Деление текста на смысловые части и озаглавливание. Прочитайте еще раз текст. -На сколько смысловых частей можно разделить текст? -О чем говорится в каждой части? 1).Как автор был в гостях у деда Лариона. 2).Как дед чуть не застрелил зайчонка с рваным ухом. 3).Как начался страшный пожар. 4).Как заяц вывел деда из огня. 5).Как дед взял к себе зайчонка и вылечил. Вывод: в тексте пять смысловых частей. -А теперь выделим микротему и озаглавим каждую часть. План 1. В гостях у деда Лариона. 2. Неудачная охота. 3.Страшный пожар. 4. Встреча с зайцем. 5.Спасение деда. Сокращение текста и подготовка к устному пересказу. -Что значит сократить текст? -Сейчас текст будем читать по частям и выделять самое главное. - О чем надо рассказать в 1 части? ( Рассказать, как автор ночевал в избушке у деда Лариона и слушал историю, которую рассказал дед). -Что, можно сократить? (Описание озера, обстановки в доме). -Зачеркните в тексте лишнюю информацию. -Перескажите сокращенный вариант 1 части. -О чем надо рассказать во 2 части? (Как дед пошел на охоту и встретил зайчонка с рваным ухом). -Что пропускаем? Почему сокращения незначительные? (Происходит завязка сюжета). -Перескажите 2 часть. -В 3 части расскажите как начался пожар, как ветер гнал огонь. -Что сократим? (Описание). -Вычеркните лишнее. -Перескажите 3 часть. -Что самое главное надо рассказать в 4 части? (Рассказать как дед встретил зайца и он вывел его из огня). -Что сократите? (Лишние действия). -Расскажите эту часть. -Что оставим в 5 части? (Как заяц спас деда и дед вылечил его). -Вычеркните лишние слова. -Расскажите 5 часть. -Расскажите сокращенный текст полностью. (Пересказ 2 человека. Редакция текста по ходу рассказа). Заяц - спаситель. Этой ночью я ночевал у деда Лариона на озере. Мы пили чай ночью, дожидаясь рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце. В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него, но промахнулся. Заяц удрал. Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга сильно тянуло гарью. Стало трудно дышать. Начался лесной пожар и огонь шел прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. Смерть настигала деда. Вдруг из-под ног у него выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние ноги. Дед обрадовался зайцу. Он знал, что звери всегда спасаются от огня. Дед побежал за зайцем. Заяц вывел деда из огня. Дед подобрал зайца и понес домой, вылечил и оставил его у себя. Орфографическая подготовка. -Обозначьте орфограммы в данных словах. Ночевал, пили, дожидаясь, рассказал, пошел охотиться, стояли, выстрелил, удрал, пошел, потянуло, поднялся, густел, стало, дышать, начался, шел, гнало, настигала, выскочил, бежал, волочил, обрадовался, знал, спасаются, побежал, вывел, подобрал, принес, вылечил. -Обратите внимание на выражения: в зайчонка с рваным ухом; с наслыханной скоростью. Повторное чтение текста и пересказ. Написание изложения и самопроверка. На уроке дети могут пользоваться словарями. |