1. Работа в группах: - Давайте вспомним, какие предложения называются бессоюзными? - От чего зависит постановка знаков препинания в БСП? - Какие смысловые отношения могут передаваться в БСП? 1 группа – прием «Бриллиант» (постановка тире в БСП) 2 группа - прием «Кластер» (постановка запятой, точки с запятой в БСП) 3 группа – прием «Дерево знаний» (постановка двоеточия в БСП) Минутка релаксации Практическая работа. Расставить знаки препинания. I вариант 1. Дорогой ценой досталась нашему народу победа: война унесла миллионы жизней советских людей. 2. Надо твердо знать: победу можно завоевать только в жестоком беспощадном бою. 3. Наступит день победы – прогремят салюты над Москвой. 4. Наши бойцы и офицеры прошли жестокие уроки войны – память о них будет жить в веках. 5. Не смеют крылья черные над родиной летать, поля ее просторные не смеет враг топтать. Ответы: II вариант Расставить знаки препинания. 1. Я помню: мы вышли из боя в разгар невеселой поры. 2. Так, значит, верно говорят: солдат всегда солдат. 3. Никому из нас войны не надо: никому враждебность не мила. 4. Никто не помышлял об отдыхе: всем хотелось в бой. 5. Ночная тень надвинулась на равнину – больше уже нельзя было различать на ней движение войск. Ответы: Взаимопроверка Слово учителя. Данные в практической работе предложения подобраны не случайно. В год 70-летия Победы над фашистской Германией мы вновь и вновь возвращаемся к событиям военных лет. Никто не забыт – ничто не забыто. Память остается в песнях, стихах, в рассказах фронтовиков. Синтаксический разбор предложений. Прочтите текст Назовите БСП. Определите отношения между частями, составьте схемы предложений. 1 группа: Андрей Легкунец Честь смолоду Снилась мне молодость: я на войне. Маршал Жуков на белом коне. Бросил, как пламя, в лицо на скаку: «Ключ от победы на том берегу!» Он на Суворова хваткой похож. Если прикажет,- умрешь, но возьмешь! Все его знают, все ему верят. Нет, не напрасны большие потери. Мы наступаем, форсируем реку. Как уцелеть на войне человеку? В плот угодила фашистская мина – Сразу осталось солдат половина. 2 группа: Михаил Чистяков Немало я по жизненным дорогам Сносил ботинок, Истоптал сапог. И вот смотрю на прожитое строго, Давно пора бы подвести итог. Пора сложить оружие солдату И поле боя младшим уступить. Но запрещают павшие комбаты Из фронтового строя выходить. Храню я в сердце их приказ. Встают передо мной землянки, доты И мертвых голоса: "За всех за нас Дострой, Допой, Доделай, Доработай!" Нельзя никак сдавать мне рубежи: Приказано за всех ушедших - Жить! 3 группа: Семен Анисимов Солдатская дума Давай, товарищ посидим И помолчим вдвоем… Сверкают искорки седин На ежике твоем. Я эту роспись седины Читаю так, браток, Что ты прошел поля войны И вдоль и поперек Конечно, с каждым на войне Бывает, не секрет: Увидишь милую во сне, А встанешь – милой нет. Ну, что ж, товарищ, не с одним Тобой бывает так: Мы на войне любовь храним В улыбках и мечтах. Давайте подведем итог. Выполнили ли мы поставленные задачи? А чтобы проверить насколько хорошо мы повторили изучаемый материал, выполним тестовые задания. Тестирование «Знаки препинания в БСП» Самопроверка 1 вариант: 1)Г 2) В 3)Б 4)В 5)А 2 вариант: 1)В 2)А 3)В 4)Г 5 Г |