2. | Цели, которые учитель ставит перед учениками: -повторить основные сведения о морфемах Цель, которую учитель хочет достичь: организовать работу по повторению сведений о морфемах. Методы организации работы: эвристическая беседа. Используемые технологии: педагогика сотрудничества. Задачи: -самостоятельно формулировать тему и цели урока.
| III. Актуализация опорных заданий. -Посмотрите! На доске у нас тоже слова. Нет ли среди них лишних. Почему? (Корень, Предложение, Основа, Суффикс, Приставка, Словосочетание) -А все ли морфемы на месте? -Нет! (отсутствует окончание). -Молодцы! Кто уже догадался, о чем мы будем сегодня говорить? (о морфемах и их значении). -Давайте вспомним, какая наука занимается изучением морфем? (морфемика). -Записываем тему (слайд №1) -А эпиграфом к нашему уроку будут слова П.Чеснокова. Друзья! Задача наша такова – Откроем, как построены слова, Какие их морфемы составляют, Какую роль в словах они играют. (П.Чесноков.) (слайд №2)
-Какие же задачи стоят перед нами? * систематизировать знания; * анализировать, сравнивать, обобщать; *строить рассуждения, делать выводы; * преобразовывать информацию из одной формы в другую (теоретические задания в синквейне). -А теперь мне помогу консультанты, которые дадут определение, а вы скажите, какая это морфема. 1 консультант: "Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень). 2 консультант: "Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов." (Приставка). 3 консультант: "Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание). 4 консультант: "Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс). -Хочу обратить ваше внимание на то, что все задания, которые вы будете выполнять, записывайте через строчку, на полях ставя + или – (получилось; не получилось) (слайд№3). |
3. | Изучение нового учебного материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание необходимости новых знаний. Цель, которую хочет достичь учитель: сосредоточить внимание учащихся на различных значениях, которые появляются у слов, благодаря морфемам; Помочь осуществить информационную переработку текста в план. Методы и приемы: -создание проблемной ситуации; -создание ситуации успеха; -исследовательская работа; -индивидуальная работа; -работа в парах; -работа с учебником. Используемые технологии: -проблемного обучения; -гуманно-личностная технология; -компетентностно-ориентированное обучение; -индивидуальный подход. Развитие учебно -языковых и речевых умений. Коммуникативные результаты. 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 3. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. Личностные результаты. Осознавать возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности. Домашнее задание. Цель: закрепить умение находить морфемы, знать, что они обозначают; отрабатывать навык по использованию интернет ресурсов; учиться создавать лингвистические тексты. Регулятивные УУД. 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. | IV. Формирование новых понятий. -Морфемы! Морфемы! А знаете ли вы, кто ввел этот термин? Когда он появился впервые? -Послушайте сообщение и ответьте на вопрос,где можно использовать этот материал? Полезен ли он? (слушаем подготовленного ученика) (слайд №4) (сообщение в приложении). -Отвечаем ( во время викторин, олимпиад). -Я вижу, что вы обладаете хорошим багажом знаний, и среди вас есть ребята, которые получили задание написать сообщение в форме лингвистического рассказа «Душа слова» ( 4 человека). 1-й ученик: Слово в моем представлении - это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце - корень. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющее тепло улыбаться. А другие таят в себе зло, равнодушие, эгоизм, корысть, зависть. 2-й ученик: Голова слова - это приставка. Она всё время думает, как помочь сердцу – корню - лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Вот смотрите: шёл, шла, шли. Куда, зачем - попробуй догадайся! А если добавить приставку, многое становится понятным: пришел, пошел, сошел, отошел, ушел, обошел… Вот что значит слово "с головой"! 3-й ученик: А суффикс - это руки! Да, волшебные руки. Суффикс может всё! Изменить размер и рост? Пожалуйста! С ним дом - не просто дом, а маленький дом-ик, дом-ишк-о, или огромный дом-ин-а, дом-ищ-е. Суффикс способен даже превратить здание в человека! Не верите? Школа - школьник. Да что там здание! Даже город! Город - горожанин. Бутурлиновка - бутурлиновец. Правда, здорово? А казалось бы: всего одна или несколько букв – суффикс. Маленький, да удаленький! 