Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Сжатое изложение по отрывку из рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»
Цель урока: способствовать формированию у учащихся умений смыслового и композиционного анализа текста, развивать умение сжато пересказывать текст.
I. Смысловой анализ текста (упр. 127).
После того как ребята прочитают задание упр. 127, поможем им вспомнить, что для сжатого пересказа текста необходимо передать основную мысль каждой его части. Для этого нужно исключить второстепенную информацию и обобщить то содержание, без которого невозможно донести до читателя главную мысль текста. Таким образом, прежде всего мы должны провести смысловой и композиционный анализ текста, чтобы стало очевидно, какое содержание необходимо сохранить.
Предложим шестиклассникам определить тему текста - «Как заяц помог человеку спастись во время лесного пожара». Обсуждая основное содержание, постараемся, чтобы прозвучали примерно следующие высказывания: «Перед лицом страшной опасности животные и люди становятся союзниками, и именно в такие моменты человек оказывается способен ощутить общность своей судьбы и судеб всего живого на земле. В самые драматичные минуты, когда «смерть настигала… хватала его за плечи», персонаж рассказа обрадовался зайцу, «как родному». Он испытывает сильное эмоциональное потрясение, понимая, как сильно стремление не только человека, но и всех живых существ к жизни. Именно поэтому он испытывает глубокое чувство вины перед зайцем, в которого стрелял, но, к счастью, промахнулся.
II. Композиционный анализ текста.
Обратим внимание ребят на композиционные особенности отрывка из рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»: он имеет рамочную композицию («рассказ в рассказе»).
План текста может выглядеть следующим образом:
1) Ночь на Урженском озере.
2) Неудачная охота.
3) Лесной пожар.
4) Надежда на спасение.
5) Спасены!
6) Чувство вины.
III. Устный сжатый пересказ текста.
Потренируем ребят в устном сжатом пересказе текста, ещё раз напомнив им, что необходимо оставить только то содержание, без которого невозможно раскрыть главную мысль. Кроме того, нужно сохранить в самом кратком виде композиционные элементы, которые придают тексту цельность и законченность.
Предложим шестиклассникам выполнить следующие задания.
1. Прочитайте выразительно первую часть текста. Какую информацию мы можем считать второстепенной по отношению к основному содержанию рассказа? (Описание природы в первом абзаце, содержание второго абзаца.) Составьте краткое вступление к рассказу. (Однажды осенью автор ночевал у деда Лариона на Урженском озере, и за чаем услышал от него такую историю.)
2. Кратко перескажите завязку рассказа – вторую часть. Для этого обобщите содержание этой части. (В августе на охоте дед выстрелил в зайчонка с рваным левым ухом, но не попал.)
3. О чём говорится в третьей части? Расскажите о начале лесного пожара в одном предложении. (Вдруг охотник почувствовал сильный запах гари и понял, что начался лесной пожар.)
4. Внимательно прочитайте четвёртую часть текста и определите её главную мысль. Передайте эту мысль в одном-двух предложениях. (Рассказчик не смог бы уйти от огня, если бы не увидел зайца, который тоже пытался спастись. Или: Огонь уже настигал деда, когда из-под ног его выскочил заяц.)
5. Кратко изложите развязку рассказа (пятую часть). (Заяц вывел охотника из огня, и тот забрал его домой и вылечил опалённые лапы и живот.)
6. Перечитайте шестую часть текста и передайте её общий смысл. (Дед Ларион признался автору, что чувствует себя виноватым перед своим спасителем, ведь это оказался тот самый заяц с рваным ухом, в которого он стрелял.)
IV. Письменное сжатое изложение текста.
Прежде чем ребята приступят к сжатому изложению текста, предоставим им возможность в течение трёх-пяти минут перечитать текст, обращая внимание на написание сложных в орфографическом отношении слов.