Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи" »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Семилукского муниципального района Воронежской области
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе.
Учитель русского языка и литературы Ягодкина Мария Ивановна
Тема Имя прилагательное как часть речи
Цели 1.Повторить сведения об имени прилагательном.
2. Знать определение имени прилагательного, его морфологические и синтаксические признаки.
3.Учить умению распознавать имя прилагательное среди других частей речи, согласовывать с существительными, употреблять в речи.
4.Учить комплексному анализу текста.
5.Воспитывать любовь к слову, к родному языку.
Оборудование: Интерактивная доска, задания для комплексного анализа текста, индивидуальные карточки.
Этапы и ход занятия
Вступительное слово учителя.
Начинаем наш урок -путешествие на планету Русский язык, а конкретно – на один из его материков Морфология. На этом материке расположено много стран – различных частей речи. И одну из них мы на предыдущих уроках изучали. Что это за часть речи? (Имя существительное)
Да, очень важной частью речью является существительное, дающее имена всем предметам и явлениям окружающего мира. Но так ли оно всесильно?
Давайте проведем наблюдение.
На доску проецируется текст.
Живет у нас в лесу птица. Это птица с пестринками, а на затылке у нее перышки. У птицы клюв
- Понятно ли вам, о какой птице идет речь?
- Почему?
А теперь прочитайте следующий текст:
Живет у нас в лесу птица. Это черная птица с белыми пестринками, а на затылке у нее яркие, красные перышки. У птицы сильный острый прямой клюв.
- Какое описание отличается большей полнотой?
- А теперь понятно, какая это птица? (Дятел)
- К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?(Имя прилагательное)
II. Итак , тема нашего урока “Имя прилагательное как часть речи.”
Мы пересекли границу государства ”Имя прилагательное”.
Постарайтесь быть внимательными, чуткими к слову путешественниками, давайте будем соблюдать правила и законы этого государства.
1. Словарный диктант.
Запишите в одну колонку слова с корнем –лаг-, в другую –лож-.
(В корне лаг- лож в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса а)
2. Произведите морфемный разбор слова-термина прилагательное, запомните его написание.
Сейчас мы приблизились к первой станции нашего путешествия.
I станция “Значение имени прилагательного”
Беседа о значении имении прилагательного.
- Почему у этой части речи такое странное название? К чему оно “прилагается”?
(В самом названии части речи – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что слово должно к чему-то прилагаться, присоединяться.)
- Кто же его вечный спутник? С какой частью речи связано прилагательное? (Имя существительное, которое обозначает предмет)
- А для какой же цели прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они нам необходимы в речи? Можно ли без них обойтись?
(Мы ничего бы не знали о предмете, кроме его названия. Прилагательные помогают выделить предметы из ряда ему подобных, например, птиц).
- Что вы знаете об этой части речи? (Что обозначает, на какие вопросы отвечает? Как изменяется? Каким членом предложения бывает обычно?)
Покидая станцию “Значение имени прилагательного”, постарайтесь запомнить грамматические признаки этой части речи.(Правило)
II станция “Роль прилагательных в текстах художественной литературы”
В произведениях русской литературы мы найдем огромное количество великолепных описаний лесов, рек, озер. Каждый писатель, поэт делает это по-своему. Но едва ли не постоянным во всех этих разнообразных описаниях является присутствие прилагательных.
Выполните упражнение 567.
1. Выразительное чтение
2. Какие прилагательные помогают поэту ярко, образно нарисовать березу. А как называется это художественное определение (Эпитет)
(Эпитет – это самое меткое, нужное слово, которое выбирает поэт, писатель каждый раз, изображая известный нам предмет.)
3. Найдите прилагательные, с помощью которых береза описана как живое существо? Как называется это средство выразительности? (Олицетворение, метафора)
4. Списать, подчеркнув прилагательные.
5. Обозначьте их род, число, падеж.
Индивид, задание (сарафанчике3, карманчиках2)
6. Разобрать по составу прилагательное грустную
7. Подобрать синонимы к прилагательному грустная (безрадостная, печальная, тоскливая.) и антонимы(веселая, беззаботная).
- Что нового вы узнали о роли прилагательных в речи? (Оно может использоваться не только для обозначения признака предмета по цвету, форме запаху, материалу, но и для передачи настроения, чувств, впечатлений человека от предмета, отношение его к увиденному)
Да, именно прилагательное делают нашу роль живописной, выразительной
Сообщение о роли прилагательных в речи
По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3е место (после существительных и глаголов) Из 9 тысяч самых частых слов на долю прилагательных приходится около полутора тысяч, то есть они составляют 1/6 часть всего количества слов русского языка.
III станция «Сказочная»
Используются имя прилагательные в названиях художественных произведений.
- В названиях каких известных вам литературных сказок встречаются имена прилагательные?
А.С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Г.П. Бажов «Каменный цветок», «Серебряное копытце»
- Какие из этих прилагательных характеризуют героев сказок?
- Запишите 2 названия в тетрадь, укажите автора произведения. Как вы напишите название? (С большой буквы и в кавычках)
IV станция «Фольклорная»
Сообщение
Народ создал много фольклорных жанров, где используются прилагательные. Один из них- загадки. В них отразились народная житейская мудрость. Прилагательные, обозначая признаки предмета, оказываются очень удобным средством, чтобы описать предмет не назвав его, а именно это и нужно для загадок.
Приведем несколько загадок, построенных на прилагательных.
А вы постарайтесь их отгадать.
1. Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш)
Сам алый,
Сахарный,
Кафтан зеленый,
Бархатный (Арбуз)
– Это черная?
- Нет, это красная.
- А почему она белая?
- Потому что еще зеленая? (Смородина)
V станция «Поэтическая»
А здесь мы проведем конкурс знатоков поэзии.
Обратите внимание на доску. Вы видите отрывки из хорошо знакомых вам стихотворений. В этих четверостишиях пропущены имена прилагательные. Ваша задача – вставить прилагательное на месте пропуска.
Запишите в свои тетради наиболее понравившиеся вам строки и подчеркните прилагательные как члены предложения.
И стоит береза
В (сонной) тишине,
И горят снежки
В (золотом) огне.
(С. Есенин)
2. Весна, весна! Как воздух (чист)!
Как (ясен) небосклон?
Своей лазурию (живой)
Слепит мне очи он.
( Е. Баратынский)
VI станция «Творческая»
Путешествуя по стране «Имя прилагательное», мы все больше и больше узнавали об этой удивительной части речи. И вот теперь мы на станции «Творческая». Давайте попробуем подобрать прилагательные, чтобы наш текст стал «весенним», наполненным светом, звуками…
Спишите, вставляя имена прилагательные, обозначая их окончания.
Весна.
Пригрело ( ) солнце. На ( ) полянке начал таять снег.
С пригорка по ложбинке побежал ( ) ручеек, наполнил до краев ( ) лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.
- Для чего же служат прилагательные в речи?
Как беден был бы наш язык, если бы не было прилагательных. Мир без прилагательных теряет краски размеры, звуки – становится серым и однообразным. То ли дело с ними!
Комплексный анализ текста
Во время работы над текстом звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» «Март.
Итак, подошло к концу наше занятие – путешествие в интереснейшую страну «Имя прилагательное», наполненную звуками, запахами, удивительно красочную. Мы узнали, по каким законам «живут» прилагательные, научились согласовывать их с существительными, определяли их роль в тексте. Вы сами попробовали быть художниками слова.