kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 9 классе "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в 9 классе при изучении темы "Бессоюзные сложные предложения". Цели урока: углубить  знания  учащихся о постановке знаков препинания между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения, формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять особенности этих предложений и правильно ставить знаки препинания, воспитывать  патриотизм, уважение к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" »

Учитель Власенко Татьяна Васильевна - МОУ "Средняя общеобразовательная школа №30 г. Волжского"


Урок русского языка в 9 классе.


Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.


Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков

препинания между простыми предложениями в составе

бессоюзного сложного предложения;

формирование умения устанавливать смысловые отношения

между частями бессоюзного сложного предложения, определять

особенности этих предложений и правильно ставить знаки;

воспитание патриотизма, уважения к подвигу ветеранов

Великой Отечественной войны с помощью подобранного для

анализа материала.


Оборудование урока: П/К, иллюстрации по теме "Великая Отечественная

война", схемы "Двоеточие в бессоюзном

сложном предложении", "Тире в бессоюзном сложном

предложении".


Ход урока. 1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.


Прошла война,

Прошла страда.

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!


В этом году наш народ будет праздновать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Четыре долгих военных года, двадцать миллионов человеческих жизней, миллионы сирот, вдов, горе и страдания - вот что такое эта война. И знамя Победы над рейхстагом, водруженное в мае 1945 года, - это мир, который советские солдаты принесли не только своей стране, но и народам Европы. И спустя 70 лет мы помним об их подвиге и низко кланяемся им, отстоявшим свободу и независимость нашей страны.


Сегодня тема нашего урока "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении", а использовать мы будем материалы по теме "Великая Отечественная война", чтобы почувствовать, через что прошли эти люди.




3. Словарный диктант.


Герой, доблестный солдат, агрессор, вооруженный, победоносный, лейтенант, фашистский, эвакуация, колонна, участвовать, гражданственность, оккупировать, блокада, артиллерия, радиостанция, снаряды.

4. Сравнительный анализ предложений.


1. Война шла к концу, и приближался Война шла к концу, приближался

долгожданный мир. долгожданный мир.

2. В это мгновение пуля В это мгновение пуля

пробила бутылку над головой, пробила бутылку, поднятую

и пламя охватило героя с головы над головой; пламя охватило

до ног. героя с головы до ног.


3. Люди поняли, что нужно Люди поняли: нужно научиться

научиться жить в мире. Жить в мире.


(Делается вывод: слева предложения сложные союзные, а справа - бессоюзные; в сложном союзном предложении на границе мы ставим запятую, а в бессоюзном сложном предложении могут быть и другие знаки препинания: точка с запятой, двоеточие и тире.)


5. Работа с текстом.


Непобедимый крейсер.


Фашистские войска рвались к Ленинграду. Фашисты ничего не опасались: в воздухе их охраняли самолеты. На крейсер налетели бомбардировщики. Долго держался крейсер: матросы заделывали пробоины, тушили пожары, отбивались как могли. Наконец огонь вспыхнул вблизи снарядов. Это грозило кораблю гибелью. Крейсер лег на грунт: над водой возвышались лишь надстройки. Но фашисты не знали, что внутри корабля скрытно шла работа: водолазы осматривали крейсер, подходили буксиры, подвозили листы стали, сварочные аппараты, насосы для откачки воды. Работали осторожно: фашистские наблюдатели не спускали глаз с крейсера. А на палубе между тем шла быстрая работа: крейсер маскировали под разрушенный дом. На орудийных башнях рисовали окна и двери, надстройки закрывали балками, даже веревку с бельем приспособили. Утром фашистские наблюдатели ахнули: пропал крейсер! На новый разрушенный дом на набережной они не обратили внимания.



(Задание: выписать все бессоюзные сложные предложения и объяснить постановку знака препинания, обратив внимание на смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного).



6. Анализ предложений.

(записать предложения, объяснить постановку знаков препинания между частями бессоюзного сложного предложения)


  1. Моторизованные части противника прорывались на Советскую землю - огонь нашей артиллерии и авиация останавливали их движение.

(содержание первого противопоставлено содержанию второго).

2. Машина в огне - выхода нет.

(первое указывает на условие того, о чем говорится во втором).

  1. Говорила московская станция - сразу повеяло домом.

(второе предложение указывает на вывод, следствие).

  1. Машина Николая Гастелло врезается в "толпу" цистерн -

оглушительный взрыв сотрясает воздух.

(быстрая смена событий).


7. Творческая работа.


Задание: дополнить предложения так, чтобы получились сложные союзные предложения, затем перестроить в бессоюзные, изменив, где нужно, знак препинания.


  1. Фашисты опасались крейсера, потому что…

  2. Только пушки Петропавловска могли достать врага, и …

  3. Крейсер выглядел точь-в-точь как разрушенный дом, а именно: …



Итог урока.


Делается вывод о постановке тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении.


Домашнее задание.


Написать "Письмо ветерану", высказав в нем свою признательность, свои мысли и чувства, используя при этом бессоюзные сложные предложения.


В качестве примера прочитать письмо, написанное одной из учениц класса.




Письмо ветерану.


Вечно будет жить в памяти народа, в истории России тот подвиг, который совершили вы, солдаты Великой Победы!


Дорогие ветераны!

В этом году вся наша страна будет праздновать семидесятую годовщину Победы советского народа в страшной войне, унесшей миллионы человеческих жизней. Вы прошли сквозь огонь гитлеровских артобстрелов, вы смогли выжить под бомбежками, вы бросались на амбразуры вражеских дзотов и пускали горящие самолеты на колонны фашистских танков, вы преодолевали смерть, чтобы над рейхстагом взвилось знамя Победы!

Вы принесли победу, свободу, независимость и мир, вы подарили мирное голубое небо, счастье просыпаться и слышать пение птиц, ласковый голос мамы, счастливый смех детей. Вы подарили нам радость жить, учиться, любить и быть счастливыми.

Честь и слава вам, ветераны!

Мы гордимся вами, мы не позволим забыть подвиг, совершенный вами во имя нашего светлого сегодня.

Мы будем стараться быть достойными вашей славы. Своей учебой, своим будущим заверяем вас: мы не позволим повториться ужасам войны.

Пусть крупица вашего подвига будет в сердце каждого человека, пусть горит в душе огонек любви к людям, ведущий нас, молодых, к подвигу во имя добра и красоты.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Власенко Татьяна Васильевна

Дата: 28.04.2015

Номер свидетельства: 206643

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка для 9 класса "Бессоюзное сложное предложение" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-9-klassa-biessoiuznoie-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "220201"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434542400"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока русского языка по теме "Общая характеристика сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchaia-kharaktieristika-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448218063"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Интонация БСП» (9 класс)            Технология встречных усилий"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosintonatsiiabsp9klasstiekhnologhiiavstriechnykhusilii"
    ["file_id"] => string(6) "304983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457857954"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства