Конспект урока русского языка учителя русского языка и литературы МБОУ «Джанайская средняя общеобразовательная школа» Абдрахмановой Гульфии Ануаровны
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Морфемы – значимые части слова
Учебник: Русский язык: 5 класс: в 2-х ч. (А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Е.Я.Шмелёва); под редакцией А.Д.Шмелёва.- Москва: Вентана-Граф, 2012.
Программа: Л.О.Савчук. Русский язык 5-9 классы Москва: Вентана-Граф, 2013.
Целевые установки на достижение результата:
-личностные: осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности
-метапредметные: анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения
-предметные: находить морфемы в словах, определять значение морфем и выводить лексическое значение слова из суммы морфем, составляющих основу слова
Тип урока: урок введения нового знания
Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная с последующей взаимопроверкой. парная
Оборудование: компьютер с подключением к сети интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор
Структура и ход урока:
№п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1 организационный
1.Создаёт эмоциональный настрой.
http://www.youtube.com/watch?v=cEiB8Kzg_5k (1.31)
2.создаёт условия для вхождения в тему: морфемика открывает свои секреты
1.смотрят видеоролик и настраиваются на работу
2. осознают, для чего нужно знать морфемику
2 Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания
1.Подводит ребят к теме, создаёт проблемную ситуацию: посмотрите на схему системы языка
https://docs.google.com/presentation/d/1rKLbvCZHOBkxZ7NucMe3pm724e8zyjNxk5ftzRHmPTw/edit?pli=1#slide=id.g1df60c147_090
2. использует диалог, обсуждает затруднения
-какая единица языка более сложная, чем звуки, и более простая, чем слово?
-сравним звуки и морфемы в составе слова
Звук [о] не обладает значением сам по себе, но в составе слова имеет значение, например, в слове неб-о –окончание существительного среднего рода , именительного падежа,
-какое значение передаёт корень лес-?
- а суффикс –ок в слове лесок?
-если к слову правда добавим приставку не,
то получим слово с противоположным значением- неправда
1.учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему, задачу совместно с учителем
Регулятивные -прогнозирование;
Познавательные -осознанное устное высказывание;
Коммуникативные -управление поведением партнёра. Оценка его действий;
Личностные -личностный выбор, оценивание усваиваемого материала
3.Постановка учебной задачи. целеполагание
1.Друзья! Наша задача такова-
Откроем, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
- о чём мы будем говорить на уроке?
-а из чего состоит слово?
2.даёт советы по выполнению упражнения №13
( работа в паре)
Высказывают предположения на основе наблюдений, формулируют основной вопрос урока
Учатся добывать информацию различными способами: наблюдение, чтение, слушание; открывают новые знания;
Учатся доносить свою позицию до других, аргументировать её
Регулятивные УУД
формируются познавательные УУД
формируются коммуникативные УУД
4.Открытие нового материала
Информирует http://fcior.edu.ru/card/12934/morfema-izmenenie-i-obrazovanie-slov-osnova-i-okonchanie-i.html
Советует прочитать информацию в учебнике на с.146, рассмотреть схему
-давайте дадим определение каждой морфеме
- приведите примеры однокоренных слов с разными морфемами
анализируют, сравнивают, обобщают; строят рассуждения, делают выводы
задают вопросы
-Что такое…?
Высказывают и аргументируют свою точку зрения, корректируют её
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
5.Первичное закрепление
Даёт советы по выполнению упражнения №12. Консультирует, помогает
Физкультминутка
ppt4web.ru/detskie-prezentacii/fizkultminutka-moi-druzja.htm
Выполняя упражнение№12, развивают умение находить родственные слова
1 часть- коллективная работа (договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности)
2 часть – самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой( оказывают необходимую взаимопомощь и осуществляют взаимный контроль)
4 часть – самостоятельное составление предложений
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
6.Включение нового материала в систему знаний, повторение
Даёт консультацию по выполнению упражнения №14.
Задаёт наводящие вопросы
- без какой морфемы не может быть слова?
-А сейчас решим кроссворд, чтобы повторить тему урока
http://learningapps.org/display?v=phszaaxu501&preview=1
Сравнивают словообразовательные модели, сопоставляют слова со словообразовательными моделями, делают выводы
Решают кроссворд (групповая работа)
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
7.рефлексия
Настраивает учащихся на подведение итогов урока:
-какую цель вы ставили перед собой в начале урока? Удалось вам её достичь? Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
Оценивают свою работу на уроке
Регулятивные УУД
8.Домашнее задание
Дифференцированное задание по группам в форме тестирования;
Упражнение 17( по желанию)
Записывают задания в дневник