kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 4 классе "Краткое изложение по теме: «Утренние лучи»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку составлен в рамках образовательной системы Школа 2100.Он позволяет развивать речь обучающихся четвертых классов. Сжатое изложение очень редко встречается в программе начальной школы. Поэтому на уроках русского языка необходимо обучать учащихся основным приемам сжатой передачи текста, не искажая его содержания. Развить умения устной и письменной речи – воспринимать текст на слух и понимать содержание, пересказывать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе "Краткое изложение по теме: «Утренние лучи»"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Удомельская средняя образовательная школа №4.






Конспект урока

русского языка в 4 классе

Краткое изложение по теме: «Утренние лучи».







Разработала: учитель начальных классов

Федорова Людмила Станиславовна




Г.Удомля

2014 г.





Тема: краткое изложение «Утренние лучи».

- Обучать основным приемам сжатой передачи текста, не искажая его содержания.

– Развить умения устной и письменной речи – воспринимать на слух и понимать содержание текста, пересказывать (в том числе в письменной форме) текст, включающий предложения с прямой речью (с предварительной подготовкой).

- Формировать любовь к русскому языку.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


Организационный момент. Рефлексия.

-Сегодня на уроке мы будем кратко излагать текст, который составил К.Д.Ушинский.

Подготовительная работа.

Прочитайте текст, который находится на листочке.

Утренние лучи.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи - будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнезда, поднялся высоко в небо и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и –зум-зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

-Уточните жанр произведения. (Это рассказ).

-Какой тип текста? (Повествование).

-Почему произведение названо «Утренние лучи»?

-Кто главные герои?

-Недаром говорят: «Кто рано встает, тот вдвое живет. Кто трудно встает, у того хлеба недостает». Как понимаете эти пословицы?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде плана.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Развитие умений.

Составление плана.

Повторное чтение текста и деление на смысловые части.

-Расскажите ту часть текста, которая больше всего понравилась.

-О чем говорится в вашей части?

-Назовите микротему. Озаглавьте.


План Ключевые слова

1. Золотые лучи будят землю. рассыпать, повсюду

2. Песенка жаворонка. выпорхнул, серебряную

3. Веселый зайчик. запрыгал, по росистому

4. Петух и куры. разбудил, закудахтали, разгребать

5.Трудолюбивая пчелка. выползла, расправила

6.Маленький лентяй. разбудить, маленького, повернулся

Подготовка к краткому пересказу с разбором языковых средств.

-А теперь надо подумать, как сократить текст. Это значит: передать самое главное, сохранив последовательность событий, точность содержания, используя язык автора.

А) Прочитайте первую часть.

-Из скольких предложений она состоит? (Из одного).

- Будет ли понятен текст, если мы его сократим вначале рассказа? (Нет).

Вывод: это завязка рассказа, оставим ее без изменения.

-Как автор сказал про солнышко, что оно делает? (Рассыпает).

-Можно ли заменить это слово близким по значению? (Попробуем: рассылает, рассеивает, посылает). Прочитайте предложение с этими словами.

- Какой вариант вам больше понравился.

-Правильно авторский вариант лучше. Запишем это слово как опорное и добавим еще слово повсюду. Назовите орфограммы.

- Перескажите первую часть.

Б) Прочитайте вторую часть

-О чем надо рассказать, чтобы не нарушить ее содержание и оставить самое главное? (Как жаворонок запел песенку).

-Назовите очередность действий. (Встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел).

-Как названа песенка жаворонка? (Серебряная).

-Как по - другому можно сказать? (Звонкая, золотистая).

-Что можно сократить? (Прямую речь).

-Запишем в опорные слова выпорхнул, серебряную. Обозначим орфограммы.

-Перескажите вторую часть.

В) Прочитайте третью часть.

-Что надо рассказать про зайчика? (Как он побежал добывать травку).

-Замените слово побежал синонимом. (Поскакал, запрыгал).

-Объясните значение слова передернул.

-Как назван луг? (Золотистый).

-Надо ли что-то сокращать? (Нет. Эту часть пересказываем без изменений).

-Запишем в опорные слова запрыгал, по росистому.

-Перескажите эту часть.

Г) Прочитайте четвертую часть.

-Кто главный герой части? (Петух).

-Что о нем надо рассказать? (Как петух разбудил кур, чем они стали заниматься).

-Что пропустим? (Пение петуха).

-Назовите опорные слова разбудил, закудахтали, разгребать.

-Перескажите эту часть кратко.

Д) Прочитайте пятую часть.

- О ком говорится вней? (Про пчелку).

-Какие действия совершала пчелка? (Выползла, села, расправила, полетела собирать).

- О чем можно не рассказывать? (Как звенели крылья, описание цветов).

-Запишем в опорные слова выползла, расправила. Объясните орфографию.

-Перескажите пятую часть.

Е) Прочитайте шестую часть.

-Попробуйте сократить ее самостоятельно.

Пересказ 2-3 учеников. Обсуждение. Выбираем оптимальный вариант.

-Какие опорные слова запишем? (Разбудить, маленького, повернулся).

-Перескажите весь сжатый текст.

Утренние лучи.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи - будить землю.

Первый луч попал на жаворонка. Выпорхнул жаворонок из гнезда, поднялся высоко в небо и запел серебряную песенку.

Второй луч попал на зайчика. Запрыгал он по росистому лугу, побежал добывать сочную травку.

Третий луч в курятнике разбудил петуха. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, расправила крылья, полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч хотел разбудить маленького лентяя, а он повернулся на другой бок и опять заснул.



Орфографическая подготовка.

Назовите сложные предложения, составьте схемы.(Разбор знаков препинания).

Написание изложения и самопроверка.

На уроке дети могут пользоваться словарями.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.



III. Итог урока.


– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

– В чём испытали затруднения?

Рефлексия.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 4 классе "Краткое изложение по теме: «Утренние лучи»"

Автор: Федорова Людмила Станиславовна

Дата: 13.12.2014

Номер свидетельства: 143277


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства