчас делали? – Какой это умение?
Физминутка. | Деятельность обучающихся
Предлагают возможные формулировки для плана.
Планировали свою деятельность. |
ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
Деятельность учителя 2. Работа по учебнику. Упр. 81 – развивается умение задавать вопрос что делает? к словам-названиям действий. Устно. Можно сказать, что такие слова мы будем называть глаголами.
На доске учитель записывает вопрос что делает? Упр. 82 – развивается умение задавать вопрос что делал? к словам- названиям действий. После письменного выполнения проводится беседа по вопросам: – На какой вопрос отвечают слова? – Что они обозначают? (Действия предметов.) – Когда происходили все действия, сейчас или в прошлом? (В прошлом.) На доске после выполнения учитель записывает вопрос что делал? под вопросом что делает? 3. Творческое применение знаний. Устно. – Подберите подходящие слова-названия действий, отвечающие на вопрос что сделают? Птицы... Артисты...Ученики…, – Что обозначают эти слова? (Действия.) – Когда произойдут эти действия? (Когда-то в будущем.) На доске под предыдущими вопросами записываются вопросы что сделает? что сделают? – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Деятельность обучающихся
Вывод после выполнения упражнения: слова, которые отвечают на вопрос что делает?,обозначают действия предметов.
При выполнении упражнения дети обращают внимание на форму вопроса. Пытаются на основе наблюдений сформулировать вывод Вывод. К словам-названиям действий, которые произошли, мы будем задавать вопросы что делал? что делала? что сделали?
Вывод. Слова-названия действий, которые произойдут, отвечают на вопрос что сделают?
Умение работать с информацией, коммуникативные |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. |
Деятельность учителя – Назовите ключевые слова урока (действия, вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделают?). – Что обозначают слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? - Отметьте в дневнике в графе самооценка свою работу на уроке. | Деятельность обучающихся С опорой на составленную схему на доске формулируют вывод
Анализируют и оценивают свою работу на уроке. |
ЭТАП Домашнее задание. 1. Задание № 1, 3, тема 6 в «Рабочей тетради», 2-й кл. 2. Упр. 66 («Дидактический материал»). |