Конспект урока русского языка для 8 класса специальной (коррекционной) школы по теме «Основные грамматические признаки имен существительных и прилагательных»
Конспект урока русского языка для 8 класса специальной (коррекционной) школы по теме «Основные грамматические признаки имен существительных и прилагательных»
Конспект урока русского языка для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Основные грамматические признаки имен существительных и прилагательных (род, число, падеж). Повторение»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для 8 класса специальной (коррекционной) школы по теме «Основные грамматические признаки имен существительных и прилагательных»»
Конспект урока русского языка для8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Основные грамматические признаки имен существительных и прилагательных (род, число, падеж). Повторение»
Тема: Основные грамматические признаки имен существительных и прилагательных (род, число, падеж). Повторение.
Цель: обобщение знаний учащихся об основных грамматических признаках имен существительных и прилагательных.
Задачи: закрепить умение определять род, число, падеж имени существительного и связанного ним имени прилагательного;
продолжать работу над формированием умения правильно строить предложения.
Оборудование: карточки-опрос падежами, карточки со словосочетаниями, карточки с текстами.
Ход урока.
Организационный момент.
На дворе – осень и слякоть,
Посмотри в окно.
В классе – тихо и уютно.
Будем мы работать дружно,
Нам ведь хорошо учиться нужно!
2) Работа по теме урока.
А) Распознавание частей речи.
Учитель: Я буду читать вам слова, а вы записывать их в два столбика: имена существительные и имена прилагательные.
Ученики: Слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предмет.
Учитель: С какой частью речи связано по смыслу имя прилагательное? Ученики: С именем существительным.
Б) Определение числа и рода у имен существительных и имен прилагательных.
Учитель: Прочитайте запись на доске. Докажите, что это предложение. Ученики: Слова связаны по смыслу, первое слово записано с большой буквы, в конце точка.
Учитель: Выпишите из предложения словосочетания существительного с прилагательным. Через сосновый бор и березовую рощу вьется лесная тропинка. (Проверка).
Учитель: Определите число и род имен существительных. (Комментирование). Для учеников 2го уровня обучения – памятки. Учитель: Определите число и род прилагательных. (Комментирование).
Учитель: Как определяем род и число имен существительных? Как у имен прилагательных?
Учащиеся делают вывод об определении грамматических признаков у имен прилагательных.
В) Определение падежа.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы определить падеж имен существительных?
Ученики: Поставить вопрос.
Учитель: Вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные в разных падежах.
Ученики Вспоминают названия падежей, падежные вопросы.
(Работа по цепочке: 1ый-название падежа, 2ой-вопросы).
Учитель: Как определить падеж имен прилагательных?
Ученики: По имени существительному, с которым оно связано по смыслу.
Учитель: Определите падеж прилагательных в записанных вами словосочетаниях. (Для учащихся 2 уровня обучения выдаются опоры с падежными вопросами). Проверка.
3) Закрепление умения определять грамматические признаки частей речи.
Учитель: Спишите народные приметы в тетрадь. (На доске).
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету. С раннего утра пчелы летят за добычей – к хорошей погоде.
Учитель: Выделите словосочетания существительных с прилагательными. (С комментированием).
Учитель: Определите число, род и падеж имен прилагательных. Проверка.
Учитель: Вспомните, как проверить безударные окончания имен существительных?
Ученики: Нужно подставить существительное с ударным окончанием того же склонения. КЛЮКВА НА БОЛОТ…. (……………………………) ПОДАРОК ДЛЯ ТАН….. (……………………………) ЛЕТЕТЬ НАД МОР…….. (……………………………) ТОПТАТЬЯ НА МЕСТ…. (…………………………..)
Учитель: Прочитайте записи на карточках. Что такое словосочетание? Что нужно сделать со словосочетаниями?
Ученики: Определить склонение существительных, поставить в скобках проверочное слово, дописать окончание.
Учитель: Какими словами проверяем безударные окончания существительных 1го склонения? 2го? 3го?
( На доске появляется запись: 1скл. – стена, земля 2скл. – конь, окно 3скл. – степь)
Учитель: Допишите окончания существительных, подставляя в скобках существительные с ударными окончаниями.
Взаимопроверка.
Учитель: Составьте с данными словосочетаниями предложения, подбирая к существительным имена прилагательные. (Рассмотреть варианты, выбор и запись наиболее удачного). Спелая клюква растет на сыром болоте.
Учитель: Выделите окончания имен прилагательных. Как определить окончания имен прилагательных?
Ученики: Задать вопрос к прилагательному.
6) Закрепление.
Учитель: Прочитайте текст на карточках.
Солнце скрылось за горн… хребтом. Оно бросило последн…луч на светл… облако.Горы начали скрываться в лиловой туч… . На высокой трав… выступила роса.
Учитель: Докажите, то это текст.
Ученики: Все предложения связаны по смыслу, объединены одной темой.
Учитель: Озаглавьте текст. (Выбор более точного заголовка).
Учитель: Спишите текст, вставьте пропущенные окончания. Подчеркните имена прилагательные. (Учащиеся 2 уровня обучения работают в карточках).
Учитель: Определите падеж имен существительных.
Учитель: Сдайте карточки для проверки.
7) Обобщение.
- Чем занимались на уроке?
- Как определить род, число и падеж имен прилагательных?
- Как проверить безударные окончания имен существительных?