Конспект урока русского языка
в 7 классе на тему: «Союз. Систематизация знаний»
Учитель: Лосева Ольга Геннадьевна
Тип урока: урок систематизации знаний
Цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности
Задачи: - формировать умения самостоятельно строить и применять новые знания,
- развивать умение анализировать, обобщать; развивать внимание, логическое мышление, память, воображение;
-воспитывать интерес к русскому языку, коммуникативные навыки общения для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка.
Оборудование и технические средства обучения: автоматизированное место учителя, доска Smard Board.
Наглядные пособия: презентация в программе Smard Notebook,
Ключевые слова: союз
Рабочие материалы для обучающихся: листы с заданиями, с дифференцированными заданиями, листы-проверки
Автор учебника: Бабайцева В.В.
№п/п
Этапы урока
Содержание этапа,
деятельность учителя
1.
Самоопределение к деятельности
Начинаем наш урок,
Надеюсь, он пойдет вам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать.
Урок к нам в гости просится.
Пора его начать.
2
Постановка цели и задач. Мотивация.
Актуализация знаний
1.Давайте определим тему нашего урока.
О чем идет речь?
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь.
Порою повторяюсь много раз.
- К уроку подобрала эпиграф:
Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями,
но(не) умеющий их и (з,с) пользовать,
напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу,
которая (не) умеет плавать.
А.Л. Минц
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова академика Александра Львовича Минца: «Ученик, напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать».
-Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку? (На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике.)
-Какова же цель нашего урока? (Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.)
- Блиц – опрос. Да или нет?
- Союз – это самостоятельная часть речи?
- Союзы по значению бывают сочинительные и подчинительные?
- Сочинительные союзы связывают только однородные члены предложения?
- Подчинительные союзы связывают только части сложного предложения?
- Союз - изменяемая часть речи?
- В предложении союз является членом предложения?
- По происхождению союзы могут быть непроизводными и производными.
- По структуре союзы могут быть простыми и составными.
- Союз служит для связи предложений в тексте, а также частей текста.
- По происхождению союзы бывают производные и непроизводные?
- На основе блиц – опроса, знаний, полученных на уроке, создайте кластер «СОЮЗ» (работа в паре).
- Проверьте (на интерактивной доске)
4 Обобщение и систематизация знаний
- Морфологический разбор слов в предложениях:
Самое прекрасное на земле слово – мама, И3 оно звучит на всех языках одинаково нежно.
У мамы самые добрые И3 ласковые руки.
Я хочу, ЧТОБЫ3 эти руки всегда согревали меня теплом.
(Групповой ответ у доски, работают 3 человека) Прочитайте предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. Что такое текст? Какова его основная тема? Сделайте морфологический разбор слов под цифрой «3».
Индивидуальная работа учащихся.
Выберите задание себе по силам!
1) Составьте предложения по схеме: О, и О, и О ; / /, и / /.
2) Ответьте на вопрос:
Перед вами два предложения. Скажите, какую функцию выполняет в этих предложениях союз И?
Самое прекрасное на земле слово – мама, И оно звучит на всех языках одинаково нежно.
У мамы самые добрые И ласковые руки.
Анализ ответов учащихся одноклассниками.
Собери предложение.
Постарайтесь сложить листочки так, чтобы у вас получилось предложение. Дайте характеристику предложению по числу грамматических основ. Какие похожие друг на друга части речи вам встретились в этих предложениях? Как их отличить друг от друга?
Несмотря на холод, школьники пришли на занятия.
Несмотря на то что на улице была низкая температура, ученики пришли на занятия.
2.Расскажите о правописании слов. (Учащиеся рассказывают правило о правописании союзов, объясняя графическую запись)
Также = ……. = ……. =……
Тоже = …. =…….=…….
Зато =………
Чтобы = ……….
Потому что, оттого что = …….
Самостоятельная работа с проверкой по «эталону»
4. Работа с карточками. Найдите и выделите маркером неправильное написание слов в данных предложениях.
1.Отечеством зовём мы нашу страну, по тому что в ней жили отцы наши и деды.
2.Я не знаю, чтобы ему подарить.
3.Мне то же не сиделось на месте.
4.Не берись зато, что тебе не по силам.
