kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме "Слова категории состояния"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительно мало уделяется такой теме, как слова категории состояния. Эта область методики в настоящее время мало разработана. Со  словами  категории состояния или безлично - предикативными  словами учащиеся познакомились в 7 классе. Повторительно-обобщающий урок в 10 классе  способствует осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме "Слова категории состояния" »

Тема : Слова категории состояния

10 класс

Цели урока:

1)Повторить основные сведения по теме «Слова категории состояния»;активизировать деятельность учащихся по осмыслению трудностей языкового анализа.

Задачи урока:

Способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного

Научить выделять в тексте слова категории состояния и охарактеризовывать их;

Обсудить признаки категории состояния;

 Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.

Воспитывать бережное отношение учащихся к языку



Тип урока: повторительно-обобщающий


Оборудование: сравнительная таблица, раздаточный материал , учебник (Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык. Учебник для 10 классов. ЕМЦ общеобразоват. Шк.- Алматы : Мектеп, 2014), тетрадь для алгоритмов


Ход урока:

Орг. Момент: Приветствие. Запись темы урока.- Какова цель нашего урока


Целеполагание: Ученики сами определяют цели урока.

Актуализация знаний:

-Какие слова можно отнести к словам категории состояния?

-Что обозначают слова категории состояния?

- По каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи?

- Какие значения они имеют?

Анализ предложений (на доске)

  1. Как грустно мне твое явление, весна, весна!

  2. И грустно в воду смотрится луна.

  3. Мне грустно, потому что весело тебе

Заполнение сравнительной таблицы. (ответы вставляют в «кармашки»)

-Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (в каждом предложении есть одно общее слово)

-Рассмотрим первое предложение.

  • В первом предложении «грустно» является какой частью речи? (кратким прилагательным), от чего задаем вопрос? (относится к существительному), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос явление каково?) Каким членом предложения является? (в Предложении является сказуемым); изменяется по…(дни каковы? грустны она какова? грустна)

  • Во втором – наречие, так обозначает признак действия: смотрится как? грустно, В предложении является обстоятельством.

  • В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное и наречие. Оно неизменяемо. Это совершенно особая часть речи, употребляется в предложении без подлежащего. Такие предложения называются безличными (материал 8 класса)

  • Заполнение таблицы. (3 ученика)

Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории состояния

Слово, к которому относится

Существительное

Глагол

Не зависит от других слов

Вопрос.

Каков? какова? каковы?

Как? где?

как? каково?

Что обозначает?

Признак

Предмета

Признак действия, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Синтаксическая роль

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Морфологические признаки

род, число, падеж

Не изменяется

Не изменяется


-Что обозначает эта часть речи?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос. Рассмотрим следующие предложения:

Комментированное письмо

Было жарко, душно , сыро. (Доказывают, что это СКС по таблице). - Обозначает состояние окружающей среды

Голова его закружилась, с ним сделалось дурно. – Физическое состояние живого существа

Княжна будет очень рада, потому что ей скучно. – Душевное, эмоционально- психологическое состояние

Пора добраться до картечи. Всего пересказать мне недосуг. – Возможность или невозможность, необходимость действия.

Грех тебе так горько упрекать отца родного. – Отрицательная или положительная оценка действия или состояния

Запись в тетради для алгоритмов


Слова категории состояния

Значение СКС

Состояние окружающей среды


Физическое состояние живого существа


Душевное, эмоционально- психологическое состояние


Возможность или невозможность, необходимость действия.


Отрицательная или положительная оценка действия или состояния




Практическая работа. Научить систематизировать полученные знания.


  1. Спишите. Определите значения СКС.


В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне нетрудно.

Слово учителя:

- В силу своей семантики слова категории состояния используются в поэтической речи для выражения душевного состояния лирического героя. Особенно активны в этом плане слова, обозначающие эмоциональное состояние лирического героя, психологические переживания, состояние природы:


Работа с текстом


В небесах торжестве(?)о и чудно!

Спит земля в сиянь(?) голубом …

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего, жалею ли о чем?


Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого н(?)чуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыт(?)ся и заснуть! (М. Лермонтов)



  • 1. Прочитайте . Что вы знаете об авторе ?

  • 2. Определите тему и основную мысль текста.

  • 3. Озаглавьте текст.

  • 4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

  • 5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

  • 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

  • Проверка работы



Индивидуальная работа по карточкам. (Смотреть в приложении)

Задания одинаковые - переписать, вставить пропущенные буквы, указать, какой частью речи являются выделенные слова



Самостоятельная работа (подготовка к ЕНТ)

Составить 2 тестовых вопроса с пятью вариантами ответов по теме «Слова категории состояния» (оцениваю работы выборочно). Зачитываем 2-3 работы

Подведение итогов уроке: Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке



Сообщение домашнего задания: параграф 29, упражнение419





























ПРИЛОЖЕНИЕ



Вариант1

1)Выр. жение его лица робко. Дитя счас.ливо. Она была счас. ливее брата.

2) Петя в.дет себя робко. Он счас.ливо отделался от конфликта. Анна выглядит счас.ливее сестры.

3) Труд человека кормит, лень портит. Он совершил тяжкий грех.

4) Ему это делать лень. Над старостью смеяться грех.



Вариант 2



1) О, как хорошо ваше время! – продолжала Анна. 2) Все было хорошо: и вечернее майское небо, и воздух мирных полей, и потрескивание к.стра, и запах дыма, и разг.вор д.поздна, до глубокой ночи. 3) Все хорошо под сиянием лунным. 4) Он р.зделся и с бл.женством опустился в голубеющую воду – Хорошо, – сказал он. – Ух, хорошо! – и засмеялся.

5) Мне здесь хорошо… А вы будете скучать.



Вариант 3



Все затихло в Москве. Редко-редко где слышится визг колес по зимней улице. В окнах огней уже нет, и фонари потухли. От церквей разносятся звуки колоколов и, к.лыхаясь над спящим городом, пом. нают об утре. На улицах пусто. Редко где промесит узкими полозьями песок с снегом иной извоз.ик и, перебравшись на другой угол, заснет, дожидаясь седока. Пройдет старушка в церковь, где уж, отражаясь на золотых окладах, красно и редко горят неси…етрично ра.ставленные восковые свечи. Рабочий народ уж поднимается после долгой зимней ночи и идет на работы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
план-конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме "Слова категории состояния"

Автор: Журтукова Жанна Галихановна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173313

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства