Составление плана. Повторное чтение текста и деление на смысловые части. -Расскажите ту часть текста, которая больше всего понравилась. -О чем говорится в вашей части? -Назовите микротему. Озаглавьте. План Ключевые слова 1. Золотые лучи будят землю. рассыпать, повсюду 2. Песенка жаворонка. выпорхнул, серебряную 3. Веселый зайчик. запрыгал, по росистому 4. Петух и куры. разбудил, закудахтали, разгребать 5.Трудолюбивая пчелка. выползла, расправила 6.Маленький лентяй. разбудить, маленького, повернулся Подготовка к краткому пересказу с разбором языковых средств. -А теперь надо подумать, как сократить текст. Это значит: передать самое главное, сохранив последовательность событий, точность содержания, используя язык автора. А) Прочитайте первую часть. -Из скольких предложений она состоит? (Из одного). - Будет ли понятен текст, если мы его сократим вначале рассказа? (Нет). Вывод: это завязка рассказа, оставим ее без изменения. -Как автор сказал про солнышко, что оно делает? (Рассыпает). -Можно ли заменить это слово близким по значению? (Попробуем: рассылает, рассеивает, посылает). Прочитайте предложение с этими словами. - Какой вариант вам больше понравился. -Правильно авторский вариант лучше. Запишем это слово как опорное и добавим еще слово повсюду. Назовите орфограммы. - Перескажите первую часть. Б) Прочитайте вторую часть -О чем надо рассказать, чтобы не нарушить ее содержание и оставить самое главное? (Как жаворонок запел песенку). -Назовите очередность действий. (Встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел). -Как названа песенка жаворонка? (Серебряная). -Как по - другому можно сказать? (Звонкая, золотистая). -Что можно сократить? (Прямую речь). -Запишем в опорные слова выпорхнул, серебряную. Обозначим орфограммы. -Перескажите вторую часть. В) Прочитайте третью часть. -Что надо рассказать про зайчика? (Как он побежал добывать травку). -Замените слово побежал синонимом. (Поскакал, запрыгал). -Объясните значение слова передернул. -Как назван луг? (Золотистый). -Надо ли что-то сокращать? (Нет. Эту часть пересказываем без изменений). -Запишем в опорные слова запрыгал, по росистому. -Перескажите эту часть. Г) Прочитайте четвертую часть. -Кто главный герой части? (Петух). -Что о нем надо рассказать? (Как петух разбудил кур, чем они стали заниматься). -Что пропустим? (Пение петуха). -Назовите опорные слова разбудил, закудахтали, разгребать. -Перескажите эту часть кратко. Д) Прочитайте пятую часть. - О ком говорится вней? (Про пчелку). -Какие действия совершала пчелка? (Выползла, села, расправила, полетела собирать). - О чем можно не рассказывать? (Как звенели крылья, описание цветов). -Запишем в опорные слова выползла, расправила. Объясните орфографию. -Перескажите пятую часть. Е) Прочитайте шестую часть. -Попробуйте сократить ее самостоятельно. Пересказ 2-3 учеников. Обсуждение. Выбираем оптимальный вариант. -Какие опорные слова запишем? (Разбудить, маленького, повернулся). -Перескажите весь сжатый текст. Утренние лучи. Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи - будить землю. Первый луч попал на жаворонка. Выпорхнул жаворонок из гнезда, поднялся высоко в небо и запел серебряную песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал он по росистому лугу, побежал добывать сочную травку. Третий луч в курятнике разбудил петуха. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, расправила крылья, полетела собирать медок с душистых цветов. Пятый луч хотел разбудить маленького лентяя, а он повернулся на другой бок и опять заснул. Орфографическая подготовка. Назовите сложные предложения, составьте схемы.(Разбор знаков препинания). Написание изложения и самопроверка. На уроке дети могут пользоваться словарями. |