5.Все смолкли, зато громче затрещали ветки.
6.Идти к стойбищу надо было по тому берегу реки.
Проверка по монитору (ошибки анализируются)
(Для сильных учащихся предлагается дополнительное задание: определить, какой частью речи являются выделенные слова)
5Применение знаний в новой ситуации
1.Раскройте скобки. Обменяйтесь работами и проверьте у соседа!
Дорого, за (то) надёжно; спрятался за (то) здание; ушёл, что (бы) отдохнуть; он то (же) пришёл и сказал то (же) самое; говорил то (же), что и другие; так (же) хвастлив, как и сосед; что (бы) почитать, что(бы) больше знать о мире животных.
(ошибки анализируются и исправляются)
2. Найдите и выделите маркером ошибки в подчёркнутых словах.
1.Отечеством зовём мы нашу страну, по тому что в ней жили отцы наши и деды.
2.Я не знаю, чтобы ему подарить.
3.Мне то же не сиделось на месте.
4.Не берись зато, что тебе не по силам.
5.Все смолкли, зато громче затрещали ветки.
6.Идти к стойбищу надо было по тому берегу реки. Проверка по монитору.(ошибки анализируются)
(Для сильных учащихся предлагается дополнительное задание: определить, какой частью речи являются выделенные слова)
6. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция
Напишите только номер правильного ответа:
А 1.В каком предложении (за) то пишется раздельно?
1.Подъём на гору тяжёлый, (за) то вид открывается чудесный.
2.Приют наш мал, (за) то спокоен.
3.Зайчонок спрятался вон (за) то дерево.
4.В саду не было фруктовых деревьев, (за) то росло много сирени и цветов.
Ваш ответ: __________
А2. В каком предложении ЧТО(БЫ) пишется слитно?
1.Нужно много читать, (что(бы) быть образованным человеком.
2.Что(бы) ещё придумать интересного для викторины)
3.Что(бы) вы порекомендовали мне почитать?
4.Я не знаю, что(бы) мне почитать о космосе?
Ваш ответ ________________
А3.В каком предложении ТАК(ЖЕ) пишется слитно?
1.Павел исчез за дверью так (же внезапно, как и появился.
2.В школе я любил биологию, интересовала меня так (же) география.
3.Так (же), как и вчера, с утра шёл снег.
4.Молод тот, кто чувствует себя вечером так(же), как утром.
Ваш ответ ________________
А4.В каком предложении ТО(ЖЕ) пишется раздельно?
1.Мы то(же) идём на премьеру спектакля в наш драматический театр.
2.День то(же) не радовал, и днём было темно от туч.
3.Вы едете в деревню? Я то(же) думаю туда поехать.
4.Я сочинял письмо и в то(же) время прислушивался к разговору друзей.
Ваш ответ _________________
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ! На мониторе.
7.Домашнее задание
Домашнее задание на выбор:
1) Напишите сочинение «За что я люблю свою маму?». Отметьте кружочком все союзы, которые вы будете использовать. Назовите их разряд по значению. В сочинении обязательно должны быть использованы союзы: зато, чтобы, потому что, также.
2)проверочная работа
Проверочная работа по теме «СОЮЗ»
ФАМИЛИЯ _____________________________ ИМЯ_____________________
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.:
Что(бы)3 хорошо учит.ся надо быть хорошо организова(н,нн)ым человеком. (Не)обходимо старат.ся выполнять режим (в) течени…3 всего дня. Состав.те его (с) начала сентября и выполняйте (в) продолжени… всего учебного года. Посоветуйте так(же) поступать и своим товарищам.
(В) начале лучше ….делать самые трудные уроки (по) тому что3 их выполнение потребует больше времени. (За) то останет.ся свободное время на любимые предметы.
Если у вас что (либо) (не) получает.ся (не) обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а3 загляните в словарь. Это трудно (за) то полезно. (За) то время, которое вы потратите на чтение справоч.ной литературы, вы узна.те много нового и интересного.
8. Рефлексия деятельности
Подведение итогов урока.
1. Выполнение цели?
2. Доволен ли я своей работой на уроке?
3. Смогу ли я справиться с контрольной работой?
4. Что мне нужно повторить?