конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы". Это первый урок в разделе "Фразеология.Культура речи". Урок сообщения новых знаний, на котором учащиеся знакомятся с фразеологией как разделом науки о языке, получают навыки определения фразеологических оборотов и правильного употребления их в устной и письменной речи, развивают свои творческие способности. Данный материал может быть полезен для учителей и учащихся общеобразовательных школ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"»
Разработка урока русского языка для 6 класса по теме
«Фразеологизмы»
Аннотация к уроку: первый урок в разделе «Фразеология. Культура речи». Данный материал может быть полезен для учителей и учащихся общеобразовательных школ.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, фразеологические и толковые словари, рисунки учащихся.
Цели урока:
образовательные:
познакомить учащихся с фразеологией как разделом науки о языке;
формировать навыки определения специфических особенностей
фразеологических оборотов;
развивающие:
развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и
письменной речи;
развивать творческие способности и образное мышление школьников;
воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Ход урока.
I. Взаимопроверка домашнего задания.
II. Синтаксическая пятиминутка.
Запись предложения:
Ночь темна и тепла,
Благодатная мгла
На долины легла.
Задание: подчеркнуть главные члены предложения, составить его схему; найти в толковом словаре значение выделенных слов.
III. Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам.
− Что общего между подолом платья и долиной? («Дол» - низ, что значит смотрящий вниз, находящийся внизу).
− Почему город под Москвой называется Подольск? Как вы думаете, где он располагается?
−Каких еще исторических родственников с данным корнем слова вы знаете? (Дол, долой, раздолье и т.д.).
IV. Изучение нового материала.
1) Актуализация знаний.
«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы детей).
2) Сообщение темы и целей урока.
В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».
3) Игра. Учитель демонстрирует рисунки, на которых фразеологизмы изображены в буквальном значении, ученики должны отгадать, что изображено и заменить фразеологизм одним словом (например, «вставлять палки в колеса» - мешать, «как кот наплакал» – мало, «как снег на голову» - неожиданно, «вешать лапшу на уши» - обманывать, «делать из мухи слона» - преувеличивать и т.д.)
4) Сообщение новых сведений о фразеологизмах.
Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами».
Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения. Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с тем фразеологизмы заметно отличаются от слов: фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую самостоятельность. Это можно подтвердить, например, тем, что в составе таких выражений используются слова, которые не всем понятны. Говорят, например, попасть впросак, хотя не все знают, что такое впросак; или
точить лясы, задать стрекача, хотя не знают, что такое лясы или стрекач.
5) Краткие выступления заранее подготовленных учащихся.
1) « Слово впросак произошло от слов ви просак; так назывался стан для кручения веревок. Отсюда и смысл выражения: попасть волосами в такой стан было очень неприятно. Слово стрекач означало «бегство».
2) « Слово лясы (балясы) означало «точёные столбики для поддержки перил» Происхождение этого выражения связывают с легкой и веселой профессией людей, вытачивающих эти столбики, любителей поговорить, поболтать во время работы».
V. Закрепление пройденного материала.
1) Вспомните фразеологические обороты со словом «рука». Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.
(Возможные варианты: валится из рук (не клеится, не работается); взять голыми руками (легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо).
2) Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. (Задания 2, 3 раздаются заранее в распечатанном виде каждому ученику).
Попутно повторяется значение лингвистических терминов «синонимы» и «антонимы»).
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
3) Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) взять себя в руки
5) в час по чайной ложке 5) грош цена
6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши
7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло
8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско
9) душа в душу 9) одержать победу
10) засучить рукава 10)на всех парах
VI.Рефлексия.
Оценки за урок.
- Чему был посвящен наш урок?
- Что такое фразеологизмы?
- Что вы о них узнали?
А на следующем уроке мы узнаем, на какие группы делятся фразеологизмы по своему происхождению. Будем учиться различать их.
VII. Задание на дом. Упр.102; объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения: 1)ахиллесова пята, 2) прокрустово ложе, 3) авгиевы конюшни.