ТЕМА: «Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе».
ЦЕЛИ:
1. Дать представление о существительных, употребляемых только в единственном или только во множественном числе.
2. Развивать умение классифицировать имена существительные по числам.
3. Воспитывать потребность понимать родной язык и воспринимать его.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный экран, компьютер, карточки для дифференцированной работы.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока. Слайд №1.
- Мы продолжаем работать по теме «Имя существительное».
- Давайте вспомним, что такое имя существительное?
- Какие грамматические значения имени существительного вы знаете?
- Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о числе имен существительных. Познакомимся со словами, употребляемыми только в единственном и только во множественном числе. Работать будем, объединяясь в группы. В конце урока каждый оценит свою работу сам. А еще я хочу, чтобы во время подведения итогов урока вы ответили на следующий вопрос: с какой целью мы знакомимся с этой темой?
- Итак, запишите в тетрадях число, классная работа.
III. Словарная работа. Слайд №2., №3.
- Прочитайте на экране слова: кефир, антенна, балкон, сметана, печенье, шоколад, директор, договор.
-Какие это слова? (Словарные).
1 задание. Работа по карточкам.
- В карточках даны словарные слова, которые вы только что прочитали. Ваша задача – распределить слова в два столбика: в первый столбик выписать слова, обозначающие продукты питания; во второй – все остальные. Параллельно вы выполните задание.
Задание первой группе: расставить ударения, подчеркнуть безударные гласные.
Задание второй группе: вставить пропущенные буквы, расставить ударения, подчеркнуть безударные гласные.
Проверка. Слайд № 4.
Подведение итогов словарной работы.
IV. Работа по теме урока.
1.
- В форме какого числа (единственного или множественного) стоят слова из второго столбика? (Единственного).
- Давайте устно поставим их в форму множественного числа.
- Теперь попробуем преобразовать в форму множественного числа слова из первого столбика. Получилось?
Вывод. В русском языке существуют слова, которые, взяв форму одного числа, в данном случае единственного, никогда ее не меняют.
2.
Работа у доски. Выполнение задания в рабочей тетради: страница 47, упражнение 127. (Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадь).
Подведение итога. В форме какого числа стоят записанные слова: множественного или единственного? (Множественного).
- Давайте устно попробуем поставить их в единственное число. Получилось?
Вывод. В русском языке существуют слова, которые, взяв форму одного числа, в данном случае множественного, никогда ее не меняют.
- Итак, с какими интересными существительными мы познакомились?
3.
Самостоятельная работа по карточкам.
Для второй группы. В данном тексте выделенные имена существительные поставьте в именительный падеж и распределите по числам (единственное и множественное).
Вы хотите испечь что-нибудь. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их.
Готовое печенье посыпьте тертым шоколадом. Подавайте к чаю. Приятного аппетита!
Для первой группы. Распределите по числам данные слова. В первый столбик выпишите существительные единственного числа, во второй – множественного.
Дрожжи, печенье, сахар, сметана, мука, тесто, шоколад, чай, сливки.
Проверка. Слайд № 5.
Вывод.
Итог урока.
- Что интересного о числе имен существительных мы сегодня узнали?
- Пригодятся ли нам эти знания?
- А теперь оцените свою работу сами.
Домашнее задание.
Страница 112, упражнение 184. Слайд № 6.
Валера и Сергей выполняют 1 часть упражнения, а Полина, Юля и Настя выполняют вторую часть упражнения.
Слайд № 7. Загадки.
По-геройски Лена с ленью
Воевала целый день.
Но, к большому сожаленью,
Победила Лену …… (лень).
Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки,
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в ……. (прятки).
Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет,
Скоро ли …..(каникулы).