4-й ученик: А что же такое окончание? Смысла не изменяет, значит, это только одежда. Как ни "нарядить" слово, всё равно оно будет означать то же самое. Зато окончание помогает спастись от одиночества. Один товарищ , а появилась чудесная "одёжка" - и появились товарищи. Но как трудно научиться различать окончания! Сколько их, самых разных! Попробуй запомнить. Что ж, слова, как и мы, стремятся разнообразно и модно одеваться. -Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? ( о морфемах). -Вы не только слушаете, но и записываете основные положения в виде плана, затем самостоятельно проверите и оцените свою работу (слайд №5 для самопроверки). -Убедились, какую роль играют морфемы! (зачитывают слайд, проверяют, оценивают). V. Работа с учебником. -А сейчас поработаем с головой и руками, т. е. с приставкой и суффиксом и выясним, как замена одной морфемы способна изменить значение слова или его форму. -В этом нам поможет упр.12(стр.146,1ч.). Запишите слова в три столбика, обозначьте морфемы и выясните их значение, пользуясь опорой. Слово делится на части… (слайд №6) -А сможете ли вы быстро собрать слова, которые разделили на части в упр. 13 (стр.147,1ч.). -Работаем по правилу «Кто справился - рука поднята». -У вас есть возможность помочь друг другу.(Выполняют, записывают в столбик. Слайд №7-проверяют). -Кто справился сам? -Кому помогла работа в парах? -Не забыли обозначить морфемы? Оценить свою работу?
А сейчас вы должны выполнить первое задание (см. карточку) и сравнить слова по значению. Вывод: при помощи приставки получили новые слова со значением движение… . Выполняем второе задание. Вывод: при помощи суффикса получаем новые слова и каждый из суффиксов указывает или на предмет, или на вид спорта, или сообщает род занятий.
VI. А теперь мы отдохнем. Проведем ФИЗМИНУТКУ. -Продолжим работу, выполнив задание 2 (см. карточку). -И здесь необходимо рассуждать, анализировать, т. к. после выполнения этого задания вам необходимо восстановить вывод. Слайд №8(проверка) Слайд №9(вывод) -Молодцы! Вы верно определили лексическое значение слов! А вот что происходит с ребятами, которые об этом забывают. VII. Слушаем сообщение подготовленного ученика. Хлопоты – аплодисменты (от слова хлопать в ладоши), в современном языке образовано от глагола хлопотать – «усердно заниматься чемлибо». Ранец – раненый боец; Воротник – вратарь (человек, стоящий на воротах). Весельчак – гребец (от слова весло – «тот, кто сидит на вёслах»), в современном языке толкуется как «весёлый человек» (ср. смельчак – «смелый человек»). -Перед нами еще одна задача (см. карточку 4). Выполняем устно. -Но есть в русском языке еще один удивительный суффикс, который… . А впрочем о нем нам поведает лингвист(слушаем подготовленного ученика, который рассказывает о суффиксе -ер-). -Ваша задача внимательно прослушать и записать все слова с этим удивительным суффиксом в столбик. Слайд №10 (проверяют и оценивают). VIII. Викторина. -А сейчас преобразуем информацию из одной формы в другую (предложение-слово). *Прибавить одно к другому (сложить); *Написать, позаимствовав у другого и выдав за свое (списать); *Покрыть сплошными царапинами (исцарапать); *На некоторое время задуматься (призадуматься); *Не имеющий определенной формы (бесформенный). Слайд №11 (проверяют и оценивают). -А обобщим нашу работу с помощью синквейна. -А что это такое? Слайды № 12,13 и карточки (см. приложение). -Перед вами карточки-информаторы, которые помогут справиться с заданием. Слушаем и оцениваем. IX. ИТОГИ. -На протяжении всего урока вы оценивали свою работу, ставя + или - Посчитайте + и - , если у вас ( см. слайд №14). -Кто получил «5», кто- «4»… . X. Домашнее задание вы будете выполнять по выбору. 1.Написать лингвистическую сказку о приключениях в стране «Морфемике» 2. Создать презентацию «Морфемы в нашей жизни». 3.Составить игру «Четвертое лишнее». 4.Упражнение 17. 5. Упражнение 16. XI. Подведение итогов урока. -И в конце занятия хотелось бы, чтобы каждый из вас проанализировал свою работу на уроке, закончив предложение. (СЛАЙД №15). (СЛАЙД №16-резерв